В ноябре парламент Украины изменил закон "О банках и банковской деятельности" с учётом перспектив вступлений в ВТО. Как отразятся изменения законодательства на доступе российских финансовых учреждений на украинский рынок, а также о состоянии банковской системы Украины в целом, её проблемах и перспективах развития рассказал корреспонденту ИА REGNUM член комитета Верховной рады по вопросам финансов и банковской деятельности Василий Горбаль.

ИА REGNUM: Какую роль в украинской банковской системе играет российский капитал?

Банковская система Украины по своей структуре уже сейчас является некоторым уникальным формированием. Потому, что в отличие от таких стран Европы как Польша и Венгрия, где доля иностранного капитала составляет более 80% (подчеркну: западного капитала), а объем национальных средств - менее 20%, в украинской банковской системе сильны позиции, как украинского, так и западного, и российского и центрально-азиатского капитала. Динамика развития украинского банковского рынка показывает, что на территории Украины останется и национальный банковский капитал в виде государственных и частных национальных банков, а также будут активно работать и различные иностранные банки - в том числе и российские.

В данный момент на территории Украины работает несколько "дочек" российских банков, которые занимаются деятельностью идентичной той, которую они осуществляют на территории России. Если в Российской Федерации эти финансово-кредитные учреждения представлены как розничные банки, именно так они позиционируются и в Украине. Если приоритетом российского банка в РФ является корпоративное обслуживанием, то подобную же политику ведет его банковская структура и на украинском рынке.

Замечу, что когда процентные ставки в Украине были выше, чем на российском рынке, то наблюдалась достаточно большая активность российских банков на украинском финансовом рынке. В период, когда эти ставки неким образом уравнялись, развитие российских банков на территории Украины перешло в фазу нормального и спокойного становления. При этом хочу добавить, что российское законодательство более либерально относительно вывоза капитала, что, естественно, облегчает выход российских банков на банковский рынок Украины.

ИА REGNUM: Недавно Верховная рада приняла изменения в закон о банковской деятельности, которые необходимы для вступления во Всемирную торговую организацию. Как можно оценить последствия этого решения для украинского рынка банковских услуг и в частности, как это повлияет на доступ российских банков на рынок?

Действительно Верховный совет Украины принял законопроект разрешающий иностранным банкам открывать филиалы на территории Украины. Согласно этому закону такие филиалы могут быть открыты без каких-либо ограничений сразу после вступления Украины в ВТО. Это зафиксировано теми двусторонними соглашениями, которые были подписаны Украиной со странами участниками ВТО за последние 3-4 года. К сожалению, украинская сторона не была столь настойчива и не требовала для своей банковской системы никаких преференций, в отличие от страхового бизнеса. Так для вхождения на этот рынок финансовых услуг существует переходной период и есть некоторые ограничения на некоторые виды деятельности иностранных страховых компаний. Подобных ограничений для иностранных банков нет. Но в тоже время, учитывая, что у Нацбанка Украины (НБУ) нет опыта открытия иностранных филиалов, ему выделено время - один год. За это время НБУ должен разработать процедуры открытия филиалов иностранных банков и надзора за их деятельностью. Что касается процедуры надзора, то чтобы она набрала силу и вступила в действие, Нацбанк должен заключить двусторонний договор с соответствующими органами банковского надзора тех стран филиалы банков, которых открываются на территории Украины. Таким образом, доступ российских банков на украинский банковский рынок будет открыт только через год после вступления Украины в ВТО, а также после подписания двустороннего соглашения между Центробанком России и Национальным банком Украины, где будут оговорены все вопросы взаимного банковского надзора и возможности открытия филиалов украинских банков на территории России.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете тот факт, что доля иностранного капитала в банковской системе Украины уже составляет 24% (данные Ассоциации украинских банков) и продолжает расти? Нужно ли ограничить этот показатель законодательно?

На самом деле объем иностранного банковского капитала регламентирован, но, к сожалению, мы проспали тот период, когда эта доля выросла. И, по моему мнению, она сейчас значительно больше 24%. Об этом косвенно свидетельствует текущие переговоры многих украинских банков с иностранными партнерами о частных размещениях, о поиске стратегических инвесторов или о продаже вообще. Дело в том, что пока у нас в Украине не просматривается продуманная политика развития отечественной банковской системы. Нет ясности, четкого понимания, какой должна быть банковская стратегия Украины в будущем, и какое место в ней отводится иностранному капиталу.

Хотелось бы верить, что мы не скатимся до уровня Польши, Венгрии и других стран, где этот вопрос был пущен на самотёк и как результат национальный банковский капитал присутствует в минимальном количестве. Повторюсь, что Украина существенно отличается от этих стран. На нашей территории работают украинские, европейские, американские, российские и казахские банки. И поэтому банковский рынок будет чрезвычайно пестрым.

ИА REGNUM: Как изменился уровень рисковости украинских банков последнее время и какие риски - экономические, политические, бюджетные преобладают?

Последние риски были связаны исключительно с политикой. Жесткое противостояние на президентских выборах 2004 года спровоцировало кризисную ситуацию в банковской системе. Мы надеемся, что подобных рисков в Украине уже больше не будет. Больше не будет потрясений, когда отдельные политики призывали население забирать средства из отдельных коммерческих банков. Банковская система Украины с честью пережила этот кризис, а те неудачи, которые сейчас бывают в том или ином украинском банке, как правило, связаны с недобросовестной работой акционеров или банковских менеджеров. Таких случаев не много и Нацбанк в лице Департамента банковского надзора достаточно жестко регулирует эти вопросы.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете смену наблюдательных советов госбанков Украины - Сбербанка и Укрэксимбанка?

Вопрос смены наблюдательных советов в госбанках это вопрос, который уже перезрел. Согласно шестой статье Закона "О банках и банковской деятельности", наблюдательные советы государственных банков формируются Верховным советом и президентом Украины. Президент свою миссию в данном случае выполнил. Верховный совет затягивал с решением этого вопроса. Новые члены наблюдательных советов по квоте парламента должны были быть назначены еще весной этого года. Поэтому важнейшие решения в деятельности Ощадбанка и Укрэксимбанка, а именно утверждение годовых отчетов, выбор аудитора и все то, что входит в компетенцию набсоветов естественно не решались. Можно долго спорить о кандидатурах, которые вошли в эти органы, но в любом случае мы понимаем, что Верховный совет, таким образом, формировал наблюдательные советы, чтобы государство могло четче контролировать деятельность госбанков. Многое будет зависеть от принятия стратегии развития этих госбанков, о чем в последнее время много говорится. Поэтому возможно, что первые заседания наблюдательных советов в новых составах будут посвящены принятию или обсуждению этих стратегий.