Борьба за "Жизнь". Тверские СМИ за неделю
Обзор прессы Тверской области за 20 - 24 ноября 2006 года
Политика
Обозреватель еженедельника "Караван + Я" в материале "Жизнь после "Жизни", размышляет вместе с "единственным легитимным представителем триумвирата объединяющихся в "Справедливую Россию" партий", лидером тверского регионального отделения партии "Родина", депутатом
А вот соратник Михаила Маркелова по партии "Родина", заместитель председателя Законодательного Собрания Тверской области
Экономика
"Тверская жизнь" сообщает своим читателям о другом скандале, на этот раз среди энергетических компаний. Дело в том, что региональная энергетическая комиссия (
"Тверская газета" рассказала читателям, что на минувшей неделе губернатор Тверской области
Общество
В областном центре продолжается противостояние городской и областной ветвей исполнительной власти, и, кажется, уже не осталось в Твери такой сферы жизнедеятельности, в которой не просматриваются его проявления. "Тверская жизнь" в заметке "Мемориальная мистика", напомнила своим читателям, что в Твери, в доме 12/1 по улице
"К установке на доме мемориальной доски жители дома относятся с одобрением. Только при этом добавляют, что неплохо бы и на сам мемориальный дом обратить властям внимание. Жители дома №12 по улице Бориса Полевого неоднократно обращались в ЖЭУ с просьбой о капитальном ремонте, который в последний раз проводился в 60-х годах прошлого века. И надеются, что с установкой мемориальной доски их положение изменится. По заверению заместителя губернатора Тверской области Михаила Бершадского, мемориальная доска памяти Бориса Полевого все-таки будет установлена на доме 16 декабря, в день освобождения Калинина", - пишет автор статьи.
Еженедельник "Караван + Я" провел журналистское расследование причин авиакатастрофы, которая произошло нынешним летом в Борках под Кимрами, следствием которой стала гибель 15-летнего подростка. Вывод, к которому пришли журналисты вынесен в заголовок материала: "Трагедия под Кимрами: цена человеческой трусости". "Люди гибнут не только за металл, но гораздо чаще из-за чужой халатности, - пишет "Караван + Я". - Это не пустое утверждение, а абсолютный факт. Мы хотим напомнить об авиакатастрофе, произошедшей в Борках под Кимрами в начале лета нынешнего года. Тогда о волжскую гладь разбился гидросамолет "Корвет-К". В результате пилот и его товарищ остались живы, а вот пассажир самолета Богдан Загвоздин погиб. Ему исполнилось на тот момент всего 15 лет. И трагедия в Борках, и катастрофы на внутрироссийских авиалиниях, на наш взгляд, - это звенья одной цепи. От трактовки этих трагедий зависит очень многое - и престиж гражданской авиации, и судьбы конкретных людей, и будущее отечественного авиапрома. Мы решили разобраться во всех этих аспектах самостоятельно. Наше журналистское расследование проходит параллельно официальному, прокурорскому. О том, придем ли мы к одинаковым выводам, говорить рано. Пока мы просто готовы поделиться с читателями нашими собственными соображениями и выводами о нынешнем уровне безопасности в воздухе.... Самолет, на котором совершался злополучный полет, признается специалистами как один из самых надежных легких самолетов, производимых в настоящее время в России. Концепция самолета "Корвет" заключается в максимальной безопасности полета при предельно коротких дистанциях взлета и посадки. Даже при отказе одного из двигателей в двухмоторном варианте самолет может продолжать горизонтальный полет, а при отказе обоих двигателей он может совершить планирующую посадку. При этом эксплуатация самолета не требует привлечения специалистов высокой квалификации и производится на основании поставляемых с самолетом инструкций. В общем, разработка оказалось очень удачной. Кимры, 8 июля 2006 года. Летчик Аполлонов производил плановые показательные и тренировочные полеты с аэродрома "Борки" на самолете "Корвет-К". Пятнадцатилетний Богдан Загвоздин участвовал в двух вылетах в качестве пассажира. Еще в двух вылетах участвовал товарищ Аполлонова - Игорь Ларинин, летчик-инструктор 63-го авиационного отряда "Аэрофлота". В 19 часов того же дня Аполлонов решил провести тренировочный (так написано в задании) полет вместе с Ларининым и пригласил с собой Богдана. Летчики заняли места пилотов, Богдан сел на заднее сидение и пристегнулся ремнем безопасности. Так учил его отец, в прошлом боевой офицер, а сейчас руководитель крупного авиапредприятия, которому, собственно, и принадлежал самолет "Корвет-К". В 19 часов 17 минут напротив городского пляжа, в фарватере реки Волги, в небе появился легкий самолет. Очевидцы смогли заметить, как самолет начал снижаться над водной гладью и внезапно перевернулся. Такого не ожидал никто. Позднее все произошедшее за несколько секунд будет отражено в сухом отчете. Как впоследствии пытался объяснить произошедшее командир воздушного судна Аполлонов, он просто забыл убрать шасси. В результате удара о воду носовая часть пластикового фюзеляжа самолета полностью разрушилась, остекление кабины сорвало. Мгновенно потеряв плавучесть, перевернутый самолет погрузился в воду. Над поверхностью воды выступало лишь днище и крылья. Но самолет не затонул. Летчики, получившие незначительные повреждения, немедленно покинули самолет. Богдан же, будучи без сознания, остался в перевернутом самолете пристегнутым поясным (с двухточечным креплением) ремнем безопасности. Местные жители, в частности, водитель Андрей Кузмицкий, наблюдавшие с берега крушение самолета, используя подручные средства, немедленно пришли на помощь. В отличие от Аполлонова и Ларинина они неоднократно пытались поднырнуть и вытащить ребенка из самолета за руки и за волосы. Потерпев неудачу, они подумали, что Богдана зажало обломками самолета. Апполонов и Ларинин при этом плавали на поверхности, один - держась за крыло самолета, второй - на надувном матрасе, предоставленном добровольными спасателями. Летчики подсказали спасателям, что, возможно, Богдан пристегнут, но в ответ на просьбу одного из спасателей поднырнуть и отстегнуть ремень, отказались нырять, мотивируя это плохим самочувствием. Спасатели продолжали попытки отстегнуть мальчика, но, не зная внутреннего устройства кабины и ремней безопасности, не могли справиться с этой задачей. Примерно через 10 минут к месту катастрофы на катере прибыл офицер Кимрской инспекции по маломерным судам Александр Пастухов. Увидев, что Богдана не удается вытащить из воды, он принял решение отбуксировать самолет катером на мелководье. Там самолет приподняли руками над поверхностью воды, отстегнули и вытащили Богдана. К тому времени с момента катастрофы прошло около получаса. Попытки реанимировать ребенка на берегу не увенчались успехом. Впоследствии судебно-медицинская экспертиза установила, что мальчик скончался от утопления. Эта трагедия перевернула всю жизнь семьи Загвоздиных. Богдан отличался от многих своих сверстников. В 15 лет у мальчика были благородные цели, далеко идущие намерения. Богдан не имел вредных привычек, мечтал продолжать дело своего отца: работать в авиации, летать, быть конструктором самолетов. Он прилежно учился в лицее при МВТУ им. Баумана и, по мнению преподавателей, подавал большие надежды: вошел в десятку лучших на олимпиаде Университета по физике в 2006 году, был старостой класса. Во время школьных каникул работал простым рабочим на одном из авиационных заводов Самары, увлекался игрой на гитаре и ударных, занимался спортом (плавание, восточные единоборства, горные лыжи), собирался пойти добровольцем в Армию России и говорил, что в будущем хочет жениться и иметь пятерых детей. Гибель мальчика нелепа. Но нелепость эта не случайна. Богдана не стало по вине конкретных людей, которые знали, что он пристегнут, и не помогли ему. Которые могли его спасти - и не спасли".
Культура
"Вече Твери" порадовало своих читателей не только рецензией на премьерный спектакль Тверского театра драмы "Левая грудь Афродиты", поставленного по пьесе Юрия Полякова, но и опубликовала интервью с писателем, который приехал на эту премьеру. Вот как он ответил на вопрос, почему достаточно успешный романист вдруг стал писать пьесы. "Я, как зритель чувствовал себя обделенным: приходил в театр и абсолютно не видел на подмостках той реальной жизни, которая меня окружала. Это была какая-то постмодернистская игра смыслами, которые понятны и интересны небольшой группе людей, или какая-то попсовая чернуха, которая может родиться в голове человека, который сам в чернушных обстоятельствах никогда не жил. Помню фильм Германа "Хрусталев, машину!". Герои попадают в заводское общежитие, а там абсолютный бедлам, дым коромыслом, сумасшедший дом. Мне сразу стало неинтересно, потому что именно так представляет себе заводское общежитие мальчик, выросший в огромной писательской квартире, где есть домработница. А я сам вырос в заводском общежитии и отлично знаю, что там все висело на своем гвоздике. Вынужденная бытовая дисциплина. Герман придумал страшную общагу, чтобы очернить прошлое. То время было драматичнее, но оно было не таким. Мне не хватало реализма на сцене, нормального, современного реализма. Мне не хватало комедий, потому что конец 80-х - начало 90-х - годы очень смешные. Мы в жизни видели таких персонажей, что умереть со смеху! Что ж, ждать следующего национального кризиса, чтобы увидеть по телевизору кандидата в президенты, который предлагает свою жену показать народу потому, что у нее отличный круп? Сатирическая напряженность в обществе, гротескный реализм, этого на сцене ничего не было. Ушла реприза, ушел сюжет, а как можно смотреть спектакль два-три часа, в котором нет сквозного сюжета? Вероятно, есть зритель, которого вполне устраивает такая драматургия и сценическое воплощение, но я знал, что у меня масса единомышленников. Если я сочиню пьесу, которую сам хотел бы посмотреть, наверное, я смогу привлечь к ней зрителей. С уважением отношусь к элитарным видам творчества, но считаю, что если не умеешь увлечь своим текстом, если не можешь заставить читателя с напряжением ждать окончания спектакля или дочитать роман до конца, то занимаешься не своим делом. Занимательность - это вежливость писателя по отношению к читателю или зрителю". "Моя проза и драматургия вызвали не то что непонимание, а вообще нежелание в них разбираться и признавать существование у очень влиятельной части общественности, - продолжает Юрий Поляков. -Критика даже не попыталась разобраться, почему ходят на Говорухина, на "Контрольный выстрел", на "Хомо эректус". Есть даже серьезная враждебность по отношению к такому реалистическому направлению. Подозреваю, что нет объективных критериев в искусстве, они смазаны. Любую ерунду можно объявить гениальной, а о другой сказать, что это плохо потому, что так кажется мне и группе моих единомышленников. Когда предлагается объективный критерий, это вызывает раздражение у людей, которые не в состоянии или написать профессиональную вещь, интересную зрителю, или поставить. Есть еще извечный спор между традиционалистом и новатором. Я отлично знаю историю мировой культуры, сам занимался ею как ученый, поэтому понимаю, что за этим стоит спор двух разных взглядов на искусство. Очень много развелось людей, которые спекулируют на новаторском взгляде. Ничего не создав, они уже объявляют себя первопроходцами. Кстати, у меня выходит книга афоризмов. Есть в ней такой: литературные проходимцы чаще всего выдают себя за литературных первопроходцев. Не могу сказать, как Флобер, что я мадам Бовари. Стараюсь, чтобы герой был немного отстранен от автора. Отождествлять себя с героями нельзя. Тем более не нужно забывать, что есть еще жена, которая относится к произведениям мужа как следователь по особо важным делам. При советской власти я был достаточно успешным писателем, членом ЦК, парткома и так далее, что не мешало написать "ЧП районного масштаба", "Апофегей". У меня был партбилет, за который я нес ответственность, но как только я садился за письменный стол, первые две вещи, которые я забывал, - это то, что женат и член партии. Я писал все, что думал. Много неприятности получил за сатирический на Ельцина "Апофегей". До сих пор считаю, что некоторые мои жизненные нескладушки связаны с влиятельными силами, которые этого человека во власть двинули, а двинуть Ельцина с таким количеством пороков непросто. Вы представляете, какие были задействованы деньги и усилия? Мы знаем только о мифе, который сформирован. Не одно поколение историков будет раскапывать, как было на самом деле. Я писал так, как видел, поэтому нажил врагов и неприятности. Бесконфликтный писатель - это нонсенс".
"Тверская жизнь" пишет о еще одной нашумевшей премьере минувшей недели - выступлении в Тверской филармонии нью-йоркского "Гарлем Госпел Хор", доказавший своим искусством, что этот жанр песнопения уместен не только в церквах, но и на светских площадках. "Госпел" буквально переводится как "благая весть", стиль этот берет свое начало в блюзах и церковных гимнах, которые исполняли афроамериканцы, аккомпанируя себе, хлопая в ладоши и топая ногами. Госпел ощутимо повлиял на развитие музыки соул, джаза и блюзов, прежде всего своим невероятным позитивным настроем. Гарлемский хор, существующий уже двадцать лет, известен по всему миру. В России же его услышали впервые, хотя, конечно, было известно, что хор выступал вместе с Дэнни Гловером, Гарри Белефонте, Дайаной Росс, пел перед Римским Папой Иоанном Павлом II, который пришел в восторг от зажигательных песнопений. Тверской концерт завершил российскую часть мирового турне Гарлемского хора и стал таким же успешным, как и в других городах. Прежде всего потому, что его выступление отличалось не только необычайной резвостью, но и оказалось интерактивным. Наплыв публики, пришедшей на концерт "Гарлем Госпел Хора", предсказать было заранее невозможно, однако оказалось, что почитателей его музыки в Твери более чем достаточно: люди стояли едва ли не в коридоре. Всеобщая радость как-то очень быстро охватила зал. Для этого были свои причины: все участники хора улыбались во все тридцать два зуба, а весьма и весьма объемистые и рослые певицы выплясывали так, что равнодушно смотреть на них не было никакой возможности. Равно как и слушать - все хористы обладают мощным, темпераментным, почти громоподобным вокалом. Артисты почти сразу же "пошли в народ" и стали предлагать публике попеть вместе с ними. Никто не отказывался - пели, причем слова религиозных песнопений две девушки исполнили ничуть не хуже, чем американские гастролеры. Артисты говорили и пели о том, что нужно открыть свое сердце любви Иисуса, но далеко не все зрители хорошо понимали, какую love от них требуют. Другое дело, что главный смысл концерта состоял, наверное, не в агитации и не религиозной пропаганде, а в положительных эмоциях, которые несут артисты. А делать это они умеют: участники "Гарлем Госпел Хора" пели раньше не только в церковных хорах, но и в ресторанах, так что они знают, что делать на сцене. Успех тверского концерта "Ангелов из Гарлема" (так часто называют хор) по-особенному проиллюстрировал слова основателя коллектива музыканта Аллена Бейли: "Музыка госпел несет облегчение страдающим людям. Все знакомы со страданием, со всеми существующими сегодня в мире проблемами. Люди жаждут облегчения, и наша музыка приносит им его".
Спорт
Две золотые, одну серебряную и одну бронзовую медали завоевали представители сборной Верхневолжья на открытом чемпионате России по греко-римской борьбе среди студентов, прошедшем в Санкт-Петербурге, сообщает "Тверская жизнь". "На питерском ковре были представлены борцы-классики из 50 команд и пяти стран, кроме России, США, Норвегии, Финляндии и Польши! Тем весомее успех наших ребят. В категории до 60 кг победителем стал тверитянин Иван Куйлаков, вице-чемпион Европы среди юниоров прошлого года. На этих соревнованиях воспитанник Руслана Юсуфова провел шесть схваток и ни в одной из них не позволил усомниться в своем превосходстве. В категории до 120 кг отличился сотрудник кафедры физвоспитания Тверской академии военно-космической обороны
А вот сильнейший мужской баскетбольный клуб Верхневолжья - КАМиТ, как сообщает та же газета, оправдал далеко не все надежды своих поклонников. "В спорткомплексе БСК "Тверичанка" завершился очередной тур чемпионата студенческой баскетбольной лиги России. Уже долгие годы КАМиТ играет в студенческом чемпионате достаточно успешно. Команда регулярно занимает места в первой шестерке лучших коллективов Северо-Запада, а прошлый сезон и вовсе завершила с бронзовыми медалями. Болельщики давно и с нетерпением ожидают победы любимого клуба в этом престижном турнире. Сможет ли КАМиТ решить эту задачу в нынешнем сезоне? Сомнение в такой возможности выразил даже президент клуба Николай Горшков. Причина - большой отток опытных игроков в межсезонье. Поэтому пределом мечтаний руководства клуба было бы повторение прошлогоднего успеха. Тверской этап чемпионата собрал в столице Верхневолжья восемь команд, которые были разбиты на две группы. Согласно регламенту, по две команды из каждой группы выходили в полуфинал. Дальше борьба продолжалась по олимпийской системе. КАМиТ с первой задачей справился успешно. Тверитяне камня на камне не оставили от сыктывкарского СГУ - 89:49. Почти столь же уверенно был выигран и матч против ВЛГАФК из Великих Лук - 93:65. Этой победой тверская команда обеспечила себе выход в полуфинал. К сожалению, последний в группе матч с калининградским РГУ не заладился у тверитян с самого начала. К огорчению местных болельщиков концовку встречи увереннее провели калининградцы и вырвали-таки победу - 88:82. Полуфинальный матч с новгородским ГУ оказался очень равным и очень нервным. На редкость цепкая и грамотная игра гостей в обороне стала поистине камнем преткновения для тверитян. В результате обидное поражение - 74:76, которое перечеркнуло все надежды КАМиТа на победу в туре. Теперь самое большее, на что могли рассчитывать наши баскетболисты, - это было третье место, но и за него еще предстояло побиться с очень неплохой командой из Ухты. КАМиТ с самого начала ушел в глубокий отрыв (16:4 после первой четверти), который по ходу встречи только увеличивался. Финальная сирена зафиксировала на табло победный для КАМиТа счет - 67:42. Таким образом, у тверитян - бронза, а первое место завоевали студенты из Новгорода Великого, второе - калининградский РГУ".