Американский эксперт: У армян есть армия, а у Азербайджана - только вооруженные силы: Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 24-30 ноября 2006 года.
Военный вестник. Минская встреча президентов. Позиции и мнения. В Нагорном Карабахе.
Военный вестник
Выстрелы
Как сообщает агентство "Тренд", 26 ноября подразделения армянских вооруженных сил в районе села Талыш Тертерского района с 22:00 в течение 15-20 минут подвергали автоматно-пулеметному обстрелу расположенные напротив позиции азербайджанских вооруженных сил. Ответным огнем обстрел подавлен, потерь нет. "Тренд" сообщает, что нарушение режима прекращения огня с армянской стороны имело место также 27 ноября в районе сел Баш Гарвенд и Сарычалы Агдамского района. Огонь длился около 10 минут. Согласно АПА, режим прекращения огня был нарушен армянской стороной в районе Баш Гарвенда и 29 ноября. О потерях ничего не сообщается.
Бакинская "525-я газета" утверждает, что подразделения армянских вооруженных сил постоянно подвергают обстрелу население села Гапанлы Тертерского района. Согласно газете, от обстрела пострадали крыши домов. Чтобы избежать обстрелов, местные жители работают на своих участках по ночам. Армяне также обстреливают и животных, в результате этого многие жители держат своих животных в стойлах. По словам "525", в прошлом году армяне построили 3-этажный наблюдательный пост в селе Сейидсулан и с него обстреливают любую точку села.
Оценка состояния вооруженных сил
Как сообщает газета "Айоц Ашхар", выступая в Вашингтонском университете имени Джона Хопкинса, эксперт Внешнеполитического совета США, бывший дипломат
На вопрос бакинской газеты "Эхо", следует ли азербайджанской стороне на официальном уровне выразить отношение к высказываниям американского эксперта, начальник управления информационной политики и печати МИД АР
"Конечно, угроза возобновления войны все еще существует, но могу вам твердо сказать, что в обозримом будущем такой угрозы нет, - заявил министр обороны РА
Минская встреча президентов
Ожидания
28 ноября в Минске в рамках саммита глав государств Содружества Независимых Государств состоялись переговоры президентов Армении и Азербайджана. Журналисты на встречу допущены не были, и после нее заявлений для прессы не последовало. Газета "Голос Армении" сообщает, что переговорам тет-а-тет между
Бакинская "525-я газета" отмечает, что встреча в Минске станет в 2006 году третьим по счету раундом переговоров по поводу карабахского урегулирования. До этого главы Азербайджана и Армении встречались в январе текущего года в Рамбуйе и в июне в столице Румынии Бухаресте. Обе встречи длились два дня. Но несмотря на это, позиции сторон по поводу основных принципов карабахского урегулирования существенно не сблизились. А перед минской встречей сопредседатели МГ ОБСЕ заявили, что представят сторонам "модифицированный вариант" проекта принципов урегулирования конфликта. Также отмечено, что это третий вариант данного документа, отредактированный после переговоров в Рамбуйе и Бухаресте, который имеет целью отдаление сторон от двух принципиальных моментов - статуса Нагорного Карабаха и освобождения "оккупированных территорий".
Многие аналитики считают, если посредникам удастся посадить за стол переговоров президентов Армении и Азербайджана, то это станет сигналом того, что некий общий модуль урегулирования конфликта уже был найден главами внешнеполитических ведомств двух республик. На столе переговоров в настоящее время лежит готовый, конкретный документ. Как сообщил "Независимой газете" источник в дипломатических кругах, основные пункты проекта рамочного соглашения предусматривают следующие шаги: Армения выводит войска с подконтрольных ей территорий Азербайджана; беженцы возвращаются в места своего постоянного проживания; нормализуются дипломатические и экономические отношения между Арменией и Азербайджаном; в зоне конфликта размещаются миротворческие силы; региону Нагорного Карабаха оказывается международное экономическое содействие и проводится референдум по вопросу о статусе Нагорного Карабаха. Предполагается, что с выводом войск армянской стороны Баку предоставит 40-километровый коридор, соединяющий Нагорный Карабах с Арменией, который будет находиться под контролем миротворческих сил.
По всей видимости, в Минске ничего особенного не произойдет, предполагала в преддверии встречи газета "Иравунк". "Имеющие опыт провала переговоров в Рамбуйе Кочарян и Алиев вряд ли захотят обеспечить себе перед выборами головную боль, не провалив переговоры в очередной раз. Тем более, что степень давления на них сегодня значительно уменьшилась".
"Ясно, что Карабах никогда не согласится вернуться к прежнему статусу. Ясно, что исключен какой-либо вариант прямой подведомственности Азербайджану. Ясно, что Карабах ни в коем случае не откажется от своей независимости", - так президент Роберт Кочарян представил на Кипре свое видение урегулирования карабахского конфликта. "Когда все это снимаешь, ничего не остается. Получается, что мы должны сделать все для решения карабахского вопроса, оформление документов может длиться годами, даже десятилетиями, что понимают также сопредседатели Минской группы ОБСЕ", - заявил Кочарян во время встречи с кипро-армянской общиной в ходе совершенного им визита на Кипр. После такого предисловия интересно, какие можно иметь ожидания от ожидаемой встречи Кочарян-Алиев в Минске, спрашивает газета "Азг".
Вероятность того, что президенты двух стран придут к согласию по вопросам вывода армянских войск из 7 районов, возвращения беженцев, снятия блокады Армении, референдума, равна нулю, уверена "Аравот". После этой встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ окончательно и, можно сказать, "официально" заявят о закрытии "окна возможностей 2006 года", писала газета в преддверии встречи. Предстоящая встреча действительно будет последней не только в этом году, но и в разрезе ближайших двух лет, поскольку в ходе выборов, которые ожидаются в Армении и Азербайджане, ни одна из сторон не будет намерена даже делать вид, будто ведет переговоры, как это они делают сейчас. В обеих странах не найдется политического деятеля (ни в провластном, ни в оппозиционном лагере), который в Армении заявит о приемлемости возвращения на определенных условиях семи районов вокруг Нагорного Карабаха (НК), а в Азербайджане - о возможности проведения референдума по определению статуса Карабаха. ("Аравот").
Бакинская газета "Эхо" уверена, что никаких результатов, во всяком случае позитивных, от встречи Алиев-Кочарян ждать нельзя. "Слишком противоположные по смыслу заявления сделали накануне переговоров и армянский, и азербайджанский президенты. Эти заявления делают просто невозможным достижение какого бы то ни было соглашения или даже прогресс на пути к его достижению. Главный вопрос сейчас - будущий статус Нагорного Карабаха. И он до сих пор не решен, из-за чего никакие договоренности в принципе невозможны".
Итоги
"Уже около трех лет переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта проходят в рамках "пражского процесса", и за это время состоялось достаточное количество встреч как с участием президентов, так и с участием министров иностранных дел, на которых, естественно, обсуждались пути решения этой проблемы. За это время мы преодолели определенные этапы. Мы уже приближаемся к последней стадии переговоров". Как сообщает АПА, об этом в интервью "АзТВ" заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он отметил, что в ходе продолжающихся около 3 лет переговоров были обсуждены все вопросы, позиции сторон полностью сформировались: "Сейчас мы находимся на таком этапе, когда будущее переговорного процесса зависит от нас. С этой точки зрения, я в целом нормально оцениваю результаты последней встречи. В ходе нашей последней встречи состоялись очень серьезные переговоры, были обсуждены спорные вопросы. За последнее время нам удалось решить ряд вопросов. Нам удалось согласовать ранее несогласованные вопросы, но есть такие принципиальные вопросы, по которым наши мнения различаются, и мы обсудили их. Позиция Азербайджана осталась неизменной. Мы выступаем за решение этой проблемы с соблюдением принципа территориальной целостности Азербайджана. Резолюции
Как сообщает азербайджанское агентство "Туран" со ссылкой на неофициальные источники, в ходе встречи были достигнуты определенные договоренности, касающиеся "освобождения" ряда районов вокруг Нагорного Карабаха. По другим данным, договоренности касаются урегулирования в целом. По третьим данным, стороны достигли устной договоренности и намерены зафиксировать ее на бумаге чуть позже. ("Зеркало").
Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что армянская сторона, в лице министра иностранных дел РА Вардана Осканяна, воздержалась от конкретных оценок, ограничившись лишь ставшей уже обычной формулировкой "конструктивно". Что касается сопредседателей МГ ОБСЕ, то они пока еще молчат.
Газета "Жаманак-Ереван" также обращает внимание на то, что Баку выразил свое удовлетворение результатами переговоров, а Осканян "затруднился их оценить". По предположению газеты, объяснить это можно тем, что Ереван пошел в переговорах на уступки.
Наличие четкой договоренности относительно возврата прилегающих к Нагорному Карабаху территорий маловероятно. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", в беседе с журналистами 29 ноября заявил министр обороны РА
Таинственное молчание, которым окутали результаты встречи Роберт Кочарян-Ильхам Алиев, порождает противоречивые прогнозы и оценки. По мнению газеты "Айоц Ашхар", главной "интригой" нынешнего этапа переговорного процесса является принуждение Азербайджана к урегулированию, которым заняты США сразу на нескольких "площадках". Именно с этой целью американцы подбрасывают аргументы о необходимости только лишь мирного варианта урегулирования карабахского противостояния: и все аргументы - один другого убедительнее, пишет газета. В Баку это дело возложено на Джонатана Хеника - руководителя отдела по связям с общественностью американского посольства. В США то же дело, уже на экспертном уровне, продвигает эксперт Внешнеполитического совета Уэйн Мерри. Явно "прощупывает" "самолюбие" азербайджанской стороны американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза, когда обменивается мнениями с находящимся в США президентом НК
В статье, озаглавленной "Встреча Кочарян-Алиев... без комментариев", газета "Азг" пишет: "По существу, невозможно хоть как-то оценить результативность встречи президентов Армении и Азербайджана, поскольку переговоры, фактически, остались настолько же "туманными", насколько туманным был вчера Минск".
Газета "Жаманак-Ереван" также назвала переговоры в Минске "туманными". При этом она считает, что "либо Кочарян и Алиев договорились под занавес 2006 года вызвать интерес к переговорному процессу, либо армянскую сторону действительно заставили пойти на уступки".
"Почему Кочарян внезапно оставил саммит СНГ и спешно вернулся из Минска?" - спрашивает бывший командир добровольческих отрядов НК
"Мы встретились с Робертом Кочаряном после Минска, нет ничего подобного. Слухи об отчаянии искусственны. Он находится в хорошем, рабочем состоянии", - заявил агентству "А1 плюс" председатель постоянной комиссии Национального Собрания (НС) Армении по внешним сношениям член партии "
Судя по всему, никто не верит в прорыв в урегулировании ни в этом, ни в ближайшие годы. И основной акцент посредники и мировые державы делают на том, чтобы еще раз подтвердить намерение сторон не прибегать к возобновлению военных действий. Мир постепенно становится приоритетом урегулирования. И не только потому, что слишком много интересов пересекается в регионе карабахского конфликта. Но еще и потому, что транспортные и энергетические коммуникации становятся основными геополитическими критериями. Закрепление мира может стать основой не только регионального развития, но и установления атмосферы доверия между сторонами. Какие переговоры могут вести страны, если одна из них постоянно твердит, что ее терпение на пределе, а другая - что готова отразить любые атаки. Тут уже не до принципов урегулирования. (KarabakhOpen.com).
Позиции и мнения
Дать статус независимости Нагорному Карабаху невозможно. Об этом, передает агентство "Тренд", в интервью телевидению Абу-Даби заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Армяне хотят для Нагорного Карабаха независимости. Это невозможно. Азербайджан никогда не примет этого. Мы можем им предоставить статус автономии", - сказал президент. Алиев напомнил о том, что Азербайджан старается урегулировать нагорно-карабахский конфликт мирным путем. "Если армяне хотят достичь разрешения конфликта и жить в условиях безопасности, то обязаны выполнить 4 резолюции Совета Безопасности ООН", - подчеркнул он. "Мы привержены мирному урегулированию конфликта, - сказал Алиев. - Вместе с тем мы строим сильную экономику, армию и должны быть готовы к освобождению оккупированных земель. Это наше право, законное право".
Как сообщает радио "Свобода", посол Азербайджана в России
"В последнее время в вопросе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе наблюдается застой. Это вызывает беспокойство. Конфликт в Нагорном Карабахе кажется процессом, в течение долгого времени ожидающим своего решения, но предоставленным в зависимость от других вопросов". Об этом Турецкому бюро АПА заявил бывший посол Турции в Баку и Вашингтоне, руководитель Евразийского центра стратегических исследований Фарук Логоглу. Дипломат отметил, что застой, наблюдаемый в процессе урегулирования этого конфликта, производит удручающее впечатление. "В действительности, по прошествии времени эта проблема не уменьшается, а наоборот, разрастается. Поэтому необходимо придание динамизма этому процессу участвующими в нем странами, в частности странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По-моему, застой не идет на пользу ни Армении, ни Азербайджану. Создается впечатление, что происходящие там события покрываются шрамами и обе стороны считают свою работу сделанной". Логоглу считает, что Минская группа ОБСЕ проявляет недостаточную активность для решения этой проблемы: "В период моей работы как в Баку, так и в Вашингтоне было время, когда у меня появлялась надежда на урегулирование конфликта. После того как я с удивлением следил за происходившими процессами, я был изумлен, поняв, что процесс урегулирования завершился неудачей. Возможно, Минская группа проявила недостаточную активность в этом процессе, однако основным фактором, мешающим урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, является позиция Армении. До тех пор, пока Армения не поймет, что урегулирование конфликта принесет пользу не только ей, но и всему региону, и при отсутствии давления на Армению эта страна не изменит своей позиции". ("525-я газета").
"В настоящее время наметился сдвиг к тому, чтобы Нагорно-Карабахская Республика стала стороной переговоров", - заявил председатель парламентской комиссии РА по внешним отношениям Армен Рустамян. По его словам, этот вопрос всегда находится на столе переговоров. "В мировой практике нет случаев, чтобы заинтересованная сторона конфликта не участвовала в переговорах. Что касается заявлений, что НКР (Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM) до 1998 года участвовала в переговорах, то должен напомнить, что в то время во встречах принимали участие президент НКР и глава Шушинской администрации Низами Бахманов. Согласитесь, их участие в переговорах было явно неравноценным. Я надеюсь, что МГ ОБСЕ не будет против вовлечения НКР в прямые переговоры с Азербайджаном и сделает все, что в ее силах, чтобы это состоялось", - подчеркнул Рустамян, добавив, что без согласия НКР никакой документ об урегулировании не будет подписан. (PanARMENIAN.Net).
"Решить проблему Нагорного Карабаха можно путем взаимного компромисса. Азербайджан может признать независимость Нагорного Карабаха, взамен чего Баку вернут семь районов, которые сейчас контролируются Степанакертом". Как сообщает бакинская газета "Новое время", об этом заявил депутат Госдумы России, директор
"Конфликт в Нагорном Карабахе не удастся урегулировать принятием Организацией Объединенных Наций резолюции по этому вопросу. Позиция России в этом вопросе совпадает с позицией сопредседателей Минской группы ОБСЕ". Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол России в Азербайджане
Из интервью бывшего премьер-министра Армении
"Вы отметили, что следует создать факторы, которые поставили бы под сомнение возможность возвращения Нагорного Карабаха под власть Азербайджана, и в качества такого фактора предлагаете заселить территории, находящиеся сегодня под контролем НКР. Что даст заселение конкретно армянской стороне? Не вызовет ли это дополнительное напряжение и не породит ли добавочных трудностей?
Массовое заселение автоматически создает новый фактор в вопросе НКР - он становится большой гуманитарной проблемой. Представьте себе, что на этих территориях сегодня проживает миллион человек. Это уже означает, что Азербайджан увидит, что население будет являть собой вечную проблему, подобную существующей на Ближнем Востоке, и хочет он того или нет, сядет за стол переговоров. И, хочет или нет, должен будет пойти на уступки. И больше не сможет принимать агрессивные позы. И, наконец, заселить эти земли миллионом человек означает превратить их в антиазербайджанский фронт. Заселение этих территорий будет означать, что эти земли жизненно необходимы армянам для обеспечения дальнейшего существования Нагорного Карабаха. В конечном итоге, из-за постоянного сокращения жизненного пространства, но, разумеется, не только вследствие этого, армянство рассеивается по свету. Где покинувшие Азербайджан армяне? Большей частью за границей. А там их никто не ждет. За исключением, скажем, отдельных специалистов, которых приглашают на работу, все остальные рассматриваются как нежелательные элементы - как в Европе и США, так и в России. И это в то время, когда имеющаяся в нашем распоряжении часть наших исторических земель безлюдна. И, наконец, именно из-за того, что эти земли не заселены, резолюции всевозможных международных инстанций по опросу Нагорного Карабаха не становятся мягче. Я уверен, что после того, как эти земли будут заселены, все резолюции смягчатся. Надо понять, наконец, что исторически, в долгосрочном разрезе, срабатывает только один фактор - это демографический рост. Мы должны четко осознавать, что вопрос Нагорного Карабаха следует рассматривать в перспективе - на 30, 50 лет.
Нетрудно предсказать, что с началом заселения этих земель армяно-азербайджанские отношения обострятся еще больше. Какой вам представляется реакция Азербайджана?
Любое государство в мире и, тем более, в этом регионе должно понимать, что если оно слабо, то вынуждено будет отдать свою судьбу в руки соседей. Нападет на нас Азербайджан или не нападет, не зависит от этих наших действий. Я не призываю к военной конфронтации. Отнюдь! Просто я хочу отметить: или мы на переговорах действительно пойдем на серьезные уступки, или, если все остается как есть, мы должны предпринять определенные меры, ибо время работает не на Армению. Об этом свидетельствует ужесточение день ото дня позиции Азербайджана. Это ужесточение само по себе свидетельствует, что Азербайджан сегодня сильнее, чем вчера.
Как вы думаете, разве наши власти не видят, что время работает не на Армению?
Мне кажется, что не видят. Нашим властям кажется, что они набрались достаточного профессионализма в вопросе переговоров по Нагорному Карабаху, что они умнее Ильхама Алиева, а значит, победят.
Но тогда в чем наша выгода от затягивания времени?
Нашим властям кажется, что даже небольшое продление их политической жизни - это уже победа народа.
Много говорится о том, что если бы Армения и НКР были демократическими странами, то отношение мира к проблеме Нагорного Карабаха было бы иным, поскольку никто не стал бы вводить демократический Нагорный Карабах в состав недемократического Азербайджана. Можно ли отнести установление демократии в Армении и НКР к числу указанных вами факторов?
В этом, конечно, есть известная доля истины. Но демократия в Армении и НКР нужна нам не для того, чтобы мир хорошо думал о нас, не ради того, чтобы она стала еще одним самостоятельным фактором. Демократия сама по себе фактором не станет. Демократия нужна нам для того, чтобы армянин считал своей родиной Армению. Чтобы был уверен: здесь существует справедливость для бизнеса, в политических, социальных, культурных вопросах, чтобы начал делать инвестиции, помог сделать страну процветающей... В условиях демократии возможности человека действовать возрастают. Вот для чего нам нужна демократия.
Вы упомянули, что постепенно на политическую арену выходит армяно-турецкая конфронтация. Что вы имели в виду?
Я вижу, что армяно-азербайджанская конфронтация может постепенно перерасти в армяно-турецкую конфронтацию. Турция - наш сосед, с которой мы должны считаться. Я думаю, что мы допустили большую ошибку, смешав проблему Геноцида (имеется в виду Геноцид армян в Османской Турции. - прим. ИА REGNUM) с вопросом вступления Турции в Евросоюз. Дело в том, что мы должны использовать каждый удобный повод для налаживания хоть каких-то отношений с Турцией. Получилось так, что Турция хочет стать членом Евросоюза. Это нужно как Турции, так и, по моему глубокому убеждению, самой Европе, ибо это единственный путь, на котором Европа может решить вопрос своих трудовых ресурсов. Безработица на рынке труда в Европе сократилась в 2-3 раза не только потому, что экономика развивалась хорошо, но и по той причине, что новых трудовых ресурсов в ее экономику не поступает. У Европы просто нет трудовых ресурсов. Именно поэтому Европа нуждается в Турции. Иное дело, что в тактическом плане Европа не готова взвалить на себя тяжесть развивать сравнительно отсталую турецкую экономику. Я понимаю, что высказываю мнение, которое не совпадает с мнением большей части армян, ибо мы хотим, чтобы с Турцией обязательно случилось что-то плохое. Но давайте подумаем. Получилось так, что сегодня исторический интерес Турции заключается в том, чтобы идти вперед вместе с Западом. Да и вообще страна в своей геополитике может идти или в сторону Запада, или в сторону Востока (а именно здесь мы видим Армению). Север и Юг исключены - море! И вот Европа, которая еще не совсем определилась с тем, как быть, под давлением текущих интересов пытается преградить путь Турции. Для этого используется и вопрос признания Геноцида армян. По моему глубокому убеждению, мы должны были однозначно сказать Турции, что в вопросе Геноцида будем стоять на своем, но что мы против того, чтобы этим спекулировали при рассмотрении вступления Турции в Евросоюз. Реальные интересы армян требуют, чтобы Турция как можно скорее стала членом Евросоюза. То, о чем я говорю, не новость: мне кажется, глава государства как-то так и заявил в Совете Европы. Но если взглянуть на нашу нынешнюю политику, то ясно видно, что мы позволяем разыгрывать Армянский вопрос, армянскую карту для урегулирования отношений Турция-Евросоюз. Мне на память невольно приходит конгресс в Вероне 1822-го года, когда был поднят Восточный вопрос. Никто, кроме армян, всерьез в это не верил. В конечном итоге все закончилось массовыми погромами и истреблением армян конца 19-го - начала 20-го веков. Надо взяться за ум и усвоить уроки истории. Если Турция не станет членом Евросоюза, то больше всего от этого пострадаем мы. В конце концов, вместо того, чтобы идти к Западу, Турция может повернуться в сторону Востока, усилит свою восточную политику, и давление это мы почувствуем на собственной шкуре. И день этот не заставит себя долго ждать. А европейцы рано или поздно улучшат свои отношения с Турцией. Проблема же Геноцида - из иного ряда. Мы будем бороться за его признание, но она не имеет никакого отношения к взаимоотношениям Европа-Турция. В противном случае мы можем оказаться смутьянами в делах и Европы, и Турции, забывая, что, при всех случаях, нашим непосредственным соседом является не Европа, а именно Турция. И людей, которые позволяют разыгрывать армянскую карту в вопросе вступления Турции в Евросоюз, следует считать предателями, поскольку для нас исключительно выгодно, чтобы Турция стала членом Евросоюза. А поскольку Европа использует вопрос Геноцида, то в Турции это вызывает и еще более усиливает антиармянские настроения. Сегодняшняя Турция не та, что была десять лет назад. Десять лет назад там не существовало образа армянина как врага. А сегодня это распространено там повсюду. Не будем забывать, что это огромная мусульманская страна. Используя нас, Европа закрывает Турции дорогу на Запад. Это значит, что мы, помогая Европе не пустить туда Турцию, делаем труднее свою собственную жизнь, поскольку заставляем Турцию идти против нас. Более того, это, как я уже говорил, предательство по отношению к нашим собственным реальным национальным интересам. Армения должна самым активным образом помогать Турции вступить в Евросоюз, поскольку это дает возможность иметь какие-то отношения с Турцией. А вопрос Геноцида мы должны решать с самой Турцией.
И последний вопрос. Много говорится о том, что страны региона должны находиться в одной общей системе безопасности, поэтому Армения должна выйти из ОДКБ и постараться вступить в
По моему глубокому убеждению, в данный момент Южный Кавказ не может быть реальным партнером ни для НАТО, ни для ОДКБ. Я глубоко убежден, что если завтра случится конфликт между Арменией и Азербайджаном, то государства-члены ОДКБ не станут вмешиваться в него. Развитие геополитических процессов сейчас таково, что Европа считает: всю конфронтацию Восток-Запад лучше всего решить за счет России. Именно поэтому она пытается настроить против России примыкающие к ней страны - Грузию, Прибалтику и другие. Сегодня страны Южного Кавказа оказались в тройной геополитической игре. Я уверен, что если сейчас Армения устремится в сторону НАТО, то с его стороны должного отклика не последует. А Азербайджан, по-моему, не думает сегодня ни о НАТО, ни о России. Он сейчас думает только о собственной независимости, в качестве препятствия независимости рассматривая как НАТО, так и укрепление отношений с ОДКБ, а значит, и с Россией. Я не могу дать оценку, что правильно, а что нет. В конечном итоге, и Армения, и Азербайджан до такой степени малы, что, независимо от своих стратегических интересов, вынуждены больше и скорее руководствоваться тактическими соображениями - это несчастье небольших политических образований в этом мире. Армения стремится - и я бы не сказал, что совершенно бессмысленно, - оставаясь в рамках ОДКБ, наладить отношения и с НАТО. Может быть, следует и дальше развивать эти отношения - до тех пор, пока мы не увидим, как пойдут дальше взаимоотношения НАТО-Россия. Как показывает наша 1500-летняя история, никакие ОДКБ или НАТО не придут нас спасать - надо, чтобы что-то из себя представляли наши собственные вооруженные силы!" ("168 Жам").
В Нагорном Карабахе
С принятием закона "О гражданстве Нагорно-Карабахской Республики" азербайджанцы смогут получить гражданство Нагорного Карабаха. Об этом 30 ноября в ходе обсуждения законопроекта заявил экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян. Как передает ИА REGNUM, по его словам, в законопроекте четко оговорено, что те лица, которые на момент провозглашения Нагорно-Карабахской Республики проживали на этой территории, имеют право стать гражданами этой страны. Что касается азербайджанцев, то, по его словам, они также должны получить право стать гражданами этого государства, тем более, что проектом закона устанавливается принцип двойного гражданства. "Азербайджанцы, проживавшие в советское время на территории нынешнего Нагорного Карабаха, имеют это право, учитывая тот факт, что они там родились. Следовательно, можно предполагать, что 25-30 тыс. азербайджанцев могут получить гражданство Нагорно-Карабахской Республики", - заявил экс-глава МИД НК.
В Нагорном Карабахе продолжается подготовка к проведению референдума по Конституции, намеченному на 10 декабря текущего года. Как сообщает ИА REGNUM, созданы 22 окружные комиссии, 278 избирательных участков и, соответственно, столько же участковых избирательных комиссий. По словам председателя Центральной комиссии по референдуму
Депутаты парламента Армении намерены принять участие в референдуме по проекту Конституции Нагорного Карабаха в качестве наблюдателей. Об этом сообщил в Ереване журналистам глава постоянной комиссии парламента Армении по внешним сношениям Армен Рустамян. "Мы положительно относимся также к перспективе участия в референдуме представителей международного сообщества", - сказал он. ("Новости-Армения").
Глава парламентской комиссии по внешним отношениям РА Армен Рустамян отметил, что референдум в НК, также как и в других непризнанных республиках бывшего СССР, очень важен для мирового сообщества. "Это воля народа, с которой невозможно не считаться, и она зафиксирована в заключительном документе Хельсинского пакта 1975 года. Возвращаясь к принципу территориальной целостности, отмечу, что для его соблюдения нужно восстановить СССР, так как границы всех государств, на территории которых есть конфликты, были определены административным делением СССР. И следовательно, если нет того государства, то и границы становятся недействительными", - сказал депутат НС РА. (PanARMENIAN.Net).
"Весь мир знает, что в Нагорном Карабахе существует самопровозглашенный сепаратистский режим и вся его деятельность, существование являются незаконными. Поэтому о признании каких-либо выборов или их итогов в Нагорном Карабахе не может быть и речи". Об этом, сообщает бакинская газета "Зеркало", заявил секретарь
Заявления азербайджанской стороны о незаконности предстоящего 10 декабря в Нагорном Карабахе референдума по принятию Конституции несостоятельны, заявил агентству "Де-Факто" заместитель председателя ЦИК НК