Арис Казинян: "Своя игра" Михаила Саакашвили и армянский фактор
В высшей степени любопытным заявлением отметился 1 сентября президент Грузии
Едва ли стоит полагать, что глава официального Тбилиси обладает достоверной информацией на предмет ведения "соответствующих" армяно-российских переговоров; мы конечно не ставим под сомнение степень компетентности и информированности грузинского лидера, однако вопрос именно в том, что никаких совместных планов в отношении Грузии Москва и Ереван не вынашивают. Впрочем, сам Михаил Саакашвили не скрывает своего доверия к нынешним - по крайней мере - властям Армении; рассуждая на тему мнимого российского давления на Ереван, он в частности, замечает: "Естественно, на это никто не согласится, но такая политика - оказания давления на Армению в контексте Грузии - есть!".
Впрочем, возможно и другое; вполне может быть, что императив грузинского президента - "естественно, на это никто не согласится" - не имеет конкретного адресата и, в первую очередь носит превинтивный характер. В известной степени, это явствует из его следующего высказывания: "Рабством никто еще не добивался успеха. Только гордые, самолюбивые страны, такие как Польша, Эстония, Литва, Латвия, которым сделали то же самое несколько лет назад, и которые стали успешными по европейским меркам странами - добиваются успеха. Я не хочу называть несколько других стран, которые идут на поводу у этих сил и являются попрошайками, находятся в таком же обнищавшем состоянии, как это было и до этого". Не будем досмысливать суть и направленность данного изречения; существеннее, то что речь Михаила Саакашвили в Сагареджо - в том числе, неожиданное на первый взгляд, обращение к армянской теме - полностью вписывается в контекст и логику осуществляемой им политики.
В первую очередь следует отметить, что процесс этнической консолидации населяющих республику картвельских народов (в озвучиваемой официальным Тбилиси масштабе и содержании) к настоящему времени еще далек от завершения. Граждане Грузии - представители собственно картвельской группы Кавказской языковой семьи - объективно не являются единой этнополитической общностью и характеризуются весьма существенными различиями в аспекте проповедуемых традиций, культуры, языка, менталитета и, что особенно важно - восприятия самого понятия "Родина". На протяжении достаточно длительного исторического отрезка, объединяющего этнонима практически не существовало; вплоть до настоящего времени, сами представители картвельской группы не идентифицируют себя адекватно государственной терминологии. Многообразие говоров - гурийского, имеретинского, лечхумского, рачинского, картлийского, кахетинского, пшавского, месхетинского, ингилойского и некоторых других, а также то обстоятельство, что мегрелы (в частности) говорят на собственном языке отражают не только и не столько сугубо языковые особенности каждого из населяющих республику групп, сколько степень различия устоявшихся традиций, менталитета и ценностей. В частности, наиболее многочисленная картвельская группа - мегрелы именует себя не "картвели", а именно - "маргали", причем страну (исторический ареал своего расселения - Родину) - "Самаргальо".
Особенно важно учесть, что с древнейших времен и вплоть до первой половины 19 столетия контакты между западными и восточными представителями картвельской группы были минимальными. Сурамский хребет разделяющий территорию Грузии на две части являл собой по сути рубеж двух миров, чем и предопределил явление в картвельской среде таких понятий, как "Амиэрети" - страна за хребтом, и Имиэрети - страна пред хребтом (по аналогии - Предкавказье и Закавказье). Именно на основе этого исторического деления и сформировалось в частности применимое в отношении западных картвельцев изначально обобщенное понятие "имеретинец". В действительности же имеретинцами являются также и гурийцы (именуемые себя "гурули"), лечхумцы, рачинцы и т. д. Западнее располагались земли мегрел, которые всегда пребывали в более тесном контакте с абхазами, чем с теми же гурийцами или собственно имеретинцами. Восточнее Сурамского хребта простирались уже земли восточных подгрупп- главным образом картлийцев и кахетинцев, исторически не поддерживающих тесных отношений с западными грузинами, и уж тем более - с мегрелами, абхазами или сванами.
Вследствие упомянутой выше особой логики исторического развития в картвельской среде так и не был выработан единый подход к понятию "Родина". Это очень важный аспект рассматриваемой проблемы, позволяющий адекватно оценивать соответствующую степень заинтересованности современного населения республики Грузия "сражаться и погибать" за Абхазию или Южную Осетию. Разработка националистической идеологии в Грузии тесно связана с деятельностью общественных деятелей Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели в конце 19 столетия. Именно тогда и была предпринята попытка внедрения в массовое сознание более масштабного понятия "Родины", локализуемой в рамках всего картвельского мира. Следует отметить, что тогда же выработалась определенная традиция - консолидирующие нацию факторы как правило базировались не на (отстаивании) национальных - всекартвельских ценностей, а на поиске "внекартвельского" вражеского образа. В частности, в трудах Ильи Чавчавадзе "образ врага" отражается на армянах. "Армянский выбор" Чавчавадзе был обусловлен тем обстоятельством, что оказавшееся не в состоянии приспособиться к развитию капиталистических отношений грузинское дворянство вынужденным образом стало продавать свои имения богатым армянским купцам.
В данном аспекте, не столь важна этнопринадлежность "внешнего врага", сколько сама идеологическая разработка данного образа, не утратившая, между прочим, своих позиций до сих пор. Принятая на вооружение грузинскими партийными институтами в первой четверти 20 столетия эта идеология предопределила логику развития национальной жизни и Первая Грузинская Республика (1918-1920 гг.) идеологически базировалась также и на векторе Объединенной и Неделимой Грузии. Вместе с тем, необходимо отметить, что в течение прошедшего столетия идеология национальных партий так и не вышла за рамки деятельности общественно-политической элиты и не стала национальным (всекартвельским) ощущением. И тем не менее, как мы заметили выше процесс консолидации населяющих республику картвельских народов (в озвучиваемой официальным Тбилиси масштабе и содержании) к настоящему времени еще далек от завершения. Попытка политической элиты новой Грузии представить абхазскую проблему в качестве консолидирующего картвельский мир фактора не увенчалась успехом - общество так и не увидело предмета самопожертвования. И даже западные грузины, противоречия между которыми все еще имеют место быть не сплотились "во имя Абхазии". Причем в наиболее заинтересованном мегерельском обществе соответствующие настроения были и остаются диаметрально противоположными - одна часть мегрел определенно ближе к абхазам.
Выработанная историей "удельная психология" населяющих республику субэтнических групп традиционно остается важнейшим внутриполитическим фактором, непосредственно влияющим на логику и характер протекающих в стране процессов. Более того, именно данная психология и взращивает в своей среде лидеров "национального масштаба", политический облик которых отражает не только специфику "своего народа", но и привычный сепаратизм удельных князей. В этом аспекте, следует отметить, что муссируемое грузинскими властями понятие "сепаратизм"(в отношении позиций Абхазии и Южной Осетии) в большей степени применимо к укладу и традиционному состоянию собственно картвельского общества. Удельный сепаратизм действительно пустил в многослойной грузинской почве глубокие корни, причем новейшая история страны констатирует жизнестойкость подобного мировосприятия. В той или иной степени, оно присуще практически каждой политически (общественно) значимой фигуре, вне зависимости от психологического, нравственного, интеллектуального облика последней. Примечательно, что первый президент страны
Как мы уже отметили, помимо фактора языковой обособленности картвельского общества, есть еще и другой нюанс, который объективно не позволяет рассматривать абхазский и юго-осетинский вопросы в качестве консолидирующего механизма. Грузинская ССР, равно как и признанная на этой территории международным сообществом Республика Грузия объективно является имперским образованием и борьба, которую несет руководство страны за Абхазию имеет характер колониальной (по сути - истинно разбойничьей, достаточно вспомнить фигуры "лидеров" грузинского ополчения) войны, нежели Отечественной. Это весьма важное обстоятельство, так как колониальные войны как правило не консолидируют тыл, а часто - расшатывают, или, даже разлагают его. Ввиду отсутствия общего для все грузин понятия "Родина" в республике все еще не изжиты пережитки феодального метода управления отдельными территориями. То что имело место, в период гражданской войны в Грузии свидетельствовало именно об этом; в какой-то момент противостояние весьма походило на склоки "удельных князей" с той лишь разницей, что новые хозяева территорий имели уже не дворянское, а криминальное происхождение.
Нынешний президент Грузии видит себя в хронике национальной истории, рядом с наиболее почитаемыми монархами прошлого. Восстановление территориальной целостности грузинского государства и что особенно важно - разрешение исторических внутрикартвельских противоречий, является навязчивой идеей Михаила Саакашвили. Он искренне мнит себя монархом Объединенной Грузии. Это очень важный нюанс, который всегда надо учитывать; нынешний грузинский президент способен на самые неожиданные и даже необдуманные шаги; он непревзойденный мастер политических сюрпризов. Умеет заставать врасплох даже самых изощренных технологов; ас внутриполитических интриг, феодал
Первый президент Грузии также ощущал себя в качестве некоего миссионера, однако помимо всего прочего, ему не хватало именно сумасбродности: педантичный Звиад не был баламутом. Он осознавал "лоскутную" природу своего государства и видел в этой пестрой мозаике реальную угрозу идее Объединенной Грузии. Изначально он также добивался осознания Общей и Единой Родины со стороны всего картвельского мира и колесил по этому миру вдоль и поперек; скупой на эмоции приморский мегрел восхвалял Кахетию как первый виноградарь. "Кахетия в демографическом отношении, всегда была мононациональным регионом и грузины здесь всегда составляли большинство, - заявил он в 1989 году в кахетинском селе Ахалсопели. - Сегодня у нас серьезная проблема. Поднялись татары, легцы, армяне и осетины. Надо спасать от иноземцев Кахетию - нашу святую землю!". Мог ли Гамсахурдиа тогда предполагать, что спустя считанные годы вынужден будет уже выступать с идеей создания Мегрело-Абхазской республики?
Сегодня нет никаких оснований говорить о наличии серьезных предпосылок в деле смены государственной формации именно как консолидирующего нацию механизма, тем более что понятия - "Царь Всея Грузии" в истории практически не существовало; Ираклий Второй, в период царствования которого был подписан Георгиевский трактат (в августе 1783 года) именовался царем Картли-Кахети. Власть грузинского монарха никогда не играла объединяющей роли, ибо население разных регионов страны присягало на верность разным правителям - царю
В контексте рассматриваемой темы отметим, выступление советника президента Грузии, бывшего премьер-министра и депутата парламента Эстонии
Примечательно, что акцент на 1801 год (равно, как и на Георгиевский трактат) вполне гармонирует с мироощущением самого Михаила Саакашвили; таким образом он сразу убивает как бы нескольких зайцев - подчеркивает масштабность собственных амбиций и преемственность царских традиций, формирует фон избранности благородного грузинского общества (чем, кстати, усугубляется дискриминация в отношении иных - не картвельских кровей - граждан республики), указывает на причину потери независимости - Россия и др. Каждый из обозначенных векторов достоин особого изучения, так как являет собой самодостаточную политику, однако именно вкупе они и образуют "эффект Саакашвили".
Указание на Россию, как на причину потери грузинского престола полностью вкладывается в контекст протекающих в стране процессов; американская стратегия внедрения в регион предполагает дальнейшее ухудшение российско-грузинских отношений, что соответствует настрою и амбициям Михаила Саакашвили. Состоявшаяся 5 июля 2006 года встреча между главами США и Грузии имела одним их своих результатов и последующее заявление