В середине сентября 2006 года на рассмотрение эстонского парламента в очередной раз был представлен законопроект от фракций "Союз отечества" и "Res Publica" о признании граждан Эстонии, сражавшихся на стороне нацистской Германии, "борцами за свободу". Одновременно с этим правительство Эстонии в лице министра обороны Юргена Лиги внесло законопроект, признающий "борцами за свободу" тех, кто оказывал "сопротивление немецкой и советской оккупации", но при этом не воевал на стороне Советского Союза или нацистской Германии. В связи с этим очередной раз активизировались правые политики, которые считают, что все, кто сражался в войсках нацистов, и были истинными "борцами за свободу" Эстонии. А из уст официальных представителей власти часто можно услышать, что именно эти люди и были настоящими героями, несмотря на решения Нюрнбергского трибунала, который однозначно осудил преступную деятельность войск СС. В решении суда, в частности, говорится: "Невозможно выделить какую-либо часть СС, которая не принимала бы участия в этой преступной деятельности...". В конце заключения Трибунал сделал оговорку, что не следует считать преступниками "...тех лиц, которые были призваны в данную организацию государственными органами, причем таким образом, что они не имели права выбора". И именно эта оговорка, по мнению правых политиков, позволяет говорить о невиновности эстонских эсэсовцев.

"Эстонский легион в основном был сформирован в результате проведенной оккупационными властями общей мобилизации, что означало государственное принуждение. Правда, в число легионеров входила пара тысяч добровольцев, но и добровольность не делает их автоматически преступниками", - отмечается в статье "Мифы XX столетия", опубликованной в газете Postimess от 18 сентября 2006 года. Несмотря на то, что автор статьи призывает отказаться от исторических мифов, он сам активно их и создает.

Вернемся снова к документам. Во-первых, Нюрнбергский трибунал однозначно признал виновными тех, кто вступил добровольно в войска СС. Более того, своим решением суд установил, что "решение о признании преступного характера обвиняемой организации является окончательным и не может подвергаться оспариванию на любом последующем процессе по делу отдельных членов организаций". Во-вторых, 20 эстонская дивизия СС, согласно архивам, комплектовалась в основном из эстонских полицейских батальонов, эстонского добровольческого батальона "Нарва" и других эстонских военизированных частей, куда эстонцы записывались отнюдь не по принуждению. Да, часть служивших в 20-й дивизии СС была туда призвана насильно. Но, как правило, люди, призванные помимо их воли в преступное сообщество, позже не гордятся своим присутствием в нем, не выставляют на показ медалей, полученных от него, и не устраивают шествий под флагами преступных сообществ. В Эстонии же не только все это происходит, но и официальные власти всячески участвуют в героизации людей, служивших в организациях, признанных преступными Нюрнбергским трибуналом.

Так кто же такие оставшиеся в живых легионеры? Судя по всему, эстонским властям надо определиться, кто они - жертвы насильственной мобилизации германских оккупационных властей или герои войск СС. В первом случае они действительно не являются военными преступниками, а во втором - преступники, которые должны нести ответственность, предусмотренную Нюрнбергским трибуналом. А власти Эстонии - цивилизованной страны-члена ЕС и НАТО - должны придерживаться этих решений, как это принято во всем мире.

Сергей Артеменко - эксперт по проблемам современной Эстонии (Санкт-Петербург)