Из разумного совмещения интеграционных направлений ЕС и ЕЭП Украина сможет извлечь реальную пользу: интервью экс-министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко ИА REGNUM
Бывший министр иностранных дел Украины, заместитель председателя общественно-политического объединения "Украинский форум"
ИА REGNUM: Можно ли ожидать качественных изменений в украино-российских отношениях в результате работы правительства
Новое коалиционное
Сегодня можно говорить, что украинско-российские отношения могут быть более значимыми и приносить пользу при условии обоюдного стремления к партнерству, строиться на равноправной и разветвленной договорной основе без излишней идеологии. Думается, что именно таким образом должны решаться вопросы, касающиеся завершающего процесса создания зоны свободной торговли государств-участниц СНГ, делимитации Азовского моря и Керченского пролива, вопросы преодоления торговых барьеров, решения комплекса проблем в топливно-энергетической сфере, в области ВПК и т.п.
Можно предположить, что прагматизм нового правительства Украины и его несомненная нацеленность на достижение качественных изменений в украинско-российских отношениях, будет во многом зависеть от взаимной заинтересованности в усилении сотрудничества. Это может проявиться в желании привести в рабочее состояние систему двусторонних комиссий и подкомиссий, развивать переговорный процесс по широкому комплексу проблемных вопросов, сохранять заинтересованность в реализации взаимовыгодных двухсторонних экономических проектов и в выполнении подписанных межгосударственных документов. Затягивание в решении многих вопросов всегда привносило в наши отношения неопределенность и общую неудовлетворенность. В целом, есть основания полагать, что алгоритм отношений между Украиной и Россией будет, скорее всего, строиться на реалистическом подходе. Поскольку уровень этих отношений еще далек от желаемого, правительство Януковича будет прилагать усилия для решения тех вопросов, которые усложняют украино-российские межгосударственные связи.
ИА REGNUM: Сохранится ли курс Украины на вступление в
Вопрос о вступлении Украины в НАТО неоднозначно оценивается и в обществе, и во власти. Достаточно остро эта проблема обсуждалась во время переговоров о подписании Универсала о национальном единстве и создании парламентской коалиции. В итоге, в Универсале нашло свое отражение следующее положение: "Взаимовыгодное сотрудничество с НАТО в соответствии с Законом "Об основах национальной безопасности Украины". Решение вопроса о вступлении в НАТО по результатам референдума, который проводится после выполнения Украиной всех необходимых для этого процедур". Свои подписи под этим документом поставили президент Украины
Если судить по последним выступлениям президента Виктор Ющенко и министра иностранных дел Украины
Следует напомнить, что стратегия Украины в отношении НАТО, конечной целью которой является вступление в Альянс, была принята 23 мая 2003 года
Если говорить о готовности Украины в настоящее время к вступлению в альянс, то здесь ключевое значение имеет падение доверия к этому выбору со стороны населения. Последние соцопросы указывают на то, что только 12,7% граждан Украины поддерживают вступление нашего государства в НАТО. Очевидно, в обществе происходят серьезные трансформации, и вопрос о присоединении к Альянсу становится одним из наиболее дискуссионных и заполитизированных вопросов не только внешней, но и внутренней политики. Ближайшее будущее покажет, как будут дальше развиваться события вокруг этого вопроса непосредственно в нашей стране, и какая будет реакция самого Альянса на явное отсутствие общественного консенсуса в отношении целесообразности членства в НАТО. В целом надо отметить, что Украина вышла на такой уровень взаимодействия с Альянсом, который позволяет продолжать активную работу вплоть до получения приглашения для участия в Плане действий относительно членства в НАТО. Конечно, правительство отдает себе отчет в том, что вступление в НАТО должно стать сознательным выбором не только украинской политической элиты, но и всего общества.
ИА REGNUM: Готова ли Украина защитить своего производителя при вступлении в
Декларации соответствуют действительности весьма приблизительно. Уже сегодня ясно, что в наибольшей степени от "аврального" вступления в
ИА REGNUM: Стратегический курс Украины - это ЕС,
Украина прилагает немало усилий для того, чтобы европейский выбор стал фактором реальной политики. Руководство страны пытается проводить прагматичную линию в сфере евроинтеграции Украины. Она заключается в необходимости концентрации усилий на проведении внутренних реформ и преобразований, реализации европейских норм и стандартов с учетом полного выполнения плана действий Украина-ЕС. Политическая повестка дня отношений между Украиной и Евросоюзом достаточно объемная. В целом сохраняется интенсивный политический диалог на всех уровнях, в том числе, конструктивное взаимодействие в рамках двухсторонних механизмов. В ближайшие дни состоится заседание Совета по вопросам сотрудничества ЕС и Украина, в работе которого примет участие премьер-министр Виктор Янукович.
Не вдаваясь в излишние подробности, можно однозначно говорить о том, что внешнеполитический курс на евроинтеграцию будет сохранен и руководство Украины приложит все усилия к тому, чтобы отношения между Украиной и ЕС развивались исключительно по восходящей. Что касается сотрудничества в рамках ЕЭП, то Украина готова к такому сотрудничеству в пределах и формах, которые не противоречат Конституции и стратегическому курсу на европейскую интеграцию. Наша страна видит основную цель своего участия в ЕЭП в создании эффективно функционирующей зоны свободной торговли без изъятий и ограничений на основе правил и норм ЕС и ВТО, а также в создании рамочных условий развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Исходя из этого, были, например, определены соглашения, выработанные в рамках ЕЭП, которые Украина готова подписать. Придерживаясь разноуровневого и разноскоростного формата отношений с ЕЭП, Украина рассматривает свое возможное участие в этом пространстве в контексте общей тенденции либерализации рынков. Можно говорить о том, что при разумном совмещении этих двух интеграционных направлений Украина, несомненно, сможет извлечь реальную пользу.
ИА REGNUM: Как оцениваются перспективы существования
На последнем саммите ГУАМ, который проходил в Украине в мае 2006 года, принято решение о превращении этого форума в региональную организацию с четкими целями, компетенцией и соответствующими структурами. Украина прилагает немало усилий к тому, чтобы это образование наконец-то заработало и приносило выгоду его участникам, главным образом в экономической и энергетической составляющей сотрудничества.
Иногда можно услышать обеспокоенность российских политиков в отношении деятельности ГУАМ. Скажу откровенно, здесь нет и не может быть каких-либо подводных камней. Если нет необходимого диалога, в ходе которого можно было бы разъяснить действительные намерения этого объединения и достигнуть понимания - возникают недоразумения и неадекватные действия. Убежден, что создание системы устойчивых отношений давало бы возможность продемонстрировать внутреннюю логику формирования ГУАМ.
ИА REGNUM:. Недавно экс-министр иностранных дел Грузии заявил, что Украина оказалась неопытным партнером. Как Вы видите суть партнерства Украины и Грузии?
Мне трудно тут что-то комментировать, так как я не слышал этого заявления и не знаю, в каком контексте оно прозвучало, чем было вызвано. Нет смысла лишний раз доказывать очевидный факт: Украина всегда демонстрировала свои лучшие качества надежного партнера. Многие страны и альянсы предлагали Украине в разное время развитие партнерских отношений в форме "особых", "исключительных", "привилегированных" и т.д. Если говорить по существу, то сегодня Украину и Грузию связывают более чем партнерские отношения. Между нашими народами, независимо от персонального состава органов власти, всегда существовали дружеские отношения, которые основывались на давних традициях уважения, взаимной поддержки и симпатии.
Мы знаем, что Грузия проходит сложный путь государственного становления. Как и каждому новому независимому государству, этой стране приходится нелегко. Украина оказывала и оказывает посильную помощь Грузии, всегда откликается на просьбы ее руководства, прилагает немало усилий для сохранения территориальной целостности этого государства. В частности, Украина выступала инициатором возобновления грузино-абхазских переговоров, поддерживала различные инициативные предложения Грузии в
ИА REGNUM: Вы являетесь одним из основателей недавно созданного Украинского форума. Что собой представляет это образование, какие его цели, методы и формы работы?
Ни для кого не секрет, что политики, ангажированные борьбой за власть, испытывают известные трудности с созданием долгосрочных проектов государственного развития. Всем нужно участвовать в выборах, что-то обещать, вступать в политические торги. Украинский форум находится в этом смысле в более выгодных условиях, так как этими проблемами мы не обременены. Во-вторых, по итогам политического цикла 2004-2006 годов стала очевидной проблема глубоких расхождений между задачами, которое готовы решать политики и целями, которые востребованы обществом. Этот раскол необходимо сгладить, наладить нормальные коммуникации между элитами и широкой общественностью. К этому мы будем стремиться, используя весь доступный арсенал публичной политики - конференции, круглые столы, выступления в СМИ и т.д. Украинский форум задумывался нами как первый центр профессиональной гражданской экспертизы политического процесса, и есть все основания полагать, что нам это удастся. Вот уже и российское информационное агентство интересуется нашей работой.
Кстати, особое место в деятельности Украинского форума занимает проблематика российско-украинских отношений. В наших планах - проведение совместных мероприятий с российскими коллегами по широкому кругу вопросов современной повестки дня. Уверен, что только прочные горизонтальные связи, непредвзятый и трезвый взгляд на проблемы и перспективы двусторонних отношений, высокий уровень экспертизы в поиске путей разрешения спорных вопросов смогут дать необходимый кумулятивный эффект, который вынесет украинско-российское сотрудничество на качественно новый уровень.