Вопрос доступного жилья в столичном регионе придется решать за счет строительства в городах-спутниках. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
"На днях первый вице-премьер
Что же касается жилья коммерческого, то его выбор на столичном рынке сегодня достаточно широк, в связи с чем одним из направлений анализа является структура спрос. По данным "Газеты", "около 48% покупателей столичных новостроек приобретают двухкомнатные квартиры, в то время как доля некогда популярных "однушек" среди покупательских предпочтений на первичном рынке составила всего 23%. Такие данные содержатся в исследовании, проведенном компанией Business Vision" ("Газета", номер от 30 октября). "При этом, - по словам гендиректора Russian Research Group (RRG) Дениса Колокольникова, - ежегодно на первичном рынке жилья совершается около 80 тысяч сделок, тогда как на вторичный приходится порядка 25-30 тысяч". "Если взять все предложения по продаже квартир, то около 45-47% придется на двухкомнатные, около 5% - на многокомнатные, а на "трешки" и "однушки" - порядка 25%", - добавляет эксперт". Также интересно отметить, что "существенно уменьшилась доля инвестиционных квартир: по данным исследования, лишь около 11% опрошенных покупателей квартир в новостройках приобретают недвижимость с этой целью. По данным "СТ Групп Регион", общая доля инвестиционных квартир в Москве, включая первичный и вторичный рынок, составляет около 15-20%. Тогда как совсем недавно, по мнению участников рынка и чиновников, эта доля составляла около 30%".
Известно, что именно большое количество инвестиционных квартир аналитики неоднократно называли одной из причин высоких цен на столичное жилье. Как в этом плане обстоят дела на сегодняшний день? "Итоги октября доказали, что на вторичном рынке жилой недвижимости столицы наступила долгожданная стабилизация цен. Особенно это стало ощутимым в последнюю неделю месяца, когда цены на жилье эконом-класса, по данным irn.ru, возросли всего на 0,3%. Другие аналитики говорят даже о снижении цен, в первую очередь на премиальное и элитное жилье", - сообщает "Бизнес" (№ 207 (591) от 2 ноября). По мнению ряда экспертов рынка, "о стагнации цен можно говорить, касаясь исключительно вторичного рынка, вернее, его экономсегмента, то есть панельных домов и зданий сталинской постройки... В сегменте бизнес-класса наметилось и вовсе снижение цен. Согласно информации RWAY, в октябре зафиксировано снижение средних цен предложения на жилье бизнес-класса на вторичном рынке на 1,2%". Что касается прогнозов, то по мнению экспертов аналитического центра IRN, "в ноябре октябрьские тенденции - спад покупательской активности, существенное снижение темпов прироста всех ценовых показателей и рост объемов предложения - только усилятся. "За ценовой стабилизацией может последовать как стагнация, так и развитие более масштабного кризиса",- не исключают аналитики".
"С наступлением осени рост цен на жилье "заморозился", однако многих волнует вопрос: перерастет ли стабилизация в стагнацию?", - задает вопрос "Независимая газета" (номер от 30 октября), ссылаясь на мнения ряда участников рынка. В частности, "Осеннее торможение, по словам директора отдела жилой элитной недвижимости компании Knight Frank Екатерины Тейн, связано с цикличностью в развитии любого рынка: абсолютного роста быть не может, и после периода стремительного увеличения всегда наступает некоторое затишье. Кроме того, свою роль сыграл и психологический фактор. "Однако экономических предпосылок к снижению темпов роста цен пока еще нет: рынок до сих пор характеризуется серьезным дефицитом предложения", - убеждена Екатерина Тейн. <...> По мнению коммерческого директора холдинга "Капитал Групп" Алексея Белоусова, на сегодняшний день рынок недвижимости регулируется двумя механизмами: чисто экономическим и неэкономическим. Первый связан с реальным ростом себестоимости строительства. Ведь стройматериалы по некоторым позициям с начала года подорожали в разы, постоянно увеличивается стоимость земельных участков, растет себестоимость энергоресурсов. "Исходя из этого прогнозировать понижение цены на недвижимость не приходится. В подобных условиях рост цен будет неуклонно идти вверх", - убежден он". Кроме того, отмечает "НГ", "свое влияние на рынок недвижимости может оказать и вышедшее в июне этого года постановление мэра Москвы с распоряжением резервирования застройщикам 15% от общей площади квартир при реализации инвестконтракта. Предполагается, что данная мера должна обеспечить защиту потребителей, но одним из ее последствий, по мнению экспертов, может стать дальнейшее сокращение объема предложения и рост цен".
Меры по снижения цен на столичную недвижимость обсуждаются в том числе и на федеральном уровне: как пишет "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 43 от 23-29 октября, "глава экспертного совета комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья
"В Москве не будет дешевого жилья", такой пессимистичный прогноз содержится в заголовке материала в "Газете" (номер от 3 ноября). "На парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных реализации нацпроекта "Доступное жилье", депутаты и чиновники окончательно постановили: в Москве и крупных мегаполисах жилье никогда не будет доступным. Небогатым гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия, придется думать о переезде в города-спутники. Как прокомментировал председатель комитета Госдумы по промышленности
Тем не менее, и в Москве остаются районы, где строительство ведется достаточно активно; о новостройках Северо-западного административного округа пишет на этой неделе "М2": "Северо-Западный административный округ - самый маленький в столице по площади. При этом на его территории строится наибольшее количество объектов - более 70. <...> Впрочем, нельзя не отметить тот факт, что лидерство СЗАО по количеству строящихся объектов во многом предопределено принадлежностью к этому округу нового жилого района под звучным именем Куркино. Несмотря на ежегодные обещания московских властей закончить возведение последних тысяч квадратных метров в этом году (те же заверения звучали и в прошлом), раньше конца 2007 года строители из этого района вряд ли уйдут. Это означает, что хитрая статистика по-прежнему будет выводить Северо-Запад на первые места по такому показателю, как объемы жилищного строительства", отмечает газета. В числе плюсов СЗАО названа адекватная политика руководства округа, достаточное количество площадок, выигрышные видовые характеристики, а значит - высокая ликвидность квартир. Многие девелоперы отмечают, что "покупатели любят этот район и активно покупают здесь квартиры как на первичном, так и на вторичном рынке". Как прокомментировала маркетолог корпорации "ИНКОМ-Недвижимость"Ирина Егорова: "В настоящее время в СЗАО расположено порядка 25 строительных площадок. Опережают Северо-Запад по количеству новостроек лишь ЦАО и ЗАО (около 40 строительных площадок в каждом). В СЗАО возводят преимущественно монолитные дома по индивидуальным проектам (85%), типовые панельные здания занимают лишь 15%. Основные площадки сосредоточены в районах Митино, Куркино, Тушино, Хорошево-Мневники и Щукино. Средняя цена 1 кв. м в новостройках СЗАО по итогам сентября составила $4 тыс".
Логично, что центр города всегда лидирует по плотности застройки и стоимости квадратного метра; Москва не исключение. "Небывалый рост цен затронул не только жилье эконом-класса, но и самый консервативный сегмент - элитную недвижимость", - констатирует "Независимая газета" (номер от 30 октября). "По данным компании Knight Frank, в первом полугодии цены на элитные новостройки столицы выросли на 37%. Это абсолютный рекорд за всю историю современного рынка элитного жилья. Рост цен эксперты связывают прежде всего с сокращением объемов нового строительства. <...> Чуть меньшие темпы роста цен продемонстрировал вторичный рынок элитной недвижимости Москвы - 27,7% за полгода. Средняя стоимость "квадрата" в первом полугодии, по данным Knight Frank, составила 12 772 долл. <...> Эксперты единодушны: лидером по темпам роста остается Остоженка. Стоимость элитных квартир с отделкой здесь давно превысила цены на элитку в большинстве европейских столиц. В первом полугодии, по данным Knight Frank, средние цены предложения в этом районе достигли почти 22,5 тыс. долл. за метр, а максимальная дошла до 37 тыс. долл.". Кроме того, наблюдается и "совсем новые тенденции - на рынок элитной недвижимости стала проникать ипотека. Традиционно считалось, что ипотека приходит на помощь покупателям массового, недорогого жилья. Однако сегодня не редкость, когда сделки на сумму свыше миллиона долларов совершаются с использованием ипотечного кредита", - добавляет "НГ".
"Известия" в последние дни посвятили два материала программе строительства высоток в столице. "В Москве уже выросло два десятка высоток нового поколения. А лет через 10-15, судя по размаху городской программы "Новое кольцо Москвы" и аппетитам частных инвесторов, - появится еще две сотни. Однако ошибки проектировщиков и инженеров гигантских зданий, да и просто нежелание предугадать сложности земной жизни небоскребов в будущем способны обернуться столь же гигантскими проблемами, предупредили россиян мировые авторитеты вертикального домостроения на международной конференции по высотному строительству", - пишет газета в номере от 27 октября. В материале приводятся мнения зарубежных архитекторов - из тех стран, где в высотном строительстве уже наработан немалый опыт. "Правда, в Москве все по-другому, - резюмировали иностранцы. - Здесь у вас дефицит и офисов, и жилья. А если чего-то не хватает, можно ни о чем не заботиться. Все равно товар купят". "Московским высоткам до сих пор не удавалось доказать миру свой высший класс: до международных рекордов роста они серьезно не дотягивали", констатируют "Известия"; "в ближайшем будущем включиться в мировую гонку по вертикали способен разве что комплекс "Федерация" в "
В ближайшее время может существенно преобразиться вид Кутузовского проспекта, и как раз за счет высоток. "На заседании общественного совета при мэре Москвы были подведены итоги конкурса на лучшую идею застройки отрезка этой магистрали - от Третьего транспортного кольца до МКАД. "Дорогу жизни" - единственную относительно свободную трассу, ведущую в центр Москвы, застроят небоскребами. При этом обещают строить их не сплошняком, а "кустами", сохранив максимум зелени и даже яблоневый сад напротив Поклонной горы", сообщают "Известия" в номере от 2 ноября. "Идея превращения Кутузовского и Можайки в частокол небоскребов - возведения высоток через каждые 2-3 километра - была отвергнута с ходу: ее посчитали несовременной. Другой вариант - строительства большого высотного "куста", аналогичного "Москва-Сити", неподалеку от Поклонной горы, - также не получил симпатий совета: для его реализации пришлось бы пожертвовать старым яблоневым садом, который тянется вдоль Кутузовского со стороны Кастанаевской улицы. Победителем был признан проект Международной академии архитектуры (архитекторы П. Андреев, Е. Русаков, А. Мошков), предложивших застраивать трассу относительно деликатно: размещать высотки несколькими небольшими скоплениями, оставляя между ними зелень и общественные пространства. Предполагается создать целую сеть бульваров с выходами к Москве-реке и Сетуни, упорядочить пешеходные дорожки - словом, попытаться сделать эти места более пригодными для обитания. Называется - "гуманизация среды"", -констатирует газета.
По-прежнему одной из центральных тем в СМИ остается дальнейшая судьба разбираемой гостиницы "Россия". "Оценка столичным градоначальником действий ВАСа, отменившего результаты конкурса по подбору инвестора реконструкции гостиницы "Россия", оказалась вполне предсказуемой. Мэр недоволен решением судей и не понял их мотивов... Вместе с тем он фактически признал, что московским властям придется проводить новый конкурс", отмечает "Московский Комсомолец" в номере от 30 октября и продолжает тему в номере от 2 ноября, восстанавливая историю конкурса по реконструкции гостиницы, в результате которого сначала победу одержала СТ "Девелопмент", но теперь, по решению суда, права на реконструкцию переходят к компании "Монаб" - дочернее предприятие "Еврофинанс-Моснарбанка". Зачем понадобилась "Россия" "Еврофинанс-Моснарбанку", задается вопросом "МК", и отмечает, что "одновременно с закрытием предыдущего "весьма выгодного и полностью прозрачного" финансового проекта "Еврофинанс-Моснарбанк" объявил о своем следующем предприятии - создании фонда для инвестиций в недвижимость общим объемом в 1,5 миллиарда долларов. Примерно год назад, осенью 2005 года, "Еврофинанс-Моснарбанк" уже объявлял о намерении инвестировать в объекты коммерческой недвижимости порядка 500 миллионов долларов. А после завершения сделки по "
"Мэр Москвы
"Вечерняя Москва" в номере от 31 октября публикует на ту же тему комментарий члена конкурсной комиссии, председателя комиссии
Москвин-Тарханов упомянул про дальнейшее использование элементов разобранного здания "России", - подробнее на ту же тему пишет "Московский Комсомолец" в номере от 30 октября: "Первоначально из старых панелей отцы города хотели собрать 5-6 отелей класса "две звезды". Однако в ходе разборки выяснилось, что материала хватит только на 4. Площадки для них уже подобраны. Новые гостиницы разместятся на задворках столицы - в Северо-Восточном округе по соседству с МКАД, на востоке - в районе Косино-Ухтомский, на северо-западе - в Митине и на западе - на Боровском шоссе, в пяти минутах езды от Переделкина. <...> Параметры будущих гостиниц пока неизвестны, равно как и стоимость этих проектов. Есть мнение, что сочетание старых панелей с новыми технологиями и стандартами строительства приведет к существенному удорожанию работ и затраты на один объект выльются для инвестора в $3-5 млн. Ранее руководитель Департамента внешнеэкономических связей Иосиф Орджоникидзе говорил, что мотели на внутреннем кольце МКАД нужно строить по западному образцу: общая площадь - 2 тыс. кв.м, 120-140 номеров, стоимость проживания - $30-50 в сутки".
"Столичные власти планируют приспосабливать памятники архитектуры к нуждам города", - сообщают "
К сожалению, зачастую так оно и происходит. "Громкий архитектурный скандал разразился в центре Москвы. На незаконный снос памятника истории - кузницы ХIХ века в Оружейном переулке - обратили внимание правоохранительные органы. Сотрудники Мосгорпрокуратуры устроили проверку строительной фирмы, которая собиралась выстроить на ее месте торговый комплекс. И выяснилось, что при проведении работ есть нарушения", - пишет 1 ноября "МК". "Ни мэрия, ни префектура разрешения на снос дома-кузницы не давали. И не могли дать. Потому что этот памятник - не собственность города - так прокомментировали "МК" ситуацию в префектуре ЦАО". Газета также цитирует слова замруководителя Росохранкультуры Анатолия Вилкова: "Это - незаконный снос памятника! И другой классификации действий нет. Наше ведомство уже собрало комиссию по этой проблеме, и мы вынесли наказание для этого акционерного общества. Максимально возможный штраф с нашей стороны - 30 тысяч рублей. История сноса данного памятника архитектуры не вписывается ни в какие нормы. На руках у гендиректора фирмы оказалось разрешение на проведение административной застройки на месте кузницы от комитетов Думы и даже подпись министра Соколова. Хотя ни у Думы, ни у министра нет подобных полномочий. Они есть только у Росохранкультуры", - подчеркнул Вилков.
Как сообщает газета "Тверская, 13", (номер от 31 октября), "В рамках очередного субботнего объезда городских объектов мэр Москвы Юрий Лужков осмотрел ход работ по завершению строительства лечебно-клинического корпуса больницы имени С.П. Боткина. Проводимые работы и оснащение нового здания современным медицинским оборудованием финансируются из бюджета столицы. Строительство корпуса началось по решению правительства Москвы в мае 2004 года и должно закончиться в декабре нынешнего года. Юрий Лужков обошел всю территорию объекта, на месте изучил результаты и качество проведенных работ, затем провел совещание по оптимизации подготовки лечебно-клинического корпуса к сдаче в эксплуатацию". По словам мэра, "завершающие работы выполняются в срок и с высоким качеством. Москва получает уникальный лечебно-клинический корпус. По своим возможностям он просто потрясает. В этом корпусе 13 лечебных отделений различного профиля, 24 операционных зала, которые оснащены самым современным, порой уникальным медицинским оборудованием. <...> Этот лечебно-клинический корпус - крупнейшее сооружение. Он занимает почти сто тысяч квадратных метров, размещенных в здании с переменной этажностью 3-5-9 этажей. Размещенный здесь стационар рассчитан на 800 коек. Все палаты комфортабельные, снабжены необходимыми медицинскими и бытовыми приспособлениями. Кроме того, здесь разворачивается самый современный клинико-диагностический центр, выполняющий функции поликлиники на 350 посещений в смену. <...> С введением лечебно-клинического корпуса в эксплуатацию больница имени Боткина станет ведущим и одним из самых крупнейших медицинских учреждений не только в России, но и в Европе. А главное, конечно, корпус будет значительным дополнением к лечебному потенциалу Москвы", - уверен мэр.
"Вечерка" в номере от 31 октября сообщает еще об одном проекте строительства больницы, ссылаясь при этом на британскую The Sunday Times. Неудивительно: ведь инициатором строительства выступает чукотско-лондонский олигарх
Продолжая тему нежилой недвижимости, "Ведомости" в номере от 1 ноября сообщают о проекте строительства на Кожевнической улице. По данным газеты, "Холдинг "Ведис Групп" продал участок земли на Кожевнической улице и проект строительства на этом месте одного из крупнейших в Москве офисно-гостиничных центров. Как стало известно "Ведомостям", покупателем стала инвестиционная группа "Открытие"". "Постановление о застройке площадей Московского фурнитурного завода на улице Кожевнической, 8/4, принадлежащего "Ведис Групп", было подписано в сентябре прошлого года. На этой территории, в районе деловой зоны "Павелецкая", предполагалось строительство офисно-гостиничного комплекса площадью около 110 000 кв. м. По проекту, разработанному мастерской "Сергей Киселев и партнеры", на участке в 2,52 га будут возведены четыре офисных 11-этажных корпуса (по 15 000 кв. м), попарно объединенных одноэтажными блоками, гостиница на 360 мест и подземный паркинг. Производственные здания будут снесены, за исключением одного, представляющего архитектурную ценность", - отмечают "Ведомости". "В случае реализации проект станет одним из крупнейших бизнес-центров в ЦАО".
В связи с подобными крупными проектами неудивительно, что потребность в машиноместах в центре города возрастает с каждым месяцем. "Ни одна новостройка в столице, включая муниципальные, отныне не будет принята к заселению, пока строители не обеспечат жильцов нового дома парковкой. Минимум - одно машиноместо на квартиру", - пишут "Известия" в номере от 31 октября и публикуют интервью с первым заместителем градостроительного департамента Константином Королевским. По словам Королевского, "каждому покупателю нужен свой товар. Например, в Южном Бутове, где намечалась лишь муниципальная застройка, мы заложили самые дешевые гаражи - манежного типа. Но потом в Бутове стали продавать коммерческие квартиры, покупатели пришли к нам и сказали: нам две линии на асфальте в решетчатом гараже и даром не нужны. Мы готовы доплатить, но постройте нам боксы: мы на них замки повесим, будем там колеса хранить или картошку. Ближе к центру психология людей меняется - состоятельные москвичи не хранят в гаражах картошку или стеклоомыватели. Им было бы куда машину поставить, чтобы ее не украли да сверху не капало. То есть инвестору и нанятому им проектировщику надо точно просчитать, где какой гараж будет пользоваться спросом. В центре, где цена за одно машино-место доходит до $100 тысяч, инвестор придумает, как два-три гаража на одну квартиру построить, потому что ему это выгодно". Также чиновник упомянул проект "Народный гараж": по его словам, "за эти годы и цены возросли, и нормативы ужесточились. Сейчас самый дешевый "народный гараж" манежного типа стоит около 115 тысяч рублей. Преимущество его в том, что здесь нет спекуляции, прибыли инвестора минимальны, нет "доли города", а, напротив, льготы от города в части дешевого кредита. То есть дешевле построить просто нельзя". В том же номере "Известий" Анатолий Гусев в материале "Автомобиль - давно не роскошь. Роскошь - парковка в Москве" отмечает, что "сегодня в Москве найти место в современном паркинге дешевле $30 тысяч практически нереально. <...> Будущее, уверены в мэрии - за подземными и высотными гаражами". В материалое сообщается о ряде подобных проектов, которые, впрочем, в основном еще на стадии эксперимента.
"Попытка "подкопаться" под муниципальное жилье - это один из способов выполнить показатели Генплана, согласно которому к 2020 году 70% автомобилистов в Москве должны быть обеспечены парковками. Чтобы ежегодно вводить в строй не менее 115 тыс. машиномест, отцы города готовы сносить старые гаражи и "ракушки", активнее реконструировать промзоны и мобилизовать граждан к участию в программе "Народный гараж". Правда, как выяснилось на заседании правительства, ее суть не понимают не только простые граждане, но и сами чиновники", констатирует "МК" (номер от 1 ноября). Как отмечает газета, "Оказалось, что "народный" - это только название. <...> Граждан близлежащих домов... даже не спрашивают, нужен ли им этот паркинг вообще. Но в горадминистрации уверены: стоянки нужны всем. Количество авто каждый год растет, по официальным данным, на 100 тыс., а по неофициальным - в два раза быстрее. Но программа "Народный гараж", как и другие инициативы чиновников, упирается в цену вопроса. Пока меньше, чем $8 тыс. за машиноместо, снизить стоимость не удается даже на периферии мегаполиса".
"Время новостей", в свою очередь, цитирует главного архитектора Москвы
Между тем, в Москве начинается месячник "Строительство без травматизма", о чем сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 1 ноября. "В Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции столицы сообщили, что основной целью месячника является снижение уровня производственного травматизма, улучшение условий труда. Большое внимание в эти дни будет уделено соблюдению производственной дисциплины на строительных объектах столицы. Штаб по проведению месячника возглавил заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Александр Максименко. В него также вошли представители Московского горкома профсоюза работников строительной отрасли, объединения административно-технических инспекций города, Мосгосстройнадзора".
Вероника Шарова.