С 1 июля 2006 года в России начала действовать Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции (ЕГАИС). Автоматизация учета оборота алкоголя оказала существенное влияние на рынок и вызвало оживленное общественное обсуждение. Однако разработчик системы ЕГАИС - ФГУП "Научно-технический центр "АТЛАС" - до сих пор достаточно мало комментировал ситуацию с введением этой системы.

В пятницу, 27 октября на вопросы, наиболее часто задаваемые в связи с работой ЕГАИС, корреспонденту ИА REGNUM ответил советник генерального директора НТЦ "АТЛАС" А.В. Бескоровайный.

ИА REGNUM: Наиболее часто предприниматели жалуются на сбои в системе ЕГАИС. Оправданы ли эти жалобы, в чем, на ваш взгляд, причины сбоев, и каким образом филиалы вашего предприятия в регионах помогают предпринимателям преодолевать технические трудности?

Наибольшее число претензий на работу ЕГАИС начало поступать в июне месяце, когда на НТЦ "АТЛАС" и его филиалы обрушился вал заявок на подключение ЕГАИС. Подключить всех сразу, сами понимаете, сложно, нужно выехать на место, установить и отладить программное обеспечение, и это по всей стране. В этих условиях не всегда удавалось оперативно проводить работы по подключению организаций к ЕГАИС и одновременно проводить повседневную работу по обслуживанию уже подключенных организаций.

На этом этапе выявились проблемы в технической и кадровой обеспеченности налоговых и таможенных органов, а также организаций, осуществляющих производство алкогольной продукции. В частности, в некоторых организациях отсутствовали специалисты, способные самостоятельно работать с техническими средствами ЕГАИС. В некоторых регионах владельцы сетей связи предоставили для связи с налоговыми и таможенными органами каналы связи с низкой пропускной способностью, связь через которые зачастую прерывались на длительный период. Имели место случаи, когда участники алкогольного рынка пытались вывести из строя технические средства ЕГАИС налоговых органов, направляя обвальное количество заявок на обслуживание в сервисные центры.

После подключения ряд организаций в спешке, без наличия подготовленного персонала, пытались начать работать, не изучив инструкцию, и как следствие допускали массу ошибок, утверждая при этом о неработоспособности самого программного обеспечения ЕГАИС.В этот период в СМИ появилось большое количество публикаций, в которых говорилось о несостоятельности ЕГАИС и плохой работе ФГУП "НТЦ "АТЛАС". При этом авторы этих публикаций почему-то не учитывали, что ЕГАИС - это глобальная система, охватывающая всю территорию России, объединяющая более 3 тысяч производственных, торговых, складских и других предприятий и организаций с торговыми и таможенными органами в центре и на местах, и ей внедрение требовало время на устранение возникающих проблем, в том числе и тех, о которых говорилось выше.

Справедливости ради нельзя не отметить, что при масштабной установке программного обеспечения в оборудование ЕГАИС в отдельных случаях возникали сбои в работе системы, что потребовало внесения изменений в программное обеспечение практически уже на этапе внедрения ЕГАИС. Внесение изменений в работу ЕГАИС было обусловлено также несвоевременностью принятия некоторых правовых подзаконных актов, касающихся работы ЕГАИС.

Сотрудниками НТЦ "АТЛАС" и его филиалов осуществляется техническое сопровождение программного обеспечения, установленного в Федеральном центре управления и контроля (ФЦУКе), региональных центрах управления и контроля (РЦУКах), а также ими осуществляется сервисное обслуживание оборудования ЕГАИС, установленного на предприятиях - производителях этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По заявкам предприятий, на которых установлено оборудование ЕГАИС, наши специалисты выезжают на места и устраняют возникшие нарушения в работе оборудования. Следует заметить, что чаще всего эти вызовы обусловлены отсутствием достаточного опыта работы у операторов, обслуживающих оборудование ЕГАИС, установленное на данном предприятии. В этих случаях оказывается методологическая помощь.

ИА REGNUM: Собирается ли ваша организация усовершенствовать и отработать работу с тем, чтобы устранить недостатки, которые были выявлены в процессе введения ЕГАИС?

ФГУП НТЦ "АТЛАС" постоянно ведет работу, направленную на оптимизацию разработанных программных средств ЕГАИС. Новые версии программного обеспечения разрабатываются с учетом возможности обеспечения встречной работы со старыми версиями, с тем чтобы не прерывался процесс передачи товарно-транспортных накладных по ЕГАИС. С начала сентября и по настоящее время нареканий на работу программных средств ЕГАИС от участников рынка не поступало. В настоящее время за месяц в системе обрабатывается более полутора миллиона товарно-транспортных накладных, при этом среднее время обработки занимает порядка 20 минут.

ИА REGNUM: Во всех ли регионах Российской Федерации работают филиалы ФГУП НТЦ"АТЛАС"? Если нет, то почему?

НТЦ "АТЛАС" имеет 23 филиала, расположенные в различных регионах Российской Федерации. Филиалы созданы задолго до появления ЕГАИС и их основная задача состоит в осуществлении технического сопровождения информационно-телекоммуникационных систем, используемых в государственных нуждах. Филиалы существуют не во всех регионах. Однако при введении ЕГАИС за каждым филиалом закреплены конкретные регионы, в которых они обслуживают расположенные на их территории предприятия - участники алкогольного рынка.

ИА REGNUM: Как рапортует, например, Башкирия, все организации республики (49 предприятий), имеющие лицензии и обязанные подключиться к системе, на сегодняшний день работают по ЕГАИС. Какой процент участников алкогольного рынка, зарегистрированных в других регионах России, скажем, на 1 января 2006 года, сейчас подключен к ЕГАИС, и что будет с теми, кто не подключен?

На этот вопрос наиболее полный ответ может дать ФСН России, где ведется учет организаций, имеющие лицензии на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. НТЦ "АТЛАС", как техническая организация, такой информацией не обладает. Однако можно отметить, что основные участники рынка в настоящее время подключены к ЕГАИС. Конкретно по состоянию на 20 октября 2006 года к ЕГАИС подключено: 114 производителей этилового спирта; 493 производителя алкогольной продукции; 2536 оптовиков алкогольной продукции; 117 импортёров алкогольной продукции. Предприятия, не подключившиеся к ЕГАИС, не имеют прав на легальную работу на рынке алкогольной продукции.

ИА REGNUM: По словам участников рынка алкогольной отрасли, фактический провал алкогольной реформы сегодня привел к увеличению количества контрафактной продукции в магазинах и уходу предпринимателей с легального рынка. Что вы думаете по этому поводу?

Думаю, что это не совсем так. Легальные производители алкогольной продукции и оптовики, которые имеют соответствующие лицензии, остались. Что касается увеличения на рынке контрафактной продукции, то это в большей мере связано с ослаблением контроля за рынком со стороны уполномоченных органов. Надеюсь, что это временная ситуация; порядок на рынке алкогольной продукции будет наведен.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к инициативе Минфина о введении минимальных розничных цен на алкогольную продукцию и ужесточению уголовной и административной ответственности за нелегальный оборот алкоголя?

Что касается введения минимальных розничных цен на алкогольную продукцию, то это вопрос к экономистам. Думаю, что они всё просчитали. Что касается ужесточения уголовной и административной ответственности за нелегальный оборот алкоголя, то я ничего не имею против. Однако насколько данные меры будут эффективны - покажет жизнь.

ИА REGNUM: По вашему мнению, положительно ли скажется на отрасли введение единой ставки акциза на всю алкогольную продукцию?

Если вы имеете в виду предложение ФСН России о введении 100% акциза на этиловый спирт и импортируемую алкогольную продукцию, то оно ранее неоднократно обсуждалось на различных совещаниях, на заседаниях комиссий и в экспертном совете профильного Комитета в Госдуме. Однако оно было отвергнуто как малоэффективное. С одной стороны, не существует юридического оформленного определения "спирт этиловый", что позволяет производителям при высоком акцизе на этиловый спирт находить пути уклонения на от уплаты акциза. С другой стороны, недорогое и доступное оборудование по производству спирта может привести к массовому появлению подпольных спиртозаводов и заводиков, а на рынке - нелегального и дешевого спирта и некачественного алкогольного продукта, и как следствие возможное нанесение вреда здоровью населения.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с новыми поправками в 102-й Федеральный закон, согласно которым распространение ЕГАИС на розничную торговлю алкогольной продукции временно отложено?

Я полностью не согласен. Для обеспечения замкнутости системы контроля розничная сеть должна обязательно контролироваться, так как именно в розничной торговле происходит обналичивание контрафактной продукции. С этой целью в системе ЕГАИС предусмотрена система мобильных постов контроля, которые четко отличают поддельные марки от подлинных, сравнивают информацию, занесенную в штрих-код, с информацией, находящейся в базе данных ЕГАИС, что позволяет гарантированно выявлять нелегальную продукцию (следует заметить, что гарантированное обнаружение возможно только при наличии системы контроля за движением продукции в оптовом звене). Отсутствие регистрации данной марки в ЕГАИС, несовпадение места и времени нахождения продукции в розничной торговле со сведениями об её отгрузке из оптовой базы указывают на нелегальность данной продукции. Техническое оборудование мобильного поста уже разработано, и возможно его тиражирования. Однако по непонятным причинам возможности мобильного поста в настоящее время не используются.