В законе о пожарной безопасности много положительного: интервью замначальника ГУ МЧС по Новосибирской области
С 2005 года функциями пожаротушения были наделены субъекты РФ и местное самоуправление. Однако федеральный закон от 25 октября 2006 г. № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности" (сюда относятся законы № 69, № 184 и № 122) позволил МЧС иметь пожарные части в регионах. Как теперь будут регулироваться отношения между МЧС, субъектом и предприятием - вопрос, которым задаются многие. О плюсах и минусах нового закона 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM рассказал первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области (по государственной противопожарной службе) Анатолий Кузнецов.
ИА REGNUM: Анатолий Владимирович, как происходит реализация закона?
Для реализации данного закона, во-первых, необходимо подписать соглашение между министерством и губернатором, то есть, субъектом РФ. По этому соглашению предусматривается передача части полномочий субъекта по осуществлению, в частности, тушения пожаров на территории. Это не говорит о том, что на сегодняшний день субъект передаст свои полномочия, и министерство будет тушить все пожары на территории. С субъекта никто права и обязанности тушения пожаров не снимал. Реализация данного закона позволит, на мой взгляд, улучшить реагирование на пожары, т.е. сократится время прибытия, потому что на одной территории могут находиться как федеральные противопожарные службы и подразделения, так и государственные противопожарные службы, т.е. противопожарные службы субъекта. Я хотел бы добавить, что это соглашение не влияет на муниципальные образования, которые как были обязаны исполнять свои полномочия по 131 закону, в частности, это первичные меры пожарной безопасности на территории муниципального образования, так они и будут их исполнять.
ИА REGNUM: Что, на ваш взгляд, еще положительного в законе, помимо улучшения реагирования на пожары?
Оперативное управление всеми видами пожарной охраны на территории субъекта будет осуществляться территориальным органом исполнительной власти, т.е. главным управлением. Мы будем отвечать за взаимодействие, за организацию тушения пожаров на всей территории области. Это, конечно, положительный момент. Остальные части этого закона направлены на реорганизацию объектовой пожарной охраны. По прежнему законодательству реорганизация должна была пройти до конца 2006 года. В новом законе реорганизация обозначена 2006-2008 годами. Соответственно, сотрудники государственной противопожарной службы, у которых ранее были заключены договоры с объектами, будут реорганизованы до 2008 года. Мы спокойно, без всяких проблем сможем перевести людей в другие подразделения или дать им возможность доработать до пенсии.
Кроме того, на территории России есть перечень объектов критически важных для национальной безопасности страны". Статья 37 в новом законе будет читаться в следующей редакции: "руководители организаций обязаны обеспечить создание и содержание подразделений пожарной охраны, объектов, входящих в утвержденный правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, за исключением тех объектов, на которых создаются федеральные подразделения объектовой пожарной охраны".
ИА REGNUM: А что входит в перечень критически важных для национальной безопасности страны объектов?
В этот перечень входят объекты культурного наследия, пожароопасные объекты... На территории Новосибирской области таких объектов порядка 46. На 4 из них создана федеральная противопожарная служба (ФПС), а на остальных объектах как раз и будем предлагать создание других видов пожарной охраны. Это будет ведомственная или частная пожарная охрана - организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности, или руководители будут получать лицензию и содержать у себя подразделение пожарной охраны другого вида. Это основное, что есть в законе.
ИА REGNUM: Вы сказали о том, что объектовую пожарную охрану постепенно реорганизуют. А пожарные волнуются, боятся лишиться работы. Будут ли какие-то увольнения в результате реорганизации?
Мы, естественно, будем стараться сохранить людям рабочие места, для чего в гарнизоне пожарной охраны Новосибирска держится искусственный некомплект. Это означает, что должности территориальных пожарных в подразделении мы не комплектуем, и, когда начнется реорганизация, те люди, которые не имеют права на пенсию и хотят продолжать служить в пожарной охране, могут перевестись в подразделение и продолжать работу. Мы говорили о том, что беспокоиться сотрудникам объектовых пожарных подразделений нет никакого смысла. Предложения о переводе им уже поступали. Если сейчас есть желающие перевестись - мы готовы принять их. Но пока, честно говоря, слишком большого количества желающих нет.
ИА REGNUM: В начале беседы вы упомянули о том, что в результате соглашения между МЧС и губернатором предусматривается передача части полномочий субъекта по осуществлению тушения пожаров на территории. Что это за часть полномочий и определен ли ее размер?
Есть примерный проект соглашения между субъектом и министерством, но это еще только проект. Одно из полномочий - организация тушения пожаров на территории субъекта. То есть, до нового закона мы имели право тушить пожары только на критически важных объектах, для чего создавалась федеральная противопожарная служба. Изменения закона вступили в действие - и теперь мы сможем тушить пожары на территории. У субъекта есть подразделения пожарной охраны. Поэтому, этим соглашением субъект вправе передать нам свои подразделения, и мы, осуществляя общее руководство, организовываем порядок тушения пожаров уже на всей территории с учетом подразделений субъекта.
Еще одно из полномочий, которое частично будет реализовываться в министерстве, - осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории субъекта от чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального уровня, а также обучение населения РФ способам защиты и действиям в указанных ситуациях. Но я бы хотел отметить, что это всего лишь проект соглашения. До 24 ноября мы должны этот проект обсудить здесь, затем отправить в министерство, где он будет подписан министром и согласован с правительством РФ.
ИА REGNUM: Этот механизм действует по каждому региону?
Да, по каждому региону отдельное соглашение. Только после прохождения всех инстанций можно говорить о том, что будет в конкретном соглашении. Пока здесь написано очень много и, на мой взгляд, много положительного, особенно, в нашей внутренней работе. Этим соглашением оговаривается порядок финансирования того или иного вида подразделения пожарной охраны и материально-технического обеспечения.
ИА REGNUM: Но ведь субъект может сохранять за собой определенное количество пожарных частей и получать дополнительные средства в бюджет? В его интересах не отдавать МЧС пожарные подразделения.
Я понял вопрос, ситуация обстоит так. Всего на территории России президентом было согласовано 220 тысяч людей - такова численность ФПС. Сегодня ФПС составляет 84 тысячи человек на территории России. Это управления государственного пожарного надзора, объектовые пожарные подразделения, которые охраняют критически важные объекты, специальная пожарная охрана, подразделения закрытых городов. Сейчас планируется поэтапная передача остальной численности - перевода подразделений субъекта на ФПС. Предварительно на 2007 год запланировано перевести 6 тысяч человек по всей России. Сколько из них будет выделено нам - я пока не могу сказать. Вероятно, с министерством финансов будет согласован график о том, сколько денежных средств будет выделено на 2008-2009 год. Когда федеральная численность будет увеличиваться, у субъекта на эту численность будут забираться субвенции. Они, вероятно, распределятся на другие социальные нужды - на здравоохранение, образование, исполнение целевых программ, поставленных президентом по улучшению уровня жизни россиян. Скорее всего, так. Поэтому субъекту будет невыгодно держать у себя подразделения противопожарной службы, так как у него все равно субвенции заберут.
ИА REGNUM: Вы назвали некоторые плюсы нового закона. Можете назвать минусы?
С моей точки зрения, пока минусов нет. Но они могут всплыть в период работы. Закон вступил в силу совсем недавно - 25 октября. Не прошло еще и полмесяца, поэтому говорить о минусах сложно. Первое подведение итогов можно сделать тогда, когда вступит в силу соглашение между МЧС и субъектом. По проекту, соглашение вступает в силу после утверждения постановлением правительства РФ и официального опубликования, в установленном законодательном порядке, но не ранее вступления в силу закона субъекта РФ "О внесении изменений в закон субъекта РФ "О бюджете субъекта РФ на 2006-2007 год". Положение будет подписано, часть функций будет передана, эти функции должны каким-то образом финансироваться. Если в бюджете области не предусматривается финансирование на данное соглашение, то оно вступит в силу только после того, как бюджет будет откорректирован.