Интервью министра финансов и экономики Нагорного Карабаха Спартака Тевосяна

ИА REGNUM: Г-н Тевосян, в чем Вы видите залог развития и процветания Нагорного Карабаха?

Перспективы будущего развития Нагорно-Карабахской Республики во многом зависят от степени "успешности" проведения политических и социально-экономических реформ. Успехи НКР в построении правового государства очевидны. Сегодня Нагорно-Карабахская Республика имеет все атрибуты независимого демократического государства: Президента, Национальное Собрание, Правительство, органы местного самоуправления, независимую судебную власть и т. д. На территории НКР действует общественное телевидение, сформирован Совет гражданской службы, более 24 общественным организациям на осуществление различных целевых программ из государственного бюджета предоставляются гранты и т.д.

10 декабря на всенародный референдум будет вынесен проект Основного Закона нашей молодой республики - Конституции НКР. Уверен, что Конституция НКР станет одной из демократических на постсоветском пространстве. За годы независимости были проведены регулярные выборы, признанные международными наблюдателями свободными, честными и прозрачными. Республика уже прошла несколько избирательных циклов. Главу республики избирали трижды, депутатов Национального Собрания - четырежды. В НКР прошли 3 избирательные кампании по выборам глав местного самоуправления. Выборы в НКР демонстрируют приверженность народа ценностям современного демократического общества.

Республика стремится к международному признанию, идя по пути последовательного формирования и совершенствования выборных и эффективно действующих органов государственного управления, систем обеспечения безопасности и общественного порядка, демократических и гражданских институтов, либерализации экономики и достижения общественного согласия. Правительство разработало и осуществляет программы экономических реформ, направленных на создание в республике свободных рыночных отношений, правовых основ демократического государства и гражданского общества.

ИА REGNUM: Каковы основные экономические показатели Нагорного Карабаха за последние годы, и в частности, за 2005 год?

В последние годы Нагорно-Карабахская Республика обеспечивает высокую динамику социально-экономического развития. В 2001-2005 году среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта составили 13.3 %, денежных доходов населения - 17.1%, оборота розничной торговли - 19.3%. Достигнута макроэкономическая устойчивость, характеризующаяся предсказуемостью темпов инфляции (около 3% в год), обменного курса армянского драма, укреплением бюджетной системы республики. Успехи социально-экономического развития обусловлены внутренней политической стабильностью, успешными структурными и институциональными реформами, проводившимися в последние годы.

Благодаря проведенным реформам удалось не только остановить спад производства и стабилизировать ситуацию, но и перейти к резкому подъему экономики и практически всех макроэкономических показателей. За 2005 год валовый внутренний продукт увеличился по отношению к предыдущему году на 14.1% и составил более 51 млрд драма. В течение последующих 4-х лет, к 2010 году, показатель ВВП предусматривается довести до 100 млрд драмов. Об устойчивом экономическом прогрессе свидетельствует также динамика развития промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства последних лет.

В 2001-2005 году среднегодовой рост промышленного производства составил более 30%. Еще в 2000 году на долю частного сектора приходилось всего 25% от общего объема производства промышленной продукции, сегодня на него приходится более 80% промышленной продукции. Рост промышленности сопровождался быстрым ростом сельскохозяйственного производства. Только за последние 5 лет среднегодовой темп роста отрасли составил более 9 %. Среднегодовой рост объемов капитального строительства за 2001-2005 годы составил 12.7 %. В 2005 году в НКР капитальное строительство осуществлено на сумму 12.6 млрд драмов, что по сравнению с 2000 годом больше на 5.2 млрд драма (или в 1.7 раза).

В условиях высоких темпов экономического роста, определенным изменениям подверглась и структура ВВП: если в 2000 году на долю промышленности приходилось 7.2%, сельского хозяйства - 30.6%. а капитального строительства - 7.4%, то уже в 2005 году эти показатели составляли 16.0%, 19.6% и 8.8% соответственно.

Экономический рост имел позитивное влияние на уровень денежных доходов населения. Так, в 2005 г. денежные доходы (в номинальном выражении) населения (51.8 млрд драм) превысили показатель 1999 года в 3 раза. За последние 5 лет среднегодовой рост денежных доходов населения составил 17%, только за 2005 год - 20.3%. Денежные расходы населения в 2005 году составили 49.2 млрд драмов, по сравнению с 2004 годом возросли на 19.7 %. Денежные доходы превышают уровень расходов на 2.6 млрд драмов или 5.2 %.

Среднесписочное число занятых (наемных работников) в отраслях экономики в 2005 году составило 37.8 тыс. человек, что составляет более 60 % -ов экономически активного населения НКР. За 2001-2005 год среднегодовой темп роста указанного показателя составил 6.4 % или более 2000 новых рабочих мест в год. В 2005 году среднемесячная заработная плата занятых в отраслях экономики составила 51 тыс. драмов вместо 25 тыс. драмов 1999 года, рост составил более чем в 2 раза.

Значительно укрепилось финансовое положение республики. Только за последние 3 года ежегодный рост доходов государственного бюджета составил более 40%. За 2001-2005 год доходы госбюджета увеличились более чем в 3 раза. В 2005 году доходы государственного бюджета составили 12.8% ВВП, что на 4% ВВП выше показателя 2001 года. Государство обеспечило принятые на себя обязательства по государственному бюджету полностью и в установленные сроки.

За 2001-2005 годы значительно расширились масштабы кредитования банками реального сектора экономики. По состоянию на 1 января 2006 года, кредитные вложения коммерческих банков составили 16.6 млрд драмов или 32.3 % ВВП НКР. Надо отметить, что совсем недавно, в 2000 году, этот показатель составлял всего лишь 1.6 млрд драмов или 6.8 % ВВП.Объем внешнего товарооборота Нагорного Карабаха в 2005 году, по фактическим ценам составил 133 млн долларов США, в том числе экспорта товаров 38 млн долларов США, импорта - 95 млн долларов США.

ИА REGNUM: Представьте, пожалуйста, структуру и объемы экспорта и импорта Нагорного Карабаха.

Одним из важных предпосылок экономического роста НКР является формирование эффективной системы стимулирования экспорта. В 2005 году стоимостной объем экспорта товаров в 18.2 раза превысил уровень 2000 года. В географической структуре внешнеэкономических связей НКР наблюдается движение в сторону опережающего расширения со странами СНГ. Доля этих стран в обороте внешней торговли Нагорного Карабаха составила в 2005 году 85.2%-ов от всего внешнего товарооборота. В страны СНГ были экспортированы товары на 26.6 млн долларов США (69.6%) одновременно из этих стран было импортировано товаров на 86.8 млн долларов США (91.5%).

В целом расширился сектор производства отечественных товаров и услуг для внутреннего рынка. Вышеприведенные позитивные результаты свидетельствуют о том, что Нагорный Карабах вступил на качественно новый этап развития - этап стабильного роста экономики НКР и повышения благосостояния ее граждан. Первостепенной задачей на сегодняшний день является закрепление и развитие наметившихся положительных тенденций.

ИА REGNUM: Назовите, пожалуйста, основные направления инвестиционной политики, проекты и приоритетные в плане капиталовложений отрасли.

Одним из основных и приоритетных положений комплексной программы экономических реформ в НКР остается привлечение иностранных инвестиций. Подобно другим странам мира, Карабах рассматривает иностранные инвестиции как возможный фактор ускорения технического и экономического прогресса, обновления и модернизации производства, усиления интеграции с мировым хозяйством. В сложившейся экономической ситуации, когда инвестиции за счет внутренних источников недостаточны, а обращение к иностранным источникам капитала, таким как международные банки и организации, фонды развития, для НКР делается невозможным по причине ее непризнанности, привлечение частного иностранного капитала является важным направлением экономической политики Нагорного Карабаха.

В республике для инвесторов созданы благоприятные условия, в числе которых необходимо выделить внутреннюю политическую стабильность, мягкое налоговое поле, стабильную банковскую систему, удовлетворительное состояние производственной инфраструктуры, простейший механизм государственной регистрации хозяйствующих субъектов (в течении 1 дня), рынок дешевой рабочей силы, наличие высококвалифицированных кадров, безвозмездную передачу государственных предприятий под конкретную программу, льготы по части налога на прибыль и т.д.

С целью развития экономики и стимулирования инвестиций была основательно пересмотрена налоговая политика, которая была переориентирована на поощрение инвестиций. В частности, в настоящее время действуют следующие ставки налогов: по части налога на прибыль -5%; подоходного налога - 5%; налога на землю - 10%; обязательных социальных платежей - 13%; единого налога на торговлю -2.5% от товарооборота. Нынешняя инвестиционная политика проводится параллельно с приватизацией государственных предприятий. Наряду с различными формами приватизации проводится также форма "инвестиционной" приватизации, т.е. приватизация в форме безвозмездной передачи государственного имущества, при условии осуществления инвестиционных проектов.

На протяжении последних лет четко обозначились приоритетные сферы для инвестиций в экономику Нагорного Карабаха. Уже разработаны ряд программ, из которых первоочередными являются программы строительства малых ГЭС, возрождения виноградарства, переработки сельскохозяйственного сырья, использования природных ресурсов (водных, лесных, земельных, минеральных), развития информационных технологий и развития туризма. Очень привлекательна программа строительства малых ГЭС, в случае реализации которой НКР становится не только энергетически независимым государством, но и получает возможность экспортировать электроэнергию. Правительством предпринимаются также меры для развития, а точнее - возрождения виноградарства. Некогда ведущая отрасль экономики Карабаха сегодня переживает упадок. Виноградарство и переработка сельхозпродукции, и в первую очередь - винодельческой (т.е. получение вина, винного сырья, коньячного спирта) являются одними из приоритетных направлений развития экономики. К концу 80-ых прошлого века объем производства винограда доходил до 180 тыс. тонн. Здесь есть над чем поработать... Между тем, в 2005 году в Карабахе было собрано в общей сложности чуть более 7 тыс тон винограда.

Нагорный Карабах богат полезными ископаемыми и лечебными водами. Известны месторождения золота, серебра, цветных металлов, железа, цинка, пирита, гранита, мрамора, исландского шпата, полудрагоценных камней, известняка, огнеупорной глины, горного хрусталя и т.д. Комплексное использование собственных минерально-сырьевых ресурсов позволит Карабаху по ряду продукций выйти на мировой рынок.

Нагорный Карабах, со своей древней историей, культурой, множеством исторических и архитектурных памятников, роскошной природой, ущельями, горами, альпийскими лугами, мягкими природно-климатическими условиями и чистой экологией представляет огромный интерес с точки зрения развития туризма. Рассматривая инвестиционную привлекательность Карабаха, хочу обратить внимание прежде всего на то, что формировано правовое поле деятельности инвесторов, налогообложение. Огромная работа проделана в сфере упорядочения взаимоотношений между государством и инвесторами, а также защиты прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы. Законодательно гарантирована стабильность условий деятельности иностранных инвесторов на территории Нагорного Карабаха.

Эти позитивные тенденции сделали возможным повысить инвестиционный рейтинг Нагорного Карабаха, о чем свидетельствует тот факт, что за последние 5 лет инвестиции в различные отрасли экономики НКР составляют около 80,0 млн долларов США, из таких стран как Америка, Россия, Швейцария, Великобритания, Иран, Ливан, Австралия и т.д. На средства зарубежных инвесторов построено до десятка современных отелей с высоким уровнем сервиса, создана телефонная сеть сотовой связи с возможностями выхода на международные сети. Вместе с тем должен сказать, что наши успехи не были бы возможны без активного содействия со стороны Армении и Диаспоры. На финансовые средства наших зарубежных соотечественников прокладывается стратегически важная для нашей республики автодорога "Север-Юг", прозванную в народе "становым хребтом" Арцаха, которая надежно свяжет десятки населенных пунктов республики со столицей Степанакертом.

ИА REGNUM: Каковы перспективные планы?

Правительство Нагорно-Карабахской Республики серьезно намерено и в дальнейшем придерживаться политики реформ, создавая специальный режим, благоприятные и выгодные условия, а также максимальное снижение риска для инвесторов. Мы сократили множество барьеров, с которыми сталкивались не только иностранные инвесторы, но и все предприниматели, работающие в НКР. В целом же, перспективы развития экономики НКР в ближайшие годы я оцениваю позитивно. В ближайшие годы все больший вклад в экономический рост будут вносить "новые" компании, сформировавшиеся в рыночных условиях, ориентированные на требовательного потребителя. Государство, со своей стороны, должно создавать все условия для поддержки таких компаний. А для того, чтобы делать максимально просчитанные, максимально продуманные шаги, оно должно стать прозрачным для общества, ориентированным на обеспечение интересов общества и бизнеса.