Интервью директора департамента по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев при югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта Махара Гассиева ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Гассиев, проблема беженцев является для Южной Осетии актуальной уже более 15 лет. Как, в целом, проходит процесс возвращения этих людей на свою Родину?

Весьма сложно дать однозначный ответ на данный вопрос. Сегодня происходит разграничение, т.е. я бы сказал, что беженцы-осетины не хотят возвращаться в Грузию. Конечно, людей можно понять, очень трудно психологически заново строить жизнь там, откуда тебя изгнали, где убили твоих родных и близких. Однако, следует отметить, что действия Грузии не только не способствуют возвращению людей, а наоборот, способствуют оттоку осетин. К нам и сегодня продолжают обращаться семьи осетин из Грузии - не только из Тбилиси, но и из Кахетии и других районов Грузии. Невыносимые условия жизни, притеснения заставляют людей мигрировать. Конечно, мы стараемся помочь, чем можем.

ИА REGNUM: Известно, что в Грузии разработан закон о реституции, который собирался принять грузинский парламент...

Да, закон о реституции в Грузии рассматривали очень много раз. Но, и югоосетинская сторона, и международные организации убеждали Грузию в том, что в том виде, в каком написан этот закон, он никак не будет отражать интересы беженцев и вынужденных переселенцев. Замечания были высказаны и со стороны Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ), и Венецианской комиссией, причем объем страниц, на которых были высказаны замечания, превышал объем самого законопроекта. Грузия должна учесть все это. Нужды людей, их боль - важнее рекламы.

ИА REGNUM: Парламент Южной Осетии, приняв декларацию о геноциде, уже заявил, что вправе требовать материальную компенсацию для жертв геноцида. Каково положение и права беженцев при рассмотрении данного вопроса?

Беженцы и вынужденные переселенцы напрямую относятся к жертвам геноцида. Как мы знаем, в 1992 году, по оценкам совместной комиссии, ущерб от грузинской агрессии был оценен на сумму более 36 млрд. рублей (в ценах 1992 года). Когда мы сегодня оказываем беженцам или вынужденным переселенцам помощь, скажем, на 2 тыс. рублей, а человек в результате конфликта потерял имущество, недвижимость на 100 тыс. рублей, это означает, что человек не восстановлен в своих правах на утраченную собственность. Не говоря уже о моральной компенсации. И никто не имеет право игнорировать это. Данная категория людей у нас также находится в списках. И эти люди имеют полное право требовать компенсацию.

ИА REGNUM: Какую работу на сегодняшний день проводит возглавляемый Вами департамент по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев?

В департаменте проводится текущая работа с беженцами и вынужденными переселенцами, состоящими у нас на учете. В частности, рассматриваем вопросы социального характера - обеспечения дровами на зимний период, в связи с чем мы обратились в различные международные организации. Особая категория людей - инвалиды - обеспечиваются дровами при поддержке правительства. Только в прошлом году дровами были обеспечены около 400 семей. Улучшаются условия проживания беженцев в коллективных центрах. Как известно, в одном из коллективных центров, в здании турбазы "Осетия", завершились ремонтно-восстановительные работы канализационной системы, отремонтирована крыша. Идентичные работы проводятся в другом коллективном центре, в здании бывшего профтехучилища. Работы проводятся Международным Комитетом Красного Креста, которому я очень благодарен за плодотворное сотрудничество. Есть также категория особо бедных беженцев, для которых в бюджете республики предусмотрены суммы на расходы, связанные, скажем, с похоронами и т.д. Расходованием средств для данной категории населения занимается специальная комиссия.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете сотрудничество с УВКБ ООН?

Теснейшим образом. УВКБ ООН работает в Южной Осетии с 1997 года и ежегодно реализует ряд проектов. В зависимости от выделенных организации средств оказывается помощь беженцам и другим категориям населения. Этот год также не составил исключения. По сегодняшний день продолжается строительство блочных домов, оказание строительной помощи. Также отмечу, что ежегодно организация оказывает дополнительную помощь беженцам в виде продуктов питания, инвентаря, т.е. предметов первой необходимости. Следует отметить, что в третьей программе Евросоюза (бюджет - 2,5 млн. евро) 800 тыс. было выделено для беженцев, и эти средства были реализованы посредством УВКБ ООН. Организация ищет спонсоров, чтобы увеличить свой бюджет, а также рассматривается возможность увеличения объемов оказываемой помощи. Сегодня, к примеру, стоит вопрос благоустройства блочных домов.