"Последние процессы в Туркмении обозначили несколько центров влияния, подковерная, а то и открытая борьба которых после похорон Туркменбаши может вступить в завершающую фазу. Как по-вашему, возможно ли их прямое или косвенное воздействие на Азербайджан?" С этим вопросом корреспондент ИА REGNUM обратился к независимому политологу, президенту Общественного Форума Азербайджана, бывшему помощнику пpезидента Азеpбайджана Эльдаpу Намазову.

Я думаю, что сейчас весь мир с большим вниманием следит за процессами, происходящими в Туркмении, поскольку эта страна является очень важной с геополитической и геоэкономической точек зрения. От политики Ашхабада в сфере транспортировки его энергоресурсов на мировые рынки зависят многие проекты в Кавказском и Центрально-азиатском регионах. Как известно, политические процессы в этой стране раньше протекали исключительно в закрытой форме и потому публичных фигур, открытых политических группировок в ней мало. Все это годами подавлялось со стороны авторитарного режима и поэтому сейчас трудно определить центры влияния и ресурсы, которыми они владеют. Согласно поступающей информации ситуация в государстве меняется от часа к часу, и ясно, что за ее развитием пристально наблюдают и в ближайшее время можно ожидать попытки закрепить свое влияние со стороны России, США, Евросоюза, Турции и Ирана.

Наша страна не является достаточно крупным игроком, чтобы принимать участие в этих баталиях. Тем не менее, общие морские границы, важные проекты по транспортировке туркменского газа через территорию Азербайджана, споры вокруг некоторых месторождений, расположенных на границе азербайджанского и туркменского секторов Каспия, которые до сегодняшнего дня омрачали взаимоотношения двух государств и другие сложные вопросы заставляют нас пристально наблюдать за всеми процессами, происходящими сегодня в Туркмении.

ИА REGNUM: Как вы помните, в годы правления Туркменбаши многие азербайджанцы, особенно те, кто имел в Туркмении свой бизнес, вынуждены были вернуться на родину. По-вашему, может ли в обозримом будущем создаться благоприятная ситуация для их возвращения в эту азиатскую страну?

На это вопрос трудно ответить, пока не ясен исход борьбы за власть в Туркмении и до конца неясны программы, внешнеполитические установки тех сил, которые стремятся к руководству страной. Мы просто желали бы иметь с Туркменией дружеские и взаимовыгодные отношения. Как известно, в последнее время они были холодными. Дошло до того, что Туркмения отозвала обратно своего посла в Азербайджане, на длительное время приостановив функционирование своего посольства в Баку. Мы как соседи, как народ, имеющий с туркменами близкие исторические и культурные корни, конечно, желаем быстрейшей стабилизации обстановки в Ашхабаде, решения вопроса избрания легитимного президента и начала работы по восстановлению дружеских отношений между нашими странами.

ИА REGNUM: Входит ли в число этих пожеланий небольшая демократизация или вестернизация Туркмении?

Независимо от наших пожеланий не думаю, что Туркмения сможет остаться такой, какой была во времена правления Ниязова. Трансформация начнется, но важно, чтобы туркменское государство достигло стабильности, демократии и процветания по возможности без больших потрясений.