В среду, 15 ноября Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект "О внесении изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и в Гражданский процессуальный кодекс". Это было рекомендовано на заседании президиума фракции "Единой России" 13 ноября. Как уже сообщалось ранее, законопроект отменяет норму о минимальной явке на выборах всех уровней и запрещает избираться гражданам России, осужденным за совершение преступлений экстремисткой направленности по статьям Уголовного кодекса или подвергнутым административному наказанию за пропаганду и демонстрирование нацистской символики. Как отметил глава комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин, самое главное в законопроекте - это включение норм, направленных на борьбу с экстремистской деятельностью в избирательном процессе. По его словам, соответствующие заявления кандидатов в депутаты стали слишком легким способом завоевания поддержки у избирателей. По просьбе корреспондента ИА REGNUM, директор Независимого института выборов Александр Иванченко прокомментировал некоторые инициативы, предложенные к принятию Госдуме.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, к чему может привести отмена порогов явки на выборах и будет ли это на пользу "Единой России"?

От партии власти исходят только опасности. Отмена порога явки подорвет легитимность представительности парламента. Тактика такая, что мы ни за кого не отвечаем: ни за КПРФ, ни за "Справедливую Россию". "Единая Россия" объединяет бюрократов, которые в оставшийся срок полномочий думают только о сохранении своих кресел. Эта инициатива - свидетельство того, что партия власти отвязалась от Кремля. Доказательством этого служит то, что запрет переходить из одной фракции в другую под угрозой потери мандата, отмена графы "против всех" в избирательных бюллетенях, запрет на блоки - все стало работать против других крупных партийных проектов, все другие проекты на это напоролись. По сути, она меняет всю систему избирательного законодательства, концепцию закона, которая не может изменяться во втором чтении. Думаю, что к этой поправке будет настороженное отношение у субъектов законодательной инициативы. Думаю, будет возражать Совет Федерации, и, я думаю, президент.

ИА REGNUM: Что вы думаете о предложениях по борьбе с экстремистами в рамках избирательного процесса?

Все формулировки, которые касаются экстремисткой деятельности, достаточно расплывчаты, терминология четко не прописана. Опасность в том, что их хотят применять сразу после вступления закона в силу, не отработав как следует на практике. Получается, это делается для того, чтобы выкосить всех ненужных из избирательной кампании, а потом кого надо погладить по голове. Поэтому я думаю, что эти нормы предполагают лишь временное устранение из предвыборной гонки.

ИА REGNUM: Какой эффект вы ожидаете от запрета на контрагитацию в предвыборных роликах на радио и телевидении?

Уже были примеры того, как СМИ сначала предупреждались, а потом закрывались за нарушения предвыборного законодательства. Сейчас их можно будет закрывать еще по одному основанию: за "контрагитацию". Это и будет результатом нововведения.