Артур Багдасарян - экс-спикер парламента Армении, возглавляемая им партия "Оринац Еркир" весной 2006 года покинула коалицию власти, уйдя в оппозицию.

ИА REGNUM: Прошло уже полгода с тех пор, как партия "Оринац Еркир" покинула коалицию власти. По Вашему мнению, что изменилось во власти и в стане оппозиции за это время?

Интересный вопрос. Что изменилось во власти и оппозиции? Я думаю, со стороны - журналистам, общественности - виднее, какие именно изменения произошли во власти и оппозиции. Будучи у власти, партия "Оринац Еркир" боролась за реформы. Придя к власти, мы взялись за осуществление реформ. Народ отдал за нас около 200 тыс. голосов и мы намеревались осуществить нашу программу, поддержанную народом. Взяв на себя роль реформатора, мы не ограничивались критикой, но старались предлагать пути решения проблем. Быть у власти для нас не означало вести "страусиную" политику. Я думаю, что деятельность "ОЕ" привнесла достаточное количество положительных сдвигов. Я не приписываю нам все заслуги и позитивные моменты, но целый ряд серьезных реформ нами был осуществлен. Такова была роль "ОЕ" во власти.

Что касается нашей роли в оппозиции, то партия продолжает работать с той же принципиальностью. Мы последовательно выступаем за внедрение системных реформ. К сожалению, коррупция и теневая экономика в Армении достигли столь большого размаха, что на уровне Всемирного Банка и различных международных финансовых организаций говорится о необходимости ужесточения борьбы с этим злом. Коррупция есть во всех странах, но для маленькой Армении, ее объемы беспрецедентно велики. И когда в проекте бюджета на 2007 год закладывается дополнительная сумма в 70 млрд. драмов (примерно $185 млн.), это означает, что и власти осознают, что страна обладает таким ресурсом.

Отмечу, что и представленные в оппозиции силы не приняли нас с распростертыми объятиями после того, как мы вышли из коалиции власти. Однако на сегодня "Оринац Еркир" - одна из самых состоявшихся политических структур в стране. В ближайшее время мы останемся принципиальными в своих позициях и решительны в действиях, направленных на осуществление действенных реформ в стране. По-моему, с переходом партии в оппозицию многое изменилось. Конечно, некоторые придерживаются обратной позиции, но трансформации - очевидны, и, мне кажется, в ближайшее время они станут еще более явными.

ИА REGNUM: Сегодня только ленивый не говорит о предстоящих в Армении выборах - сначала парламентских, а затем и президентских. С чем партия "Оринац Еркир" пойдет на выборы? Под вывеской радикальной оппозиции? В блоке с какими-то иными силами или одна со своим лидером?

Я считаю возможным участие в предстоящих выборах, как в блоке, так и самостоятельно. Партия считает важным политическое сотрудничество. И для нас существует два варианта политического сотрудничества: блоки или предвыборные и поствыборные соглашения. Мы сейчас ведем активные консультации с различными партиями и не исключаем возможность формирования политических альянсов. Что касается характера нашей оппозиционности, то "ОЕ" - коренная оппозиция, предпринимающая шаги, которые, по нашему глубокому убеждению, исходят из национальных интересов Армении. Даже будучи во власти мы всегда называли вещи своими именами, за что и нас критиковали. В то же время я бы не стал называть нашу позицию радикальной, поскольку мы не стремимся очернить все то хорошее, что объективно наличествует в стране. Это не присуще нам. Мы за развитие успеха и дальнейшее созидание.

ИА REGNUM:Недавно Вы заявили, что власть применяет против партии "Оринац Еркир" методы "черного пиара". Вы претендуете на роль локомотива оппозиционных сил? С какой из оппозиционных сил Вы бы не пошли на выборы?

Я не хочу говорить, с какой партией мы бы не объединились, тем самым, ставя клеймо на ком-либо. Партия "Оринац Еркир" отличается тем, что никогда не переходит на личности. Когда мы узнали, что против нас применяется "черный пиар", то просто встали и спросили - кто это делает? Кто может сегодня приказать всем телекомпаниям страны транслировать порочащие меня и партию материалы? Конечно же, власти! Пресс-секретарь президента страны заявил, что это не они, а министр обороны и премьер-министр сначала просто промолчали, а затем расплывчато сказали, что тоже не причастны к этому. Но если не они, то кто? Мы сами против себя это делали? Или может оппозиция? Нет, конечно. Это делала власть. Почему я привел этот пример, мы опять-таки не обвиняли их, указывая на личности, мы просто подняли проблему. Если мое выступление записывается от начала до конца, но потом целиком вырезается из эфира, то кто это делает? Нам твердят, что мы обвиняем Республиканскую партию (глава премьер-министр Армении - ред.), но мы не обвиняем никого, мы просто спрашиваем, почему они это делают? Не делайте этого. Может, боитесь чего-то? Разве мы против вас что-то делаем? Мы просто встречаемся с народом.

ИА REGNUM: Муссируются слухи о возможности возвращения на политическую арену Армении первого президента Левон Тер-Петросяна. Если это произойдет, поддержит ли его партия "Оринац Еркир"?

Я с уважением отношусь к первому президенту, считаю, что он имел серьезный вклад в дело создания нашей государственности. Вернется ли он, будет ли участвовать в предстоящих президентских выборах - это его право. Могу лишь сказать, что "ОЕ" примет самостоятельное участие в общегосударственных выборах со своей политической командой и программой.

ИА REGNUM: По Вашим прогнозам, какие политические силы преодолеют необходимый барьер и займут места в парламенте нового созыва? Каким партиям не суждено попасть в парламент?

Я не хочу заниматься политическим гаданием и говорить о том, какие силы окажутся в парламенте после выборов 2007 года. Этими прогнозами и оценками кишат СМИ. Я могу сказать, что "ОЕ" будет иметь весьма весомое присутствие в парламенте. И могу лишь пожелать стране честную политическую конкуренцию, политический мир, а не политическую войну. Мы за политическую конкуренцию, а не ненависть - таков наш девиз. Все остальное - решит сам народ.

ИА REGNUM: Допускаете ли Вы возможность проведения досрочных парламентских, либо президентских выборов? Какие предпосылки для этого нужны?

Я не допускаю проведения досрочных парламентских выборов, я считаю это неприемлемым. Во-первых, через 2,5 месяца начинается предвыборная кампания, во-вторых, президент заканчивает свои полномочия в 2008 году и уже ровно через год начнется президентская кампания. Я не вижу необходимости во внеочередных выборах. В нашей стране уже были внеочередные выборы. Это не прибавляет позитивного имиджа ни нам, ни самой стране. Считаю, что политическим силам необходимо просто набраться терпения.

ИА REGNUM: Если после выборов Армения станет перед фактом частичного или полного воспроизводства власти, то допускаете ли Вы революционный сценарий? Станете ли Вы сами у руля революции, или Вам все-таки близок эволюционный путь?

Все те, кто думают, что смогут осуществить массовую фальсификацию во время выборов, сильно ошибаются. Массовые фальсификации приведут к серьезным социальным потрясениям. Будет ли это в качестве революции или в виде иного развития - покажет время. Я не раз говорил, что не хотел бы, чтобы наш народ выбрал революцию в качестве модели формирования власти. Я сторонник эволюционного развития. Но мы должны понимать, что если будут массовые фальсификации и давление на электорат, то, как следствие, произойдет серьезное противостояние. И это для меня очевидно. Я не утверждаю уже сегодня, что выборы обязательно будут сфальсифицированы, но и одними разговорами хорошие выборы никто не проводил. Для этого необходима большая работа и серьезная подготовка.

ИА REGNUM: Переходя к внешнеполитическому блоку вопросов... Будучи действующим политиком и экс-спикером парламента, какие коррективы Вы бы внесли во внешнеполитическую линию страны?

Я считаю, что внешняя политика Армения должна быть ориентирована на достижение нескольких целей. Первая из них - формирование более тесных связей с европейскими структурами при главном приоритете - членство в ЕС. Мы считаем важным, чтобы демократические реформы в Армении носили не имитационный, свидетелями чего мы чаще всего становимся, а реальный характер. Мы должны строить демократическую страну, которая была бы предсказуема как для собственных граждан, так и для иностранных партнеров.

Мы считаем важным, что будущее Армении связывалось с единой Европейской цивилизацией. Западная система ценностей - свободные выборы, демократия, защищенная система защиты прав человека, мир и качественно новое видение будущего нашего региона - более близка нашей нации. Демократизация Армении, реальная борьба с коррупцией, коренные социально- экономические реформы - это основные приоритеты моей политической команды.

Мы также считаем важным последовательное развитие дружественных отношений с Россией. Я из тех политических деятелей, который не связывают будущее Армении с союзом Россия-Беларусь, но это не означает, что мы должны иметь напряженные отношения с Россией. Я сторонник того, чтобы углублять отношения с Россией и об этом заявлял не раз.

В своих выступлениях в Вашингтоне, в Лондоне я неоднократно заявлял, что выступаю за интеграцию с ЕС, развитие связей с НАТО и теплые армяно-российские отношения. У нас с Россией общая история, вековая дружба, 2,5-миллионная армянская община и напрягать отношения с Россией - просто бессмысленно. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы Армения, будучи членом ЕС, одновременно была другом России? Я абсолютно против радикализма во внешней политике. Меня в последнее время упрекали в том, что я выступал за развитие отношений с НАТО. Отмечу, что НАТО сейчас наполнен не только сугубо военным содержанием, но и важной политической составляющей. Существуют страны, которые эффективно сотрудничают с альянсом именно по этой части. А что плохо в том, чтобы мы смогли политически усилить нашу армию и развить гражданские институты?

ИА REGNUM: Вы многократно заявляли, что путь Армении лежит на Запад. На фоне того, что происходит вокруг Грузии, в частности, конфликт с Россией, допускаете ли Вы аналогичную ситуацию в приложении армяно-российских отношений? Вам как политическому лидеру импонирует политика Саакашвили?

То, что творится в Грузии - неприемлемо для Армении. Я не считаю правильным выбором доведение российско-грузинских отношений до такой напряженности. Мне не импонирует политика Саакашвили, более того, эта неудачная модель для Армении. Эта модель себя не оправдала. И моя точка зрения в данном вопросе отличается от грузинской.

На сегодняшний день страна должна развиваться не в поле противостояния, а посредством конкуренции. Но мы видим, что политики чаще всего предпочитают бессмысленную конфронтацию. Не конфронтация, а сотрудничество является путем к решению проблем. Политика, и в особенности внешняя политика - это искусство возможностей. И для того, чтобы это искусство претворить в жизнь необходимо правильно проанализировать и грузинский опыт, дабы осознать те успехи и упущения, которые имели место в Грузии. Несмотря на то, что мы, армяне, любим учиться на собственных ошибках, хотя философы советуют учиться на ошибках чужих, нам следует научиться видеть какие ошибки и достижения фиксируют наши соседи, чтобы избрать оптимальный путь.

ИА REGNUM: Какова Ваша позиция относительно увеличения капитализации "АрмРосгазпрома" и связанной с этим судьбой газопровода Иран-Армения? Как Вы относитесь к тому, что российский капитал все больше укрепляется в Армении. Какие цели преследует Россия на Ваш взгляд, укрепляя свои позиции в Армении?

Я позитивно отношусь к увеличению российского капитала в Армении. Как говорится, иностранные инвестиции не имеют родины. И чем больше иностранных инвестиций в Армении, тем лучше. Россия наш друг, мы с ней партнеры, и мы должны приветствовать это. Чем больше российских инвестиций будет в Армении, тем лучше. Я также считаю правильным диверсифицировать российские инвестиции, чтобы они не были сконцентрированы только в области энергетики, но распространялись также и на иные сферы. Это позволит в будущем избежать разнородных спекуляций о том, что Россия может использовать энергетические ресурсы в политических целях. Необходимо продолжить политику стимулирования иностранных инвестиций.

Почему Армения не может построить новый газопровод Иран-Армения? Почему, если решится нагорно-карабахский вопрос, невозможно проложить газопровод Баку-Ереван или задействовать железную дорогу Армения-Турция. Может это некоторым покажется смешным, но я считаю, что будущее Армении лежит в строительстве региональных проектов и отношений, исходя из принципа "выгодности". Ясно, что Россия всегда являлась основным партнером Армении. Но я сторонник достойных отношений между нашими странами, а не таких, которые ставят Армению в положение вассала. Сотрудничество - это и есть достоинство. И когда некоторые российские депутаты позволяют себе делать какие-то необдуманные высказывания, я резко осуждаю их. Республика Армения - суверенное государство, хотя и очевидно, что Россия и Армения не могут играть в мире равнозначные роли. Это то же самое, если 80-тысячная партия "ОЕ" войдет в блок с партией, насчитывающей 50 членов на равных условиях. Но вместе с тем, если мы на сегодня являемся дружественными странами, то наша дружба должна быть достойной.

ИА REGNUM: На днях в прессе было сообщение, что Вы собираетесь в Москву. C какой целью намечается Ваш визит?

На днях я вылетаю в Москву, где проведу ряд встреч в государственных и политических кругах. Это будут насыщенные встречи, в ходе которых будет обсуждаться развитие российско-армянских отношений. Я считаю, что Россия, будучи партнером Армении, должна быть заинтересованной в проведении прозрачных и справедливых выборов в Армении. России нужна предсказуемая Армения. Любая страна, которая хоть как-то заинтересована в Армении, желает, чтобы в Армении сформировалась предсказуемая власть. И очевидно, что Россия не будет довольна, если в Армении будут иметь место массовые фальсификации выборов. Я не говорю, что мы в состоянии провести идеальные выборы, таковых практически нигде не бывает. Если на сегодня есть люди, которые думают, что методом "черного пиара", запугиванием людей, они добьются своей цели, я повторяю "не сможете". Никто вам не будет содействовать - ни народ внутри страны, ни партнеры в России, Европе и США. Я не уверен в том, что выборы будут сфальсифицированы, я просто призываю - "не делайте этого".