Обзор самарских СМИ за 23-24 ноября 2006 года.

ПОЛИТИКА

"Власти Самары намерены добиваться возврата в городскую собственность 280 объектов недвижимости, выведенных из муниципальной собственности через механизм хозяйственного ведения и схемы внесения объектов недвижимости в уставные капиталы, - пишет газета "Самарское обозрение". - По словам источников, в числе компаний, чьи действия вызвали наибольшие вопросы, фигурируют созданные во время выборов акционерные общества "Сити" и "Жемчужина Поволжья", в уставные капиталы которых чиновниками мэрии была внесены 22 объекта недвижимости стоимостью "десятки миллионов долларов". Мэр Самары Виктор Тархов заявил, что мэрия намерена обращаться в суд и прокуратуру с исками и требованиями проверить законность тех или иных операций... Тархов не исключил и второго варианта решения вопроса с недвижимостью, а именно оплаты ее по рыночной стоимости. "В этом случае с бюджетом может быть заключено дополнительное соглашение, по которому город получит ту часть денег, которая была им реально недополучена в результате сделок выборного периода и предыдущих лет", - говорит один из чиновников департамента по управлению имуществом Самары".

ЭКОНОМИКА

"Отдел по расследованию особо важных дел самарской облпрокуратуры намерен направить в суд уголовное дело в отношении руководства ОАО "Волготанкер", - пишет газета "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - Как рассказали в отделе облпрокуратуры, на сегодняшний день в деле фигурирует семь топ-менеджеров пароходства, которых обвиняют в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), легализации доходов (ст. 174 УК РФ), злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ). В отношении троих фигурантов - экс-председателя совета директоров предприятия Александра Александровича, исполнительного директора управляющей компании "Волготанкер-АМС" Андрея Азарова и главы датской компании Volgotanker Marine Services Ильи Канцнельсона (они находятся в международном розыске и Генпрокуратура добивается их экстрадиции из Великобритании) - дело выделено в отдельное производство. "Обвинения и сумма претензий для всех фигурантов одинаковы - они действовали в составе одной группы, просто каждый выполнял свою задачу", - пояснили в отделе по расследованию особо важных дел облпрокуратуры, подчеркнув, что господа Александрович, Азаров и Канцельсон будут отданы под суд, как только будут задержаны и переданы российской стороне. Однако, когда это произойдет, в прокуратуре сказать не смогли. Пока же судить будут главбуха ОАО Любовь Базильскую, руководителя службы безопасности компании Евгения Артюхова, руководителя судоходной политики "Волготанкера" Юрия Исаичева, руководителя самарского филиала пароходства Владимира Корякова (в настоящее время - руководитель башкирского филиала ОАО). По мнению следователей, в результате незаконной деятельности топ-менеджеров пароходства государству был нанесен ущерб на общую сумму в 998 млн рублей. По словам высокопоставленного источника "Ъ" в самарской облпрокуратуре, схема мошенничества руководства ОАО выглядела следующим образом. Пароходство передавало датской Volgotanker Marine Services (ее фактически контролировали владельцы "Волготанкера") и ряду других иностранных компаний в аренду суда для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов. "За экспортные перевозки предусмотрено возмещение НДС. Документы оформлялись таким образом, что перевозчиком якобы выступал "Волготанкер", хотя пароходство являлось всего лишь арендодателем судов для иностранных компаний", - пояснили в облпрокуратуре. В этом ведомстве полагают, что по закону "Волготанкер" должен был получать только прибыль от сдачи судов и команд в аренду. "Они же получили от государства в течение 1999-2004 годов возмещение НДС за экспортные перевозки на сумму 800 млн рублей", - подчеркнул собеседник "Коммерсанта". С конца весны 2006 года деятельность компании фактически заморожена: на счета, имущество "Волготанкера" наложен арест (общая стоимость находящегося в настоящее время под арестом имущества, включая суда, превышает 1,3 млрд рублей), количество работников ОАО сократилось с 10 тыс. до 2 тыс. человек. Некоторое время назад вице-президент ООО "Волготанкер АМС" Андрей Клейменов даже высказался за скорейшую национализацию пароходства, однако государство никак не отреагировало на это обращение. Тем временем представители оффшорных компаний, в чьих руках сосредоточено 76,34% акций ОАО, проигнорировали проведение двух годовых собраний акционеров пароходства, что дало повод специалистам Росимущества подозревать "Волготанкер" в предумышленном банкротстве. В прокуратуре также не исключают, что топ-менеджеры ОАО сознательно готовили пароходство к самоликвидации. Вариантов развития событий с "Волготанкером" может быть два: один из кредиторов компании (основной кредитор - государство в лице налоговой службы) подает в арбитраж иск о признании пароходства банкротом, и в рамках процедуры банкротства все имущество "Волготанкера" выставляется на торги. Во втором случае, руководство компании может достигнуть договоренности с заинтересованными структурами о передаче контроля над компанией в обмен на погашение налоговой недоимки. По мнению экспертов, события будут развиваться по второму пути. Покупать пароходство по частям на торгах слишком дорого, поэтому "Волготанкер" могут передать компании, которая заплатит его долги.

"Устав ОАО "АвтоВАЗ" может быть изменен в судебном порядке, - пишет "Самарское обозрение". - Житель города Кемерово Герман Шаманович обратился с иском в арбитражный суд Самарской области, в котором потребовал отменить регистрацию устава в редакции 2002 года как не соответствующий законодательству. В случае его победы владельцы привилегированных акций автозавода смогут добиться пересмотра начисления дивидендов за последние три года".

"Жилье в Новокуйбышевске продолжает дорожать, с января по ноябрь 2006 г. рост цен на местном рынке жилой недвижимости составил по разным оценкам, от 70 до 100 процентов, - пишет газета "Город Нск". - Беспрецедентному удорожанию квадратного метра - за год почти вдвое - удивляются даже специалисты. Аналитики связывают это, в первую очередь, с ростом цен на строительные материалы и энергоносители, развитием ипотечного жилищного кредитования, а также изменениями в законодательстве. Несмотря на это спрос продолжает опережать предложенье как на первичном рынке, так и на рынке вторичного жилья".

"Мэрия Тольятти предложила городской думе погасить дебиторскую задолженность МУ "Департамент энергетики, ЖКХ и Связи Тольятти" (МУ "ДЭЖКХ и С") перед бюджетом города, образовавшуюся в 2005 году, за счет бюджетных средств следующего года, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - Сумма задолженности на начало текущего года составила 242,3 млн рублей. Как пояснил директор МУ "ДЭЖКХ и С" Виктор Попов, "дебиторка образовалась в результате недособираемости платежей с населения за коммунальные услуги". Отметим, что по данным заместителя мэра по городскому хозяйству и экологии Владимира Иванова, недосбор с населения ежегодно составляет 5%. Сегодня поиском механизма погашения долга занимается совместная рабочая группа, разрабатывающая рекомендации тольяттинской гордуме для принятия соответствующего решения. Между тем ряд знакомых с ситуацией источников в мэрии утверждают, что данная дебиторская задолженность образовалась не из-за несознательности горожан, а в результате переплаты МУ предприятиям-поставщикам теплоэнергии. "Расчеты с поставщиками Попов производит по предоплате, в том числе с учетом бюджетной составляющей. В 2005 году зима была теплее обычного, в результате чего город потребил меньше тепла. Однако департамент финансов почему-то не обратил на это внимание, вместо этого он продолжал перечислять Попову бюджетные деньги в полном объеме. В конце года мы просто сравнили объемы потребленного городом тепла с запланированными, получилось что переплатили", - объясняет собеседник "Коммерсанта" природу появления долга МУ "ДЭЖКХ и С" перед бюджетом. "К тому же, - продолжил он, - на начало 2005 года у ЖКХ уже была дебиторка, которую при утверждении бюджетной составляющей почему-то не учли". Отметим, что в 2004 году дебиторская задолженность "ДЖЭКХ и С" составляла 153,7 млн рублей, включая в себя долги МУ, начиная с 2003 года. Согласно отчету об исполнении бюджета за 2005 году, бюджетная составляющая по теплу предусматривалась в размере 10% от общей суммы платежей (с 2006 года население Тольятти платит 100%). В денежном эквиваленте запланированная сумма составляла 259,6 млн рублей. Кассовое исполнение данной строки расходов на конец 2005 года составило 201,4 млн рублей. "Чтобы расплатиться за тепло, из бюджета в рамках своих обязательств, мы перечисляли Попову определенный объемы средств для расплаты поставщиками теплоэнергии", - заявил вице-мэр Тольятти Николай Ренц. Экономию денег чиновник объяснил тем, что "из бюджета перечислялись только те средства, которых не хватало на выплату поставщикам". "Иногда мы платили в полном объеме, иногда меньше", - добавил он. "В прошлом году департамент сэкономил на коммуналке, однако дебиторка наоборот выросла. Это показывает то, что город потребил меньше тепла, а мэрия платила Попову по утвержденному в начале года нормативу, - пояснил специалист аппарата тольяттинской гордумы, пожелавший остаться неназванным. - По идее, сегодня Попов должен либо вернуть эти деньги населению, либо пересмотреть тариф на текущий год". По данным городской контрольно-счетной палаты, исходя из того, что дебиторской задолженности у МУ "ДЭЖКХ и С" на 1 января 2006 года по теплоэнергии не должно быть, ассигнования на 2005 год должны были составить сумму 112 млн 746 тыс. рублей. "То, что у ЖКХ была дебиторка за 2004 год - для нас не имело значения. Мы утвердили в бюджете 10% - мы их Попову отдали. По долгам нужно разбираться с отраслью и поставщиками услуг. Бюджет свои обязательства исполнил", - отметил председатель думской комиссии по городскому хозяйству Александр Денисов.