Директор Бендерского речного порта Константин Смогоржевский в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал пикетирование миротворческого патруля, расположенного на территории Варницкого филиала Бендерского речного порта (микрорайон Варница, пригород Бендер, Приднестровье), работниками молдавского предприятия Moldeco-Nistru Flota. Напомним, что 22 сентября рабочие заблокировали вход на предприятие, не позволяя произвести очередную смену установленного здесь миротворческого патруля.

ИА REGNUM: В чём причина напряжённости и столкновений между работниками предприятия и представителями миротворческого патруля, ставших регулярными в районе Варницкого порта?

На мой взгляд, данный вопрос глубоко политизирован. Хотя, по сути, речь идёт о хозяйственном споре, который необходимо решать в правовом поле. Из-за сложившейся ситуации на протяжении 5 месяцев нормальной работы лишены не только около 10 работников фирмы Moldeco-Nistru Flota, но и около 60 служащих порта.

ИА REGNUM: Вы не могли бы напомнить историю конфликта?

26 мая 2005 года примар Варницкого района Тудор Сербов инициировал изъятие имущества грузового района Варница в соответствии с решением Новоаненского суда. Суд признал имущество подразделения Бендерского речного порта бесхозным.

По моему мнению, принятое решение не подходит ни под какую законодательную базу, так как в соответствии с законодательством как Приднестровской Молдавской Республики, так и Республики Молдова бесхозным признаётся имущество, если у него нет хозяина или хозяин отказался от собственности. У порта есть руководство, и порт ни на секунду не прекращал свою работу. На протяжении 61 года мы являлись и продолжаем являться законными хозяевами порта, и ни один суд у нас земли не отнимал.

Как только руководству порта стало известно об этих действиях, мы обратились в Аппеляционную палату Молдавии, которая в течение 10 дней рассмотрела дело и отменила решение Новоаненского суда, отправив дело на новое рассмотрение - материалы дела были признаны очень сырыми. Также в связи с незаконным изъятием нашего имущества мы обратились в арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики. Приднестровский суд потребовал от нас первоначальные документы - постановления Верховного Совета МССР и МАССР от 1944 года о выделении земель под строительство. Приднестровский суд трижды проводил заседания, трижды вызывался господин Сербов для соблюдения всех норм судебных процедур. Наконец, приднестровский суд объявил, что имущество грузового района Варница находится под юрисдикцией и контролем Бендерского речного порта. Это подтверждают и бухгалтерские, и налоговые отчёты предприятия. Таким образом, на сегодняшний день у нас есть вступившее в законную силу решение арбитражного суда ПМР об изъятии имущества из незаконного владения Тудора Сербова.

ИА REGNUM: Но, как известно, параллельно с приднестровским судебным процессом Тудор Сербов инициировал в Молдавии в селе Новые Анены второй суд по вопросу принадлежности собственности варницкого участка?

Действительно, Сербов параллельно инициировал на молдавской стороне проведение второго суда, решение которого вновь объявило наше имущество бесхозным. Однако ни одно из решений Анненского суда пока не вступило в законную силу, так как находится в стадии оспаривания.

Мы присутствовали на процессе, хотя на нас там оказывалось давление. Суд представляет непонятную для присутствующих слушателей процедуру, в завершение которой вынимается готовое решение и зачитывается. Нам нагло заявляют о том, что мы живём в едином государстве - Республике Молдова - и никакого Приднестровья не существует. Все обвинения в адрес порта построены на том, что мы должны платить налоговые платежи на землю в Республику Молдова, как зарегистрированное там предприятие. Однако мы уплачиваем эти средства в бюджет Приднестровья. При этом закон "Об особом статусе", подразумевающий отсутствие этих выплат в бюджет Республики Молдова, игнорируется молдавской же стороной. Аппеляция по решению Новоаненского суда будет рассматриваться 22 ноября в Кишинёве.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, Молдавия, принимая решения, противоречащие собственному законодательству, не рискует собственной репутацией?

Безусловно, рискует. Республика Молдова, регистрируя ещё четыре года назад Бендерский порт в качестве экономического агента, признавала, что в его собственность входит грузовой варницкий район. В случае если вопрос не будет рассматриваться в правовом поле, можно говорить о прецеденте - предприятие, зарегистрированное в Молдавии, не признаётся хозяйствующим субъектом.

ИА REGNUM: С чем связано первое серьёзное столкновение рабочих предприятия Moldeco-Nistru Flota и миротворцев в районе варницкого участка Бендерского порта?

Серьёзный конфликт в районе Бендерского речного порта произошёл в этом году 21 апреля в виде невооруженного столкновения между представителями силовых ведомств Молдавии и Приднестровья. Тогда нанятая нами вневедомственная охрана приступила к выполнению своих обязанностей по вывозу имущества, чтобы предотвратить хищение, но владельцы предприятия Moldeco-Nistru Flota расценили это как захват имущества и обратились за помощью в молдавскую полицию. В свою очередь работники вневедомственной охраны обратились за помощью в милицию Приднестровья. В итоге на проходной предприятия собрались более 70 сотрудников силовых ведомств Молдавии и Приднестровья. На место конфликта прибыли наблюдатели Совместных миротворческих сил и представители Объединенной контрольной комиссии (ОКК).

4 мая ОКК приняла решение оставить Варницкий филиал Бендерского порта под контролем круглосуточного патруля Совместных миротворческих сил до разрешения спора хозяйствующих субъектов. При этом ОКК призвала стороны исключить появление силовых структур и правоохранительных органов сторон при решении административно-хозяйственных вопросов в Зоне безопасности.

ИА REGNUM: В какой стадии данный вопрос находится сейчас? Каковы ваши условия?

21 сентября этого года на заседании Объединенной контрольной комиссии в Приднестровье в городе Бендеры делегация от Молдавии отказалась от компромиссного предложения со стороны ОБСЕ предложить хозяйствующим сторонам речного порта выставить охрану собственными силами. Снятие миротворческого поста без каких-либо условий, по мнению участников заседания, означало бы фактическое возвращение к ситуации апреля 2006 года.

ОКК и ОБСЕ подталкивают нас к тому, чтобы мы решили вопрос и миротворческий пост был снят. К тому же речь идёт о взаимовыгодном сотрудничестве. Варницкая часть бесполезна без основной инфраструктуры порта. С другой стороны, основной порт не получит стратегического развития без грузового района Варница. Этот вопрос нужно решать за столом переговоров. Мы со своей стороны предлагаем фирме Moldeco-Nistru Flota платить за аренду земли - примэрии Варницы, а за аренду имущества - нашему предприятию. Однако Республика Молдова в лице господина Сербова и Moldeco-Nistru Flota продолжает действовать как захватчик, заявляя о том, что мы не имеем права на собственность и должны не мешать им работать. Но мы также заинтересованы в рентабельности предприятия, получении прибыли, так как несём определённые убытки. Только за третий квартал за аренду земли грузового района я заплатил около 15 тысяч рублей ПМР - это около 2 тысяч долларов США. Однако это не учитывается. Всё, что происходит вокруг варницкого участка, - чистой воды политическая провокация.

ИА REGNUM: Какие наиболее тяжёлые последствия нерешенности хозяйственного вопроса вы можете назвать?

Фактически по вине молдавской делегации в ОКК недавно утонула 1000-тонная баржа. На территории порта находились две аварийные баржи. Их общая грузоподъемность составляла 1300 тонн. Количество металла, находящегося в этих баржах, составляет 250 тонн. Баржи находились в аварийном состоянии. Мы неоднократно обращались в ОКК, Объединенное военное командование, ОБСЕ, также делали обращения и в письменной форме с тем, чтобы нам разрешили откачать воду и увезти их в Бендеры на ремонт. Все делегации признали за нами это право, однако молдавская сторона позволила нам откачать воду, но не разрешила вывезти баржи. С нашей позиции, нецелесообразно постоянно затрачивать средства на откачку воды. Таким образом, одна баржа затонула, и никто не понимает, что это катастрофа, из которой нет выхода. На Днестре нет грузоподъёмных средств для того, чтобы поднять из воды чистый металл. Получается, навсегда заблокирована часть причала. К тому же второе судно сейчас находится на грани затопления.