Обзор прессы Приморья за 25 ноября 1 декабря
Кадровая чистка в "белом доме". Аптечный ревизор в Приморье. Нью-Владивостоку не быть. Неестественный отбор.
"Вчера, 30 ноября, Сергей Дарькин назначил трех новых вице-губернаторов и перераспределил обязанности между другими своими заместителями. Глава Приморья назвал череду перестановок в своем кабинете "плановой ротацией" и отметил, что к настоящему моменту она завершена. При ближайшем рассмотрении персон вновь назначенных чиновников складывается впечатление, что Сергея Михайловича поразил кадровый паралич", - пишут "Ежедневные новости" в номере от 1 декабря.
Как отмечает издание, за последние полгода из обоймы Дарькина один за другим выпали старые, проверенные кадры. Вслед за еще ранее ушедшим куратором сельского хозяйства Юрием Поповым команду Сергея Михайловича покинули его заместители Борис Гельцер, Валерий Василенко, Владимир Розенберг, Виктор Горчаков (стал спикером Законодательного собрания края), а 29 ноября заявил о своей отставке главный краевой истопник Сергей Передрий. "Бориса Гельцера после долгих колебаний заменили на экс-федерального инспектора Любовь Дроздову. На другие кресла прочили Сергея Сидоренко, Игоря Пушкарева, Сергея Сопчука. Но у каждого из них имеется на губернатора "зуб", причем вполне оправданно: один не получил обещанное кресло в краевом политсовете "Единой России", другого интригуют к сенатскому званию, третьего весной, безуспешно впрочем, но настойчиво пытались лишить поста спикера. Неудивительно, что руку дружбы губернатора эти господа отвергли ("не верь данайцам, дары приносящим"), рукопожатия не получилось. Говорят, Сергей Михайлович на несговорчивых претендентов натурально обиделся, хотя Сергей Сопчук, по слухам, перед отъездом губернатора в Москву с ним встречался и попросил тайм-аут", - добавляет издание. Сам Дарькин так прокомментировал череду отставок и назначений: завершена плановая ротация кадров в краевой администрации, о которой он говорил ранее. Мол, три новых вице-губернатора успешно справлялись со своими обязанностями на протяжении всего срока службы в администрации и смогут достойно показать себя в новом качестве. Кроме того, между "старенькими" вице-губернаторами было произведено некоторое перераспределение функций. Юрий Лихойда займется ЖКХ, Николай Сидоров - внешнеэкономическими связями и туризмом, а первый вице-губернатор Александр Костенко дополнительно к финансам будет курировать развитие спорта. Правда, осталось одно направление, которое "зависло" пока без вице-губернатора - это дорожное строительство. Прочие чиновники краевой администрации, видимо, могут вздохнуть спокойно: ротация закончена, и лишиться своих постов им не грозит. Впрочем, упорные слухи о скором расставании с "белым домом" руководителя департамента финансов Казанцевой и начальника департамента образования Межонова ведь на чем-то основаны? Поговаривают о том, что кадровая ротация на самом деле просто пройдется теперь по чиновникам уровнем ниже вице-губернаторского. Прошедших естественный отбор "подняли", а не прошедших - подчистят. Как отметил "Новостям" политолог Михаил Шинковский: "С 2001 года в команде Дарькина были свои люди, которым он полностью доверял. Некоторое время назад он начал "прятать" своих вице - начиная с Линецкого, продолжая Гельцером, Василенко. Где эти люди сейчас - неизвестно. В любом случае это возможность уйти от ответственности, какие бы внешние причины ни придумывались. Вопрос еще, поделится ли Дарькин реальными полномочиями - правом подписи и так далее - с новыми назначенцами. Мне кажется, губернатор готовится вскоре отойти от дел. И отойти без скандалов, уголовных дел, разбирательств в прессе. Вся ответственность ляжет на новых вице-губернаторов. Ими, в отличие от прежних, Дарькину пожертвовать не жалко".
Газета "Владивосток" в номере от 1 декабря пишет, что пока московские газеты трубят об аресте руководства российского ФОМСа (Фонда обязательного медицинского страхования), продолжение этого скандального дела вот уже на протяжении двух недель наблюдается в Приморье. "Знающие люди говорят, что московская проверка в настоящее время "шерстит" аптеки города и края. Поводом якобы стали "неправильные" указания ныне арестованного руководства ФОМСа в отношении распределения многих видов лекарств и цен на них. Дескать, местные аптекари знали, что выдают (или наоборот - не выдают) лекарства с нарушениями, но, боясь ослушаться указаний свыше, допускали нарушения. Впрочем, те же претензии касаются не только аптек, но и некоторых больниц и даже (что весьма удивительно) некоторых учебных заведений медицинского направления. Похоже, что под шумок московского скандала москвичи пытаются разобраться с местными и насадить свои правила игры, - пишет издание. - Конечно же возникли у проверяющих вопросы и по ценам на лекарства, и по закупкам препаратов. Все это подается под соусом "оптимизации", "наведения порядка" и "контроля". Работа этой "высокой" комиссии также не предается огласке, как и в случае с недавним визитом сотрудников Генпрокуратуры РФ. Сведения поступают весьма обрывочные - "кто-то приехал, что-то проверил, кого-то сняли". Некоторые чиновники местного здравоохранения, которые ранее контролировали работу аптек, уже подыскивают себе новое место работы".
"Давненько приморский губернатор Сергей Дарькин не баловал нас заявлениями о грандиозных планах местных властей во благо края. И вдруг на тебе - мегаполис на базе Владивостока с населением в 7 млн человек. И не в каком-то отдаленном будущем, а не позже 2012 года, и чтобы без опозданий. Ну, с 2012 годом все понятно. Дело тут даже не в форуме АТЭС, а, скорее, в том, что у нас уже будет другой губернатор, который, как говорится, за предшественника не ответчик. Благие экивоки на предполагаемые в рамках подготовки к форуму 150 млрд руб., - это всего лишь благие пожелания", - пишет "Золотой Рог" в номере от 30 ноября. Как отметил изданию политолог Михаил Шинковский, "если представить, что мы все-таки нашли деньги и людей на воплощение этого проекта, то мы не в состоянии обеспечить жизнедеятельность такого количества населения хотя бы по географическим и климатическим условиям". "Чем мы будем поить 7 миллионов человек, если сами постоянно испытываем трудности с водоснабжением?", - отметил политолог. По мнению краевого депутата Евгения Оломского, эти условия более ориентированы на "цивилизованную естественную убыль" населения, нежели на какое-то развитие вообще: "Я посмотрел бюджет на 2007 год и ужаснулся: 41 млн руб. на расселение по программе "Ветхое жилье" - 8 квартир. Нам за три столетия при таких темпах не решить жилищную проблему. 60 млн руб. на борьбу с преступностью - это то, что касается комфортного проживания в Приморье. Да криминал за полмесяца такие деньги в казино проигрывает. И такое же состояние дел по каждой статье расходов. Денег просто нет. 29 млрд руб. краевого бюджета - это 15 таких предпринимателей, как я. Причем далеко не самых богатых в крае, а по определенной бизнес-шкале - ниже среднего. Это означает, что край не только не является привлекательным в плане инвестиций, но поскольку нынешний бюджет уже дефицитен, то еще каждый год и теряет в этом направлении. Бизнес не хочет и не может здесь работать. Нет условий, несмотря на все громкие заявления. Вот в чем главная проблема. Не знаю, как насчет 7 млн человек, но для того, чтобы здесь началось хоть какое-то развитие, необходим другой подход к формированию исполнительной власти. Эффективная власть - это уже не вопрос кризисного менеджмента, а политической воли".
"Не пора ли вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники и ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?" - спросил президента Путина рабочий "КамАЗа" Владимир Карабцев во время октябрьской "Прямой линии". На Дальнем Востоке подобная постановка вопроса может показаться бредовой. Или мы просто отстали от жизни, а по ту сторону Урала действительно есть "дешевые и конкурентоспособные" российские автомобили?", - пишет "Владивосток" в номере от 1 декабря. "В центральной части страны нередко приходится слышать, что российские авто хотя и устарели морально, но зато надежны, ремонтопригодны, а главное - дешевы. Неудивительно, что иные москвичи, впервые побывав во Владивостоке, делают скороспелые выводы о бешеных заработках дальневосточников, поголовно ездящих на "японках". В действительности же большинство автомобилей, передвигающихся по приморским дорогам, куплены за меньшие деньги, нежели стоимость новой "Лады", хотя по своим потребительским свойствам гораздо лучше", - отмечает автор материала. По данным издания, сегодня во Владивостоке можно купить следующие японские автомобили 1999 - 2003 годов выпуска без пробега по России в ценовом диапазоне, соответствующем стоимости нового российского автомобиля: до 6 тысяч долларов - малолитражки Toyota Vitz, Nissan March, Mazda Demio, универсалы Mazda Familia, Nissan AD, Toyota Corolla, Honda Partner, седаны Nissan Sunny, мини-вэны Toyota Funcargo и т. д.; до 9 тысяч - автомобили в различных кузовах Mazda Capella, Nissan Avenir, Nissan Bluebird Sylphy, Toyota Corona Premio, Toyota Caldina, Honda HRV, Nissan Liberty, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer Cedia и другие; до 12 тысяч - Toyota Ipsum, Subaru Forester, Nissan Cefiro, Honda CRV, Toyota Camry Gracia, Toyota Nadia, Suzuki Escudo, Honda Odissey.