"Новое качество жизни жителей Красноярского края".

("Комсомольская правда" - Красноярск", 21.09.06, Михаил Иванов)

25 сентября губернатор края выступит перед главами территорий и депутатами Законодательного собрания с докладом об основных направлениях краевой бюджетной политики следующего года. Это событие уже анонсировано, кое-кто утверждает, что читал сам текст губернаторского доклада. Официальные комментарии пока отсутствуют, но основной термин доклада - "новое качество жизни" все же прозвучал публично и вызывает радостные ожидания. Что стоит за этими словами? Об этом нам удалось поговорить с самим докладчиком - Александром Хлопониным.

- Александр Геннадиевич, нам с Вашей пресс-службой было нелегко выбрать время для этого интервью. Утром Вы прилетели с Президиума Госсовета, завтра уезжаете поездом в Уяр, после обеда летите в Шушенское. На следующей неделе - Иркутск, Новоселово. Понятно, что масштабы края диктуют очень динамичный рабочий график. Но надолго ли при таком графике хватит сил?

- Четыре года назад я и мои коллеги обнародовали три главных задачи власти на ближайшую перспективу. Первое - навести порядок с краевыми финансами (ликвидировать долги по зарплате и вообще долги, подготовить сбалансированный бюджет, исполнять все свои обязательства). Второе - объединить край с Таймыром и Эвенкией. Третье - приступить к реализации крупных инвестиционных проектов, сравнимых с индустриализацией 70-х годов.

Каждая из этих задач вызывала немалый скепсис не только у наших оппонентов, но и в обществе вообще. Это сегодня мы говорим об этих вещах, как о само собой разумеющемся, а тогда, вспомните, легко ли верилось в результат?

Я это говорю не для того, чтобы отметить, какие мы умные, а все кругом - "Фомы неверующие". Любая масштабная идея должна пережить несколько этапов, среди которых обязательно - критичное отношение. Но также обязательна и справедливая оценка после того, как задача решена.

Если видишь конкретные результаты нашей общей работы, сил не становится меньше. Человек питается энергией увлекающих его идей. Чем масштабнее идеи, тем больше сил. А грандиозных идей у нас в крае хватает.

- Красноярский край нередко сравнивают с огромной корпорацией. Три задачи, о которых Вы говорили, похожи на бизнес-план: оптимизация финансов, слияния и поглощения, инвестирование в собственный капитал и новые активы. Такое сравнение нашего региона с корпорацией Вам представляется уместным?

- Только отчасти. Схожесть есть настолько, насколько схожи принципы управления вообще. Различны цели. У корпорации - это рост капитализации, поскольку для бизнеса деньги (капитал) имеют самодостаточную ценность. Их количество - довольно справедливая оценка деятельности корпорации. Плюс перспективы бизнеса.

Цель управления городом, регионом, государством - высокое качество жизни населения. Плюс - перспективы людей. Наш регион "наращивает экономические мускулы" не просто ради размеров бюджета. Не для того, чтобы краевая власть "красиво выглядела" перед коллегами из других регионов и федеральным центром. Успехи в экономике необходимо конвертировать в успехи социальной сферы. Иначе это не "мускулы", а "раковая опухоль". С учетом нынешних доходов федерального бюджета страну также можно сравнить с растущей компанией. Доходы государства еще не колоссальны, но уже вызывают уважение. Но главное - вызывают уважение расходы - национальные проекты, стремление исправить демографическую ситуацию.

Модернизация социальной сферы - это не только краевая, но и федеральная политика. Вектора наших планов совпадают. Мы многое делаем вместе: дополняем национальные проекты собственными социальными инициативами, совместно (пятьдесят на пятьдесят) строим кардиохирургический центр в Красноярске и собираемся строить перинатальный центр. Сегодня мы готовы расписать наши социальные проекты как минимум на трехлетку. Если хотите, это такой трехлетний план повышения качества жизни в Красноярском крае. Уверен, что его содержание тоже столкнется со скепсисом и критикой. Но я верю, что эту задачу мы тоже решим.

- Но возможна критика иного рода - не рано ли начали "тратить на жизнь"? Может быть, следует еще потерпеть, инвестировать полученные доходы в новые экономические проекты? А вот уже потом - "гулять от души".

- Это как раз путь корпорации. Действуя таким образом, остановиться невозможно. Новые доходы соблазнительно обратить в сверхдоходы, сверхдоходы - в гипердоходы и так далее.

Но у региона так не получится. Та самая "раковая опухоль" убьет такую экономику. Потому что экономические успехи - результат работы не только губернатора и чиновников администрации. Деньги для бюджета зарабатывают люди, живущие в крае. Они вправе рассчитывать на хорошее качество жизни в сильном регионе. Спорить на эту тему мне даже неловко.

- О социальной направленности бюджета объединенного региона много говорилось на недавнем Совете губернаторов. Вы действительно уверены в том, что нам удастся обеспечить новое качество жизни в обновленном, едином крае и на территориях бывших округов?

- В ходе подготовки к референдуму мы много говорили о том, что именно ради этого нового качества жизни мы и объединяемся. Или вы полагаете, что это была стандартная предвыборная риторика? Значит, мы вновь сталкиваемся со скепсисом, который сопровождает любую сильную идею. Объединение - это не политический проект. Это именно социальный и экономический проект. Качество жизни - не только уровень доходов. Это также доступность государственных, социальных, бытовых услуг. Именно об этом шла речь на Совете губернаторов. Опыт объединения такого региона уникален, мы, к сожалению, не можем учиться на чужих ошибках - мы первые. Но и без этого мы понимаем, что главная опасность - снизить доступность услуг, оказываемых населению, скажем, федеральными структурами. Об этом я на днях докладывал Президенту, соответствующие распоряжения им даны и будут исполнены. Быть первыми на пути к объединению сложно. Но это имеет и некоторые преимущества - мы рассчитываем на некоторое дополнительное внимание и поддержку федерального центра. Такие гарантии нам были даны, мы этим, конечно же, пользуемся.

- Вы полагаете, в крае можно достичь стандартов жизни, которые будут сравнимы с общероссийскими?

- Мы должны стремиться не к общероссийским, а к мировым стандартам. Почему нет? Мы ставим себе серьезные задачи в экономике и успешно их решаем. Не каждый российский регион может этим похвалиться. Федерация делает ставку на новое освоение востока страны. Освоение это предполагает и достижение высоких стандартов жизни. К этому ведет сама логика развития огромной территории.

В Норвегии и Канаде тоже работать трудно, но эти страны вполне привлекательны для жизни. В этом смысле нам даже проще - мы можем учесть их опыт, а также опыт (в том числе ошибки) советского периода освоения Сибири.

- А что именно Вы закладываете в понятие "качество жизни"?

- Ученые выделяют четыре основных индикатора. Это:

• здоровье населения и демографическое благополучие;

• условия личной жизни (удовлетворенность достатком, жилищем, питанием, работой);

• положение дел в государстве (доступность государственных услуг, безопасность, экология);

• духовное состояние общества (отношение граждан к старикам, детям, больным, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию). То есть это не только уровень доходов и уровень быта. Когда в бытность СССР коренных жителей Севера переселили из чумов в комфортабельные дома, уровень их жизни повысился, но резко вырос и уровень смертности - как сформулировал один из социологов, "они стали вымирать от тоски". В ГДР после присоединения к ФРГ материальные условия улучшились в пять раз, однако уровни самоубийств, преступности и смертности тоже резко выросли.

Невозможно решить все задачи сразу, но можно определиться с приоритетами. Для нас такие приоритеты на ближайшую трехлетку: дети, демография, дом (жилищное строительство на всей территории края), деревня. Как видите, они отчасти совпадают с перечнем национальных проектов. Но наши проекты не повторяют нацпроекты, а дополняют их.

- А тарифы на ЖКХ? Такие хронические проблемы разве не сказываются на качестве жизни?

- Когда я выделяю главные приоритеты, это вовсе не означает, что всем остальным власть заниматься не будет. На модернизацию отрасли в краевом бюджете 2006 года запланировано 166 миллионов рублей. В бюджете следующего года мы на эти цели предлагаем потратить на порядок больше. Рассчитываем таким образом переломить ситуацию, при этом не перекладывать все затраты на плечи жильцов.

- Прокомментируйте, пожалуйста, некоторые слухи (отставка Фрадкова, Ваш возможный переезд на работу в Москву, назначение Сокола руководителем Хакасии).

- Все время работы губернатором я отказываюсь комментировать эти слухи. И все это время они не подтверждаются. В конце 80-х была популярная питерская рок-группа "АВИА". Их все время спрашивали журналисты - что означает такое название? Они отвечали так: "У этого вопроса очень давняя и сложная история. Было время, когда мы подробно отвечали на него. Потом наступил период, когда отвечать отказывались. Затем снова отвечали, а сегодня вновь не отвечаем - потому что ус-та-ли". Лучше, наверное, и не скажешь.

- Ваши ожидания от нового делового, политического сезона?

- Меня не очень устраивает сам термин - "политический сезон". Потому что как только мы произносим слово "политика" (не "социальная политика", не "промышленная политика", а собственно - "политика"), возникает ощущение каких-то интриг, двойных стандартов и прочих сомнительных вещей. Мы интригами не занимаемся - у нас есть дела поважней и поинтересней. Будем считать, что наступил рабочий или деловой сезон. Он содержит две главные задачи:

• Принять и исполнять социально ориентированный бюджет края с учетом тех приоритетов, о которых мы уже говорили.

• Завершить процесс объединения края с округами.

Мы создаем новый регион - с сильной экономикой и крепкой политической репутацией. Важный этап этой работы - выборы органов власти объединенного края. Главный риск этого процесса заключается в том, что наши выборы проходят накануне 2 федеральных предвыборных кампаний. Соответственно, существует риск того, что политические партии будут на наших выборах оттачивать технологии, сомнительную риторику, сомнительные идеи.

Надеюсь, краевые политики и население края смогут отличить главное от второстепенного. У Красноярского края сегодня совсем иная репутация, чем несколько лет назад, и мы должны ее сохранить и укрепить.

- Скоро будет обсуждаться бюджет единого края, в котором, очевидно, найдут свое отражение приоритетные программы, среди которых главное - новое качество жизни. Нельзя ли все-таки подробнее, с цифрами, сказать о том, что предлагает краевая власть, как именно будут реализовываться приоритетные программы?

- Меня радует, что мы обсуждаем не саму возможность повышения качества жизни, а конкретные аспекты этой работы. Это хороший показатель настоящих перемен. Мы стремились к тому, чтобы идеология и структура бюджета содержали яркие и неожиданные решения. По-моему, нам удалось этого добиться.

Что касается конкретных цифр - давайте не будем опережать события. Первыми их должны услышать те, кому придется работать над бюджетом. А реальные дела должны заметить и оценить все жители края.

"Губернаторский кнут для "героев" жатвы".

("Красноярский рабочий", 22.09.06)

Сегодня губернатор края Александр Хлопонин проведёт в Новосёлове селекторное совещание с главами районов о ходе уборки зерновых и подготовке жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону.

А тем временем темпы жатвы по-прежнему внушают опасения. На вчерашний день в крае было убрано 46 процентов зерновых, тогда как год назад обмолотили уже 70 процентов уборочной площади. Намолот составляют 901 тысячу тонн зерна (1 миллион 376 тысяч тонн в прошлом году). Разве что урожайность превышает прошлогоднюю - 20,7 центнера с гектара против 19,6. Разброс показателей по районам очень большой. Первым полностью завершил уборку, обмолотив 3 тысячи гектаров, Енисейский район. На 80 процентов выполнил план Абанский район, на 70 - Манский. По 60 процентов и больше обмолочено в Канском, Дзержинском, Нижнеингашском, Тасеевском и Большеулуйском районах. В то же время в целом ряде территорий на 21 сентября обмолочено только по 30-40 процентов зернового клина. Замыкают же список "героев" жатвы южане. В Краснотуранском районе убрано всего лишь 20 процентов зерновых, в Идринском - 21.

"Русал и "Сто классных проектов".

("Красноярский рабочий", 22.09.06)

Компания РУСАЛ в четвёртый раз проводит открытый конкурс "100 классных проектов" в Красноярском крае, Кемеровской и Иркутской областях, Республике Хакасия и Бокситогорском районе Ленинградской области. В этом году увеличено финансирование конкурса: грантовый фонд превысил 10,5 миллиона рублей. Сто лучших проектов школьников 7-10-х классов получат по 100 тысяч рублей и двадцать пять проектов шестиклассников - по 20 тысяч рублей.

Ещё пятьдесят школьных классов будут награждены ценными призами. Основная цель конкурса в этом году - вовлечение школьников и учителей в совместную общественно значимую деятельность. Если раньше основной упор делался на творческую инициативу самих ребят, то сейчас приветствуется участие в проекте учителей и родителей. Для этого планируется начать обучение педагогов основам социального проектирования. Конкурс "100 классных проектов" пользуется большой популярностью у школьников, он максимально открыт и доступен, - отметил исполнительный директор Центра социальных программ Игорь Сухотин. - Важно, чтобы любая детская инициатива, направленная на добро, созидание, помощь нуждающимся, была услышана взрослыми, получила их одобрение и шанс на реализацию. Наш конкурс дал такую возможность 345 проектам-победителям школьников. Грантовый фонд трёх конкурсов составил более 30 миллионов рублей". Заявки на конкурс принимаются с 15 сентября по 1 декабря в Центре социальных программ РУСАЛа (Красноярск, ул. Ленина, 88). В течение декабря будет проводиться техническая экспертиза заявок, а в январе - феврале детские комитеты осуществят предварительный отбор 150 лучших заявок.

В марте для полуфиналистов будет проведён специальный семинар, задачей которого станет доработка проектов в соответствии с рекомендациями экспертного совета, после чего наблюдательный совет РУСАЛа назовёт сотню победителей.