К середине 2006 года от проектов "Сахалин-1,2" и "Харьяга" в бюджет РФ поступило $700 млн
Инвестиции по трем проектам
По всем трем проектам доходы уже поступают в бюджетную систему России (на середину 2006 года - $0,7 млрд). Еще до возмещения инвесторами расходов платится так называемое роялти - процент от добычи. По "Сахалину-2" он составляет 6%, по "Сахалину-1" - 8%, по Харьягинскому проекту 6-11% в зависимости от накопленной добычи (чем выше добыча, тем больше роялти).
Несмотря на то, что инфраструктура проектов полностью еще не создана и они еще не вышли на запланированный уровень добычи, поступления от роялти, согласно проекту бюджета на 2007 год, запланированы в размере примерно $0,5 млрд. По сравнению с 2006 годом - рост в четыре раза. Всего же, по данным Минпромэнерго, планируемые доходы России от реализации проектов СРП должны составить: "Сахалин-1" (до 2054 года) - $52,2 млрд, "Сахалин-2" (до 2045 года) - $50,1 млрд, Харьягинский (до 2031 года) - $2,58 млрд. И это при цене $34 за баррель нефти.
"Приходилось слышать, что если уж инвестиции и будут сделаны, а роялти бюджет получит, то этим дело и ограничится: иностранные компании будут раздувать затраты и работать "как бы" без прибыли, - пишет "Коммерсант". - На самом деле по Харьягинскому проекту раздел продукции уже идет (поскольку затраты инвестора уже возмещены), а по "Сахалину-1" схема раздела продукции вообще начинает работать с первого дня добычи (октябрь 2005 года). В последнее время много говорят о том, что операторы проектов СРП (в особенности проекта "Сахалин-2") пытаются резко увеличить смету затрат. Здесь, однако, недоразумение - рост расходов вызван не злой волей, а инфляцией: ведь растут цены на материалы, энергию, оборудование, затраты на рабочую силу. И, наконец, доля, которую по разделу продукции получает инвестор, облагается налогом на прибыль по ставке, которая действовала на дату подписания соглашения. Сегодня ставка налога на прибыль 24%, но для проекта "Сахалин-2" она равна 32%, для "Сахалина-1" - 35%, для Харьягинского проекта - 35%. По двум последним налог на прибыль уже поступает в бюджетную систему страны".
Кроме того, к выгодам от реализации СРП относится и то, что значительная часть контрактов на работы и услуги в рамках СРП заключается с предприятиями и организациями, зарегистрированными в России. Согласно правительственному докладу "Об итогах работы по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции" за 2005 год, доля российских подрядчиков составила за весь период реализации проектов (1996-2005 гг.) по "Сахалину-1" - 63,3%, "Сахалину-2" - 48%. По Харьягинскому проекту есть только цифра за 2005 год - 89,5%. Таким образом, около 50% от вложенных 20 млрд долларов было выплачено зарегистрированным в России предприятиям. Эти предприятия платили налоги, давали работу российским гражданам и сами, в свою очередь, предъявляли спрос на продукцию.
Доля российского персонала в рамках проекта "Сахалин-1" составляет 64%, а в проекте "Сахалин-2" - 56%. Ожидается, что к 2010 году российские кадры в проекте "Сахалин-1" составят 80%, а "Сахалин-2" планирует довести к 2018 году численность российского персонала до 90%.
"Объективные проблемы в реализации проектов СРП (как и любого другого хозяйственного проекта) есть, - пишет "Коммерсант". - Однако эти "проблемы на фоне успеха" являются в данном случае не причиной, а поводом для критики. Потому что проекты СРП в сегодняшнем состоянии - с многомиллиардными вложениями, передовыми технологиями и контрактами на поставки сжиженного газа - это лакомые куски для "государственных" российских нефтегазовых компаний. Тех компаний, которые в годы высоченных цен на нефть и газ тратили свои огромные доходы не на разработку шельфовых месторождений, а на другие цели. Теперь же есть большой соблазн, используя органы власти в частных интересах, прийти "на все готовенькое": выбить для себя сверхвыгодные условия вхождения в проект. Само по себе намерение войти в проекты можно приветствовать (тем более что в проекте "Сахалин-1" компании "
Справка ИА REGNUM:
Соглашение о разделе продукции в РФ - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ; а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Суть этого договора заключается в фиксации неизменного объема платежей, которые иностранная компания должна вносить в бюджет государства за право разработки месторождения независимо от изменений местного налогового режима. В результате инвестору обеспечивается стабильная работа, а государству - неизменный доход и приток новых технологий и квалифицированных кадров.
История СРП в России началась в 1994 году, когда было подписано СРП "Сахалин-2". В настоящее время к СРП допущено 28 месторождений, однако реально проекты осуществляются лишь на трех - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга".
В проект "Сахалин"-1 входят три морских месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Компания "Эксон
Проект "Сахалин-2" реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Он предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, извлекаемые запасы которых составляют 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Акционерами оператора проекта - компании
Нефтепроводная система Харьяга - Индига предполагает, что нефть Тимано-Печерской провинции будет транспортироваться к побережью Баренцева моря и далее танкерами в Европу и США. Протяженность системы составит около 400 км, производительность - 12 млн. тонн нефти в год. Оператор разработки - французская компания "