Обзор СМИ с 01.12 по 07.12

Военный вестник. На 14-м заседании Совета министров ИД стран-членов ОБСЕ. Итоги минской встречи президентов Армении и Азербайджана. Вопросы урегулирования. Конституционный референдум

Военный вестник Страницы азербайджанских СМИ вновь пестрят сообщениями о нарушениях режима прекращения огня армянской стороной. Так, согласно бакинской "525-й газете", 1 декабря подразделения армянских вооруженных сил в течение 30 минут обстреливали из автоматов и пулеметов позиции азербайджанской армии возле села Баш Гервенд Агдамского района. Те же позиции, сообщает агентство "Тренд", были обстреляны и 4 декабря. По сообщению Day.az, 5 декабря с 20:40 по 20:55 позиции азербайджанских войск были обстреляны вблизи сел Коханеби, Гаджигасанли и Агбулаг Товузского района. "АПА" сообщает об обстреле расположенных в селе Шюкюрбейли позиций азербайджанских войск 6 декабря. В последнем случае, согласно агентству, имела место получасовая перестрелка, однако минобороны Азербайджана эти сведения не подтвердило.

По сообщению "АПА", 6 декабря группа депутатов Милли Меджлиса Азербайджана отправилась в прифронтовые районы. Депутаты встретились с командиром Бардинского корпуса, генерал-майором Низамом Османовым, и планируют посетить некоторые военные части, расположенные на линии фронта. Согласно бакинской "525-й газете", в ходе визита членов Милли меджлиса в Агдам подразделения Вооруженных сил Армении на нескольких направлениях нарушили режим прекращения огня. Одновременно "525-я газета" сообщает, что в районе Агдама армянские вооруженные силы продолжают проводить военные учения, "и тем самым наносят значительный ущерб жителям прифронтовых сел". Газета сообщает, что из-за артиллерийских выстрелов во время военных учений дрожит земля и дома жителей сел, расположенных на линии соприкосновения, пришли в аварийное состояние. Подобные случаи, пишет "525", в основном наблюдаются в селах Чыраглы, Чеменли, Ортагышлаг, Мюрешелли Агдамского района.

Армия обороны Нагорного Карабаха совершенствует полевую подготовку командного состава и штабов. "В 2006 году командование Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики несравнимо большее внимание уделило совершенствованию полевой подготовки командного состава и штабов, что является важным направлением деятельности состоявшейся армии", - сообщил журналистам начальник штаба Армии обороны НКР генерал-майор Мовсес Акопян. Как передает ИА REGNUM, генерал также заявил: "В центре внимания были как теоретическая, так и практическая подготовка, планирование и ведение боя или военной операции, руководство вовлеченными в учение силами и средствами. В результате повысилась степень оперативной и тактической подготовки командного состава, заложена новая основа для согласованного руководства войсками". По его словам, в 2007 году военное командование будет продолжать укреплять боеспособность Армии обороны и сделает все, чтобы народ жил в условиях мира.

Как сообщает электронная газета "KarabakhOpen", 6 декабря министр обороны республики, генерал-лейтенант Сейран Оганян созвал выездную пресс-конференцию. Сначала вместе с журналистами он посетил военно-спортивную гимназию имени генерала Христофора Иваняна, а затем - 4-й оборонительный район. Журналисты в сопровождении министра обороны поехали на передовую линию, где прямо в палатке была организована пресс-конференция. Оганян рассказал о состоявшемся на днях заседании Совета безопасности, на котором обсуждалось также положение на линии соприкосновения и, как сообщалось, "президент дал соответствующие поручения". "Мы отчитались президенту о том, что случилось в ходе боевых дежурств за последний месяц на линии соприкосновения. Рассказали также о всех мероприятиях, инженерных работах, которые, согласно плану 2006 года, уже завершаются. Верховный главнокомандующий дал распоряжение более последовательно выполнять все оборонительные мероприятия", - отметил министр.

Каждый день в средствах массовой информации появляются информации о том, что армянская сторона, якобы, "в очередной раз нарушила режим перемирия". Поток информаций создает ложное впечатление о положении на линии соприкосновения. Что противопоставляет этому карабахская сторона - помимо ленивых отговорок, что это, мол, очередная дезинформация? Отвечая на вопрос "KarabakhOpen", министр обороны НК, генерал-лейтенант Сейран Оганян подчеркнул: "Нарушения режима перемирия со стороны Азербайджана были всегда. В прошлом мы об этом предпочитали не говорить. Не хотели говорить об одиночных выстрелах, хотя, думаю, это необходимо. Поскольку эту ситуацию азербайджанская сторона использует в пропагандистских целях, утверждая, что именно мы нарушаем режим перемирия". По мнению министра, любой мало-мальски смыслящий в этом человек понимает, что это не так. По словам министра, ситуация на линии соприкосновения сравнительно спокойная. "Конечно, перестрелки бывают, бывают и снайперские выстрелы. Мы отвечаем на них только тогда, когда выстрелы целенаправленные. На беспорядочные выстрелы мы не отвечаем. 2006-й год был более спокойным: в этом году мы практически свели к нулю потери от выстрелов со стороны противника. И это в основном благодаря тому, что при обустройстве инженерных сооружений мы обращаем особое внимание на обеспечение безопасности личного состава", - сказал министр обороны. На вопрос, были ли с азербайджанской стороны попытки продвинуть вперед позиции, министр ответил: "Мы предотвратили то, что происходило в 2004, 2005 годах, поскольку мониторинг линии соприкосновения стал строже. Можно сказать, что в этом году таких попыток почти не было", - сказал министр. Напомнив, что на днях советник президента Армении Гарник Исагулян заявил о том, что территории во время войны освобождались для того, чтобы было что предложить Азербайджану взамен на статус Карабаха, газета обратилась к Сейрану Оганяну с вопросом, зачем освобождались освобожденные территории. "Эти земли освобождались с целью создать вокруг Нагорного Карабаха зону безопасности и обеспечения для населения условий для жизни. Мы уничтожили все те огневые точки, которые угрожали населенным пунктам нашей республики. Конечно, если мы хотим решения карабахского вопроса, нам необходимо подумать о компромиссах, о возможных разменах, которые могут стать предметом переговоров. Если вы заметили, я об этом никогда не говорю. Моя задача - укреплять передовую линию и воевать за каждую пядь земли", - сказал Оганян.

Как сообщает пресс-служба МИД Нагорного Карабаха, 4 декабря, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана восточнее населенного пункта Сейсулан Мартакертского района НКР. С позиций Армии обороны НКР наблюдение вели полевые помощники Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания), Мирослав Выметал (Чехия) и Жаслан Нуртазин (Казахстан). Мониторинг прошел согласно намеченному графику. Однако азербайджанская сторона, как и во время предыдущих мониторингов, не вывела наблюдателей ОБСЕ на свои передовые рубежи. Кроме того, сообщает информационный портал МИД НКР, за несколько минут до завершения наблюдения участники мониторинга зафиксировали одиночный выстрел из стрелкового оружия, раздавшийся с правого фланга позиций вооруженных сил Азербайджана. Пострадавших нет. С карабахской стороны миссию ОБСЕ сопровождали представители Министерства иностранных дел и министерства обороны НКР.

На 14-м заседании Совета министров ИД стран-членов ОБСЕ

Агентство "Ноян Тапан" опубликовало принятое 5 декабря Советом министров ОБСЕ в Брюсселе заявление о карабахском конфликте. "Нас воодушевляет то обстоятельство, что в ходе 2006 года переговоры, которые организуются сопредседателями Минской группы ОБСЕ и пользуются поддержкой Действующего председателя ОБСЕ, приблизили стороны к соглашению вокруг основных принципов решения карабахского конфликта. Мы приветствуем тот факт, что руководители Большой Восьмерки выразили на июльском саммите в Санкт-Петербурге свою поддержку этим усилиям. Мы обращаемся с призывом к президентам Армении и Азербайджана удвоить в будущем году эти усилия и по возможности быстро достичь окончательного оформления этих основных принципов. Мы призываем стороны расширить при содействии международной общественности сотрудничество с целью подавления пожаров на пострадавших территориях, осуществления Экологического действия, направленного на преодоление опасных последствий этих пожаров. Такие мероприятия могут стать значительным шагом в направлении восстановления доверия между сторонами. ОБСЕ всегда готова поддержать подобные шаги. Мы также выражаем нашу поддержку постоянному представителю Действующего Председателя ОБСЕ и его миссии в регионе, особенно в деле их эффективного содействия миссии Экологической оценки и продолжающегося мониторинга режима перемирия. Мы сожалеем, что по протяженности фронтовой линии продолжают происходить инциденты, которые приводят к смертельным случаям с обеих сторон и призываем стороны строго сохранять режим перемирия".

Мы достигли определенного баланса в обсуждаемых вопросах и вступили в новый этап в период существования организации. Как сообщает азербайджанское агентство "АПА", об этом на церемонии закрытия состоявшегося в Брюсселе 14-го заседания Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ заявил действующий председатель этой организации, министр ИД Бельгии Карл де Гухт. Председатель ОБСЕ отметил, что в ходе обсуждений были предприняты прогрессивные шаги в вопросах урегулирования конфликтов в Нагорном Карабахе и Косово, а также в области транспорта, энергетики и защиты детей от сексуальной эксплуатации. Коснувшись вопросов о "замороженных конфликтах, Карл де Гухт отметил, что по сравнению с конфликтами в Молдавии и Грузии, в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе достигнут определенный прогресс.

"Чтобы подсластить пилюлю безрезультатного заседания СМИД ОБСЕ, бельгийцы как нынешние председатели в ОБСЕ попытались объявить о прогрессе в урегулировании нагорно-карабахского конфликта", - пишет российская газета "Время Новостей". "Доверие между Азербайджаном и Арменией существенно возросло, и потому очень возможно, что в следующем году вы увидите решение проблемы Нагорного Карабаха", - заявил действующий председатель ОБСЕ Карел де Гухт. На заседании, как сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров, было согласовано заявление по Нагорному Карабаху, "которое приемлемо и для Армении, и для Азербайджана". Но, очевидно, это заявление Москва воспринимает без особого энтузиазма. Сергей Лавров одобрил его как "политический сигнал поддержки процесса переговоров", но подчеркнул: Какая-либо чрезмерная публичность, какие-либо обещания достичь договоренности к тому или иному сроку едва ли помогают делу, пишет газета.

Замминистра иностранных дел Турции Рафет Акгюнай, выступая на министерской встрече ОБСЕ в Брюсселе, заявил, что Турция надеется, что 2007 год станет годом прорыва в истории нагорно-карабахского конфликта. По его словам, Турция воодушевлена продолжающимся и совершенствующимся диалогом между Азербайджаном и Арменией. "Мы рады выразить свой оптимизм, хотя и с определенной осторожностью, что перспективы политического разрешения в истории этого конфликта никогда не были так близки. Мы надеемся, что 2007 год станет годом прорыва", - сказал Акгюнай. (Day.Az).

Евросоюз в лице министра иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойа обратился с призывом к Азербайджану и Армении не упустить возможности достижения прогресса в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Заявление ЕС было оглашено на министерской встрече ОБСЕ в Брюсселе. "Евросоюз выражает удовлетворение недавним принятием Плана действий Европейской политики соседства с Арменией, Азербайджаном и Грузией. "Мы надеемся, что его применение укрепит стабильность в регионе и связи между ЕС и странами Южного Кавказа", - говорится в заявлении. В заявлении было отражена поддержка со стороны ЕС усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, направленные на разрешение нагорно-карабахского конфликта. "Мы призываем обе стороны не упустить возможность достижения прогресса. Мы приветствуем успешную работу миссии ОБСЕ по оценке ситуации на пораженных пожарами территориях и встречу официальных лиц с обеих сторон линии соприкосновения", - подчеркивается в заявлении. (ИА REGNUM).

Заявления ОБСЕ и Евросоюза, а также выступления министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Брюсселе на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ, свидетельствуют о том, что "окно возможностей", появившееся в 2006г., в полуоткрытом состоянии переносится в новый год, пишет газета "Айоц Ашхар". Это обстоятельство не может не внести свои коррективы в марафон все приближающихся к своему финалу переговоров, и даже включить в них абсолютно новые элементы. То есть, создается ситуация, когда любая попытка серьезного обсуждения вариантов урегулирования Карабахского конфликта неизбежно выведет стороны на арену острой внутриполитической борьбы за власть, а значит, требование, озвученное на ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ по Карабахскому вопросу и фиксирующее приближающуюся развязку конфликта, сталкивается с новой преградой. По мнению газеты, обе стороны подошли к некой граничной черте, для перехода которой не имеют достаточных ресурсов, и потому нуждаются в некоторой паузе. Этим газета объясняет и тот факт, что в Брюсселе не встретились друг с другом участвующие на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ Вардан Осканян и Эльмар Мамедьяров. Таким образом, заключает газета, логика и трезвый расчет подсказывают необходимость выбора второго варианта, потому как урегулирование является такой сложной проблемой, при решении которой всегда нужно помнить известное выражение "лучше поздно, чем никогда".

Уходящий 2006-й год не принес реальных подвижек в решении карабахской проблемы. Такое мнение выразила координатор ереванского Института гражданского общества и регионального развития, политолог Шушан Хатламаджян. По ее словам, международные организации и посредники неоднократно заявляли, что проблема Карабаха будет окончательно решена в 2006-м году, постоянно говорили об "окне возможностей", от встреч президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева ожидали реальных подвижек в решении карабахской проблемы. "Было ясно, что посредники стараются вывести урегулирование на новый уровень, и решить хотя бы некоторые важные проблемы с лидерами двух стран, до наступления электорального периода 2007-2008 годов. Как известно, это ажиотажное ожидание "прорыва" в урегулировании не только не оправдалось, но и дало основание обвинять посредников и стоящие за ними державы в нажиме", - заявила Хатламаджян. По ее мнению, практика урегулирования конфликтов последнего времени говорит о том, что разрешение карабахской проблемы будет достигнуто не в юридической плоскости, а в сугубо политической. "Очевидно, что нет и не может быть общего подхода, и дело не только в различных структурах конфликтов, но и в интересах политических игроков в том или ином регионе", - сказала политолог. Она отметила, что в карабахский конфликт, прямо или опосредованно, вовлечены самые разные страны, блоки, политические союзы и группы корпоративных интересов. Вместе с тем политолог считает, что не стоит фетишизировать либо демонизировать и эти интересы, и это влияние, и этот конфликт интересов. "Ныне южнокавказские интересы супердержав вступают в новый долговременный виток своего развития и это предполагает, что неразрешенные конфликты должны быть решены - карабахский в частности, и даже в первую очередь. Так как уже года два как ясно, что остальные конфликты постсоветского пространства будут трансформированы "по ходу" разворачивания новой геополитической реальности на данном пространстве и их конкретная "дорожная карта" - лишь дело техники, в сочетании с дипломатическим нажимом", - отметила Хатламаджян. ("Новости-Армения").

По мнению бакинской газеты "Зеркало", создается впечатление, что кто-то в Баку, а скорее всего, в Ереване пытается "сбросить обороты". Дело в том, пишет газета, что сразу после минской встречи президентов, которая состоялась в конце ноября, и в Баку, и в Ереване заявили, что переговоры будут продолжены в начале декабря в Брюсселе между министрами иностранных дел с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Притом нельзя было не заметить, что Баку был настроен более оптимистично. Однако буквально накануне СМИД ОБСЕ в Ереване заявили, что никакой встречи между министрами иностранных дел в Брюсселе не запланировано. Если подвести предварительные итоги СМИД ОБСЕ, то можно сделать вывод о том, что встреча в Брюсселе стала еще одним доказательством усиления противоречий между Россией и ее западными партнерами, в том числе в определении подходов к урегулированию "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве. В принципе, отмечает газета, стороны этого и не скрывали...

Очередной этап карабахских переговоров запланирован на январь 2007 года в столице Испании, сообщает бакинская "525-я газета". После небольшого перерыва, планируется визит в регион министра Испании в качестве председателя ОБСЕ. А встреча сопредседателей с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении можкт состояться в лучшем случае в январе следующего года. Таким образом, отмечает газета, год за годом продолжаются безрезультатные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Газета напоминает, что глава МИД Армении Вардан Осканян на собрании в Брюсселе заявил, что армянская сторона может согласиться на мирный договор только в том случае, если азербайджанская сторона согласиться на то, чтобы "народ Нагорного Карабаха сам определил свою судьбу". "А сейчас основные принципы переговоров связаны с признанием права карабахского населения на определение дальнейшей судьбы и параллельно, устранением последствий конфликта", - отметил Осканян. Что касается позиции Азербайджана, то, пишет газета, она давно ясна и глава МИД Эльмар Мамедъяров видит решение карабахского конфликта только в рамках территориальной целостности страны и не рассматривает какие-либо альтернативные моменты.

Итоги минской встречи президентов Армении и Азербайджана

По мнению электронной газеты "Analitika.az", переговоры в Минске прошли в весьма быстром темпе, но стали более знаковыми, чем предыдущие диалоги. Вроде бы, конфликтующие Азербайджан и Армения сблизили свои позиции, хотя так и не воспользовались "золотым окном" 2006 года. Азербайджанская дипломатия заявила, что остался один единственный несогласованный вопрос, который, по всей видимости, и был все эти годы главным. "Не скажем точно, как близко стороны подошли к подписанию мирного соглашения, но то, что шаг вперед сделан - это безусловно. Переговоры идут весьма интенсивно, хотя опыт подсказывает, что темпы тут особой роли не играют. Меж тем в двери стучится год 2007-ой. Начинается период выборов. Пока в Армении, далее будут и в Азербайджане. Когда настанет следующее "золотое окно"? В 2009-м году. Возможно".

Переговоры по вопросу карабахского урегулирования не зашли в тупик. Это мнение высказал на пресс-конференции 1 декабря министр ИД Армении Вардан Осканян, оценивая состоявшуюся 28 ноября в Минске встречу президентов Армении и Азербайджана как конструктивную и содержательную. По его словам, главы двух государств сконцентрировали свое внимание на пока нерешенных вопросах. "Достижение прогресса возможно, поскольку 2,5-страничный документ, являющийся предметом переговоров, вполне реален, логически обоснован. В 2007 году остается открытой возможность урегулирования конфликта", - считает министр. Осканян подтвердил позицию армянской стороны, согласно которой этот вопрос должен решаться на основе реализации права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, подчеркнув, что кажущееся противоречие между принципами территориальной целостности и права наций на самоопределение может быть совмещено путем референдума.

Президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев на встрече в Минске в рамках саммита СНГ на этой неделе не достигли прогресса по ключевым пунктам нагорно-карабахского урегулирования. Об этом, сообщает бакинское "АПА", заявил российский политолог Сергей Маркедонов. По его словам, без решения вопросов о статусе Карабаха, проблеме беженцев и нормализации экономических отношений между Арменией и Азербайджаном ни о каком прогрессе говорить нельзя. "Нужно отказаться от ожиданий быстрого решения карабахского конфликта - его нет. И не будет 20-30 лет. Это очень сложная проблема". По мнению политолога, в процессе обсуждения в рамках Минской группы ОБСЕ должны принимать участие не только президенты Армении и Азербайджана, но и делегации парламентов двух стран и неправительственные организации.

Результаты этой, скорее всего последней в уходящем году, встречи президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева были весьма скромными. Так прокомментировал корреспонденту PanARMENIAN.Net итоги встречи президентов Армении и Азербайджана в Минске заведующий отделом проблем международных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. По его словам, итоги минских переговоров напомнили результаты встреч в Лондоне, Рамбуйе и в Бухаресте. "После минской встречи президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что на встрече удалось согласовать ранее несогласованные вопросы и "мы приближаемся к последней стадии переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". В то же самое время глава Азербайджана признал, что остаются "принципиальные вопросы, по которым мнения сторон различаются", - отметил он. По словам аналитика, скорее всего, Алиев-младший имел в виду проблему беженцев, а также вопрос территорий. "И, естественно, вопрос о статусе самого Карабаха. В отличие от своего коллеги президент Армении Роберт Кочарян предпочел взять паузу для обдумывания сложившейся ситуации", - отметил Маркедонов. "Самое главное в прошедших переговорах то, что не достигнуто доверие между сторонами. Фактически переговоры стали делом двух приятных джентльменов-президентов Алиева и Кочаряна", - заявил Маркедонов. По его словам, в переговорный процесс не вовлечены парламентарии, представители "третьего сектора", эксперты. "Точнее, они вовлечены, но, скорее в обход Минской группы, а не ее стараниями. Все эти контакты напоминают частные инициативы, а не систему мер. Между тем, было бы чрезвычайно важно "охватить" переговорами не узкий круг посвященных, а более широкий круг людей. Это, тем самым, освобождало бы президентов двух стран от того общественного пресса, который они испытывают", - сказал он. Российский аналитик считает, что, будучи лидерами своих государств, президенты не могут давать обещания противоборствующей стороне, равно как и идти на компромисс. "В случае расширения круга переговорщиков разделяется и персональная ответственность между участниками мирного процесса. С другой стороны, сама дипломатическая сторона мирного процесса должна из пиар-проектов превратиться в рутинную экспертную работу. Таким образом, сегодня мирный процесс по Нагорному Карабаху нуждается в "перезагрузке". С одной стороны, он требует вовлечения свежих лиц и свежих идей, а с другой определенной дипломатической "рутинизации". Первая мера позволит укрепить доверие к противнику, а вторая сделать переговоры уделом профессионалов, а не первых лиц государств. Именно "обновление" карабахского урегулирования должно стать приоритетной задачей 2007 года", - подчеркнул Маркедонов.

Как сообщает бакинская "Эхо", по мнению главы Движения ветеранов Карабаха Азербайджана Этимада Асадова, на переговорах президентов не было серьезного продвижения. "Трудно сказать, официальной информации пока нет. Неизвестно, что в будущем может нас ожидать, но все же не считаю, что на прошедших переговорах президентам удалось достичь чего-то серьезного". Председатель Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги высказывает серьезные опасения по поводу переговоров на высшем уровне. "К сожалению, со стороны представителей Азербайджана и Армении официальных заявлений нет. Обычно в таких случаях представители Армении, будь-то президент или кто-то иной, сразу выступают. Но на этой раз, а я слежу за армянской прессой, ничего такого не наблюдается. Но было одно примечательное заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева: "Мы подошли к завершающей стадии". Я считаю, что это говорит о том, что для Азербайджана здесь присутствуют какие-то опасные моменты, так как в контексте тех принципов и вопросов, которые обсуждались до сих пор, согласование для Азербайджана приемлемого варианта невозможно. То есть обсуждается вопрос о референдуме, статус или промежуточный статус Нагорного Карабаха, размещение миротворческих сил и т.д. Все эти моменты противоречат интересам Азербайджана. И если президент Азербайджана говорит так, значит, они подошли к завершающей стадии по этим принципам. Поэтому я считаю, что в этом вопросе для Азербайджана есть серьезная опасность. Если по данным принципам будут достигнуты какие-то соглашения, то это будет против интересов Азербайджана. "Думаю, что, с одной стороны этот год был неудачным для азербайджанской дипломатии, а с другой - ничего успешного не удалось сделать и МГ ОБСЕ. С начала года посредники и представители тех государств, которые занимаются посредничеством, США, Россия и Франция, делали оптимистичные прогнозы, но они ничего положительного, к сожалению, не добились. Надеюсь, что посредники наконец-то поймут, что их действия никаких результатов не дают и прекратят так называемую деятельность. Кроме этого я надеюсь, что азербайджанские власти поймут, что путем переговоров разрешение нагорно-карабахского конфликта невозможно, откажутся от этих бесплодных переговоров и начнут готовить свое общество, армию и экономику для освобождения своих территорий военным путем", - сказал председатель ООК.

"На последней встрече президентов Армении и Азербайджана произошло тоже, что и произошло на предыдущей и произойдет на следующей встрече, то есть - ничего", - заявил в интервью агентству "Кавказский Узел" директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян. По его словам, все заявления вокруг этой встречи, имеют примерно тот же смысл, что и заявления, которые были сделаны по поводу предыдущих встреч: "Процессы, которые идут в русле мирного карабахского урегулирования, принципиально более медленные, нежели каждая конкретная встреча. Причина этого состоит в том, что урегулирование карабахского конфликта не является интеллектуальной проблемой, то есть проблемой создания варианта, который устроил бы одновременно и азербайджанцев, и армян. Такого варианта не существует в природе, все варианты, а их всего три-четыре, давно придуманы умными людьми: политиками, политологами и др", - заявил аналитик. По его мнению, проблема мирного урегулирования не является проблемой согласия между лидерами, "ибо лидеры не живут в безвоздушном пространстве". Искандарян отметил, что карабахский конфликт это проблема баланса: военно -политического, военно-географического, внешних лоббингов, экономических сил и др. "Этот баланс не может измениться от того, что встретились Кочарян-Алиев: это происходит не за один день, а изменений в переговорном процессе без изменения баланса сил просто не может быть по определению, поэтому следить за бесконечными переговорами, на которые президентов заставляют идти, это просто бессмысленно. Эти переговоры результата принести не могут, и в этом плане переговорами их назвать трудно, их правильнее было бы назвать их имитацией, неким процессом, который идет извне", - заявил Искандарян. Он отметил, что организация подобных встреч является проявлением внешнего давления, а не внутренней потребности, исходящей из армянского или азербайджанского обществ. По его словам, у азербайджанского общества нет никакой потребности во встречах своего президента с Робертом Кочаряном, также как и армянское общество не заставляет своего президента встречаться с его азербайджанским коллегой: "Следовательно, наблюдать за каждым очередным этапом этих переговоров вообщем-то довольно бессмысленно и неинтересно".

На вопросы Day.Az отвечает министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров

Как Вы оцениваете итоги последнего раунда переговоров между президентами Азербайджана и Армении, прошедших на этой неделе в Минске в рамках саммита СНГ?

Встреча действительно прошла в конструктивной и открытой обстановке. Президенты во время встречи с глазу на глаз обсудили трудные вопросы, провели обмен мнениями. После этого они пришли к такому мнению, что уже после проведения анализа позиций друг друга они дадут соответствующие инструкции главам МИД.

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил о возможности проведения новой встречи президентов Азербайджана и Армении до конца этого года. Будет ли эта тема обсуждаться на предстоящей встрече глав МИД двух стран?

Мне такая информация не поступала, что этот вопрос может быть на повестке дня. Хотя ничего нельзя исключать.

Алиев заявил, что процесс карабахского урегулирования вступил в завершающую стадию. Означает ли это, что стороны действительно близки к заключению мирного соглашения?

Действительно, как я всегда отмечал, в процессе карабахского урегулирования есть 8-9 принципов, большинство из которых мы согласовали. И сейчас можно сказать, что остался всего один вопрос. Если и в нем мы сможем достичь продвижения, можно говорить о каком-либо сдвиге.

2006 год называли окном возможностей в карабахском урегулировании. Будет ли это окно закрыто с завершением года, или процесс продолжится далее?

Знаете, мое личное мнение относительно "окна надежды" состоит в том, что этот вопрос неправильно было бы привязывать к 31 декабря или же какому-то конкретному году.

В то же время периодически с армянской стороны поднимается тема проведения референдума по вопросу определения будущего Нагорного Карабаха. Насколько это соотносится с азербайджанским законодательством?

Знаете, вопрос о референдуме поднимался неоднократно. Но я неоднократно заявлял, что любое решение должно основываться на Конституции Азербайджана. Весь мир признает территориальную целостность Азербайджана. И если вы обратили внимание, в среду на саммите НАТО было принято решение, в соответствии с которым все конфликты, будь они в Грузии, Молдове или Азербайджане, должны быть решены в рамках принципа территориальной целостности. Поэтому любое соглашение должно основываться на Конституции Азербайджана. (Day.Az, с сокращениями).. Информацию о результатах последнего раунда диалога Кочарян-Алиев прокомментировал газете "Айоц Ашхар" политолог Левон Мелик-Шахназарян: "Ввиду того, что никаких официальных заявлений относительно встречи не было, трудно давать комментарии, а тем более говорить о результатах очередной встречи Кочарян-Алиев. Правда, Алиев заявил в Баку, что Азербайджан не изменил свою позицию и настаивает на решении проблемы в контексте его территориальной целостности, требований четырех резолюций Совета безопасности ООН, то есть - вывода "оккупационных сил с территории Азербайджана" и возвращения "более одного миллиона азербайджанских беженцев". На мой взгляд, это означает одно: последняя встреча Кочарян-Алиев, как и предыдущие, не дала никаких результатов. Под территориальной целостностью Азербайджан подразумевает не только освобожденные территории, но и всю территорию НКР, мы же говорим о территориальной целостности НКР. Иными словами, мы имеем дело с двумя взаимоисключающими позициями, и в таких условиях говорить об "окончательном этапе" неуместно. Быть может, заявление Алиева предназначено для внутреннего пользования, то есть только для азербайджанской аудитории. Иначе говоря, президент Азербайджана в очередной раз пытается убедить свой народ в том, что проблема может быть решена путем предоставления Карабаху какого-то широкого статуса автономии. Тем самым Алиев в очередной раз доказал, что хочет получить все, не отдавая ничего. Сегодня Карабах де-факто имеет гораздо более высокий статус - независимого государства, и неясно, исходя из каких соображений он должен отказываться от этого статуса, а уж тем более возвращать освобожденные территории, ничего не получая взамен. В этом плане, думаю, окно возможностей 2006 г. можно считать закрытым".

Как в таком случае понимать "оптимистические" утверждения того же Алиева о том, что переговоры достигли последнего, завершающего этапа?

Это не первый случай, когда стороны заявляют, что переговорный процесс как никогда близок к развязке, что 8 из 10-и спорных вопросов уже согласованы, а два еще предстоит обсуждать, или - по девяти вопросам уже достигнуто согласие, а по десятому пока не удалось договориться и т.д. Я остаюсь при мнении, что Карабахский вопрос не может быть решен за столом переговоров, и сколько бы Алиев ни заявлял, что процесс вступил в завершающий этап, уверен, что этап этот невозможно будет пройти.

Он говорит, что армянская сторона, кажется, отказалась от формата "5+2" и изъявила готовность к обсуждению вопроса о возвращении всех шести районов. Можно ли на этом основании сделать вывод, что позиции Азербайджана в переговорном процессе упрочились?

Согласно некоторым источникам, речь идет о возвращении, помимо Кашатагского и Карвачарского, всех освобожденных районов вокруг бывшей НКАО, то есть - 40-километрового коридора. Но я не думаю, что Армения в действительности готова уступить эти территории. Во-вторых, я не думаю, что Армения имеет право или уполномочена уступать эти районы, ибо они принадлежат народу Нагорного Карабаха. И в-третьих, не думаю, что в Армении или в Нагорном Карабахе найдется такой человек, который может или же осмелится подписать подобный документ. А потому я уверен: то, о чем сегодня говорят - переговоры ради переговоров. ("Айоц Ашхар").

Вопросы урегулирования

"По итогам саммита НАТО в Риге было принято коммюнике, в котором страны альянса выражают поддержку территориальной целостности Грузии, Азербайджана и Молдовы". Как сообщает бакинская "525-я газета", об этом сообщил заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниел Фрид. По его словам, НАТО впервые официально выразила свое отношение к "замороженным конфликтам" на территории бывшего СССР: "НАТО об этом заявляет впервые, и это является важным сигналом для этих стран", - отметил Фрид. При этом, по его словам, поддержка территориальной целостности этих стран не означает, что они могут перевооружиться и начать какую-либо войну. "Это означает, что мы будем рассматривать только мирные решения для "замороженных конфликтов", - подчеркнул Фрид, добавив, что НАТО будет помогать указанным странам "дипломатически". По мнению азербайджанского политолога Арифа Юнусова, Россия "действительно может повлиять на переговорный процесс, однако надеться, что она может надавить на Армению и помочь Азербайджану вернуть Карабах - наивно", пишет газета "Чоррорд Ишханутюн" со ссылкой на азербайджанские СМИ. "Урегулирование карабахской проблемы приведет к укреплению позиций США или, по большому счету Запада в регионе и к выдавливанию России из региона. Так почему же Россия должна ускорять этот процесс?" - заявил политолог.

Аналитик газеты "Республика Армения" Гаянэ Мовсесян обратилась к проблеме прав армянских беженцев. "Любой мало-мальски интересующийся проблемой Нагорного Карабаха иностранец - журналист или дипломат - прекрасно осведомлен о наличии в Азербайджане пресловутого "миллиона беженцев". Цифра, как мы неоднократно писали, надуманная. Согласно существующим статистическим данным, перемещенные в годы конфликта лица азербайджанской национальности составляют лишь 510 тыс., а не миллион человек. Их практически столько же, сколько беженцев-армян из Азербайджанской ССР. Почему же об армянских беженцах международное сообщество практически не осведомлено?" - задается вопросом аналитик, и сама же отвечает: "Да потому, что в отличие от нас Азербайджан на всех уровнях постоянно поднимает этот вопрос во всех международных инстанциях, требуя возвращения своих перемещенных лиц в места былого проживания. Мы почему-то в основном скромно молчим". В итоге, заключает Мовсесян, за прошедшие годы Азербайджану, который осуществил на своей территории широкомасштабные этнические чистки армянского населения, а потом развязал военные действия против Карабаха и Армении, в значительной мере удалось перевернуть реальную картину карабахско-азербайджанского противостояния с ног на голову и выставить себя в качестве жертвы армянской агрессии. Аналитик сообщает, что несколько месяцев назад представители общественных организаций, объединившихся в Сеть гражданского общества "Беженцы и международное право", направили всем участникам переговорного процесса, в том числе сопредседателям Минской группы, обращение, в котором отмечается, что без внесения в повестку переговоров вопроса беженцев-армян, изгнанных из Аз. ССР и Нахиджевана, невозможно будет добиться стабильного и долгосрочного мира: "Должно быть ясно всем, что беженцы-армяне не вернутся на какие-либо территории, подконтрольные азербайджанским властям, поскольку там их жизнь будет под угрозой, а арменофобия в Азербайджане пускает все более глубокие корни. Это не означает, что беженцы-армяне откажутся от защиты своих законных интересов. Они имеют право поселиться на тех территориях бывшей Аз. ССР, которые ныне находятся под юрисдикцией властей НКР". Пока, пишет "Республика Армения", на это обращение отреагировало лишь посольство США в Армении, представитель которого встретился с авторами документа и обсудил с ними существующие проблемы. Исходя из того, что Азербайджанская Республика отказалась от правопреемства Аз. ССР, и признавая НКР в качестве ее единственного правопреемника, Сеть призывает власти НКР посредством принятия соответствующих законодательных и подзаконных актов решить вопрос о предоставлении в упрощенном порядке гражданства НКР армянам Аз.ССР и Нахиджевана, и на правах собственности передать им земли на упомянутых территориях.

Комментируют министры иностранных дел

Как сообщает бакинская "525-я газета", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на встрече с журналистами в Брюсселе заявил, что в 2006 году вообще не планируется проведение встречи министров иностранных дел: "В текущем году проведение встречи министров не планируется. Подобная встреча может проводиться в 2007 году. Встреча же президентов возможна только по результатам встречи министров". На вопрос, какой из принципов не согласован между Азербайджаном и Арменией, глава МИД Азербайджана заявил, что не намерен комментировать данный вопрос. На вопрос "Может ли быть этим принципом вопрос референдума в Нагорном Карабахе", Мамедъяров сказал, что оставшийся не согласованным принцип никак не связан с вышеуказанным вопросом, и категорически отказался оглашать не согласованную деталь. На вопросы Day.az отвечает министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

В одном из интервью Вы заявили, что между Азербайджаном и Арменией несогласованным остался один вопрос. Когда Вы поднимете завесу тайны над этим вопросом?

Я, честно говоря, с удовольствием сделаю это в любую секунду. Но вопрос заключается в том, как Вы помните, что когда я говорил о том, что по мере того как остается все меньше и меньше пунктов, по которым мы не согласовываем позиции, необходимо соблюдать конфиденциальность, чтобы принять во внимание чувствительность и азербайджанского, и армянского обществ. В этом контексте, конечно, понимая всю ответственность, которая ложится на переговорщика с тем, чтобы это двигалось в перспективе освобождения территорий и возвращения беженцев - абсолютно оправдано проявлять конфиденциальность. И, поверьте мне, тогда, когда будет достигнуто то, что называется общим пониманием, эта тема будет очень широко обсуждаться в обществе, потому что без поддержки общества трудно говорить о долгосрочном мире.

Есть гипотезы, что может скрываться под этим "одним вопросом". Первая - это сроки референдума о статусе Нагорного Карабаха. Армяне настаивают на 5 годах, а мы согласны на проведение референдума после 15 лет.

А вторая гипотеза?

Вторая - вопрос возврата Азербайджану Лачинского района.

Ни одна из названных гипотез не является вопросом, стопорящим переговоры. (Day.az, с сокращениями).

Между Арменией и НКР нет разногласий относительно принципов и процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил министр ИД Армении Вардан Осканян. При этом министр добавил, что Армения своевременно и в полной мере извещает карабахскую сторону относительно хода урегулирования конфликта и обсуждаемых на переговорах вопросах. Одновременно министр обратил внимание на то, что Нагорно-Карабахская Республика в настоящее время является самостоятельной страной - со своей социальной, экономической, территориальной структурой. "Это факт, который должны понимать международные организации и иностранные государства. Народ НКР уже 15 лет живет самостоятельно, имеет свои законы и руководство, чего вполне достаточно для наличия своей Конституции", - подчеркнул Осканян. ("АРКА").

Как сообщает газета "Айк", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ходе своей пресс-конференции сказал: "Переговоры не в тупике. Такой уверенности у меня не было после предыдущих встреч. Скоро президенты дадут министрам ИД задания продолжить переговоры, и отметят вопросы, на которых надо сконцентрироваться". Обращаясь к заявлению министра ИД Мамедъярова о том, что "осталось согласовать только один вопрос", Осканян сообщил: "Позиция Армении неизменна. Два взаимоисключающих принципа - территориальной целостности и права наций на самоопределение - можно совместить лишь одним путем. Поскольку сегодня в документе нашла место идея о референдуме, думаем, народу Нагорного Карабаха можно дать возможность выбора - территориальная целостность Азербайджана или самоопределение. Это единственное решение, и, к счастью, элементы этого решения включены в документ". Как сообщает газета, говоря о самоопределении, "господин Осканян не исключил три его варианта: независимость Карабаха, объединение с Арменией и автономию в составе Азербайджана". Последнее, указывает с иронией газета, безусловно, очень интересно - "это совершенно новые горизонты компромиссов".

На вопрос когда и где должен пройти референдум, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян уверил, что он и сам пока не знает, но однозначно, что "в переговорах не учитываются результаты референдума самоопределения жителей Карабаха в 1991 году". Осканян отметил, что армянская сторона откажется от идеи референдума только в том случае, если альтернативой референдуму станет объявление Карабаха независимым. Осканян не подтвердил заявление Ильхама Алиева, что переговоры находятся на последней стадии. Министр ИД уверил также, что сообщения азербайджанских СМИ о том, что уже решено вернуть 7 территорий, не соответствуют действительности. ("А1 плюс").

Конституционный референдум

Как сообщает газета "Аравот", группы и фракции Национального собрания Нагорного Карабаха приняли заявление, в котором призвали общественность Карабаха принять Конституцию, а международное сообщество - признать результаты конституционного референдума в НКР. В заявлении отмечается, что парламент республики принял в общей сложности более 500 законов, в том числе конституционные. Сейчас пришло время посредством общенародного референдума закрепить в Основном законе все достижения последних 15 лет. Конституция позволит еще больше углубить либеральные процессы в Карабахе, говорится в заявлении. Ожидается, что за ходом конституционного референдума в Нагорно-Карабахской Республике будут наблюдать более 100 иностранных наблюдателей и 114 местных. Уже аккредитовано 12 иностранных наблюдателей и 44 журналиста. Для осуществления референдума открыто 278 избирательных участков, один из которых - в Ереване. ("Медиамакс").

Попытка проведения армянскими сепаратистами так называемого референдума в Нагорном Карабахе ни что иное, как возможность привлечь к себе внимание. Об этом сообщил агентству "Тренд" председатель Центральной избирательной комиссии Азербайджана Мазахир Панахов. "Мы обсудим этот вопрос, и если возникнет необходимость, ЦИК выразит свое официальное отношение. Даже международные структуры выразили свое отношение по этому вопросу. Они отметили, что мероприятия, проводимые самопровозглашенным режимом, незаконны. Поэтому не надо беспокоиться", - подчеркнул Панахов. Желание живущего на территории Нагорного Карабаха народа построить суверенное демократическое государство вызвало истерику в соседнем Азербайджане, который стучится в двери всех международных организаций, пытаясь уговорить их выступить против референдума, пишет электронная газета "KarabakhOpen". "Указанный акт нарушает наряду с Конституцией Азербайджана и международные нормы и принципы и препятствует продолжающемуся в настоящее время мирному процессу урегулирования. Фиктивный "референдум" и его результаты не могут достичь никакого законного эффекта и не введут в заблуждение международную общественность, достаточно информированную об ужасающей этнической чистке, проведенной Вооруженными силами Армении в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана. Любой конституционный документ о самоуправлении Нагорного Карабаха может быть претворен в жизнь только при обеспечении полного, равноправного и прямого участия армянской и азербайджанской общин региона в исключительно в рамках точно разработанного законного, демократического и мирного процесса. Азербайджан никогда не признает незаконных актов, которые пытается навязывать Армения, основываясь на своем порочном опыте fait accompli (случившийся факт), полностью противоречащем усилиям достижения в регионе продолжительного мира и стабильности", говорится в заявлении МИД Азербайджана. Почему Баку так напугал референдум, если его считают фиктивным? - спрашивает газета: "Может, потому, что Конституция - это выражение общей воли людей? Референдум в Карабахе может стать хорошим доводом для международных посредников, которые не видят иного пути урегулирования конфликта, кроме как признания независимости Нагорного Карабаха. И этот довод Баку крыть нечем".

"В подтексте заявлений Азербайджана я вижу тенденцию к признанию референдума по Конституции НКР, - сказал председатель постоянной комиссии по внешним отношениям Национального Собрания НК Ваграм Атанесян. - То есть если легитимность референдума они обуславливают только участием граждан НКР азербайджанской национальности, это означает, что сам по себе конституционный референдум они не признают нелегитимным. Я полагаю, что референдум так или иначе легитимен независимо от того, примут в нем участие граждане азербайджанской национальности или нет. А если они не участвуют, то это вина властей Азербайджана, которые с 1991 года держат в "заложниках" граждан НКР азербайджанской национальности. Они запретили им участвовать в референдуме по вопросу независимости 1991 года, в результате дальнейших военных действий переселили их с территории Нагорного Карабаха и по сей день не допускают свобдного проявления воли со стороны этих людей. Так что если граждане НКР азербайджанской национальности захотят участвовать в нашем референдуме по Конституции, у нас не будет проблем. В течение оставшихся нескольких дней, я думаю, ЦИК НКР сможет найти форму, позволяющую этим гражданам принять участие в референдуме". ("Аравот").

Брюссельское заседание Совета министров ИД стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) завершилось заявлением, которым, в числе других вопросов, ГУАМ коснулась референдума по конституции, который состоится в Нагорном Карабахе 10 декабря, сообщает газета "Азг". В заявлении референдум был квалифицирован как "нарушение Конституции Азербайджана, международных норм и принципов". При этом, сообщает газета, министры ИД ГУАМ выразили озабоченность по поводу того, что референдум по конституции может стать причиной нарушения мирного процесса урегулирования. Грузия, Украина и Молдова вновь играют за Азербайджан, вмешиваясь в вопрос, абсолютно их не касающийся, заявил министр ИД Армении Вардан Осканян, комментируя заявление ГУАМ относительно конституционного референдума в Нагорном Карабахе. По его словам, то, о чем говорится в заявлении, не соответствует реальности. "В течение последних 15 лет в состоянии ни войны, ни мира народ и власти Нагорного Карабаха создали правовую, действенную систему внутреннего управления. Они создали политические институты, посредством выборов избрали власть и развивали законодательное поле. Сегодня они чувствуют необходимость принятия основного закона и выбрали принятый в международной практике референдум как единственный путь принятия основного закона. Азербайджан утверждает, что проведение референдума препятствует мирному переговорному процессу. Совсем наоборот, осью переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является право народа НК на самоопределение. Однако, реальным препятствием является нетерпимый отклик Баку на демократические действия Карабаха, отказ от привлечения Степанакерта к переговорам, повторяющиеся воинственные призывы и попытки обойти переговорный процесс в рамках Минской группы. Отрицание Грузией, Молдовой и Украиной стремления народа НК к демократии и обвинения за выбор демократического пути является неконструктивным подходом", - заявил Осканян. (PanARMENIAN.Net).