Справка: Михаил Апресян - командир полка "Арцах", координатор "Инициативной группы участников Арцахской (Карабахской -ред) войны"

ИА REGNUM: В Армении активно обсуждается возможность участия армянского миротворческого контингента в операции в Ливане. Какова Ваша оценка данным намерениям?

У Армении уже имеется опыт участия в миротворческих операциях в Косово и в Ираке. Во-первых, мы в той или иной форме решаем вопросы установления мира в данных странах, урегулирования их проблем. Во-вторых, Армения приобретает авторитет, как непосредственно в странах проведения операции, так и на международной арене. Миротворчество позволяет приобрести военно-оперативный опыт, приобщиться к современным методам управления вооруженными силами и координации усилий с вооруженными силами других государств. В армянском обществе сложились определенные позиции в отношении событий и политической ситуации на Балканах и на Ближнем Востоке, которое, возможно, отличается от мнения других государств. Но Армения в этом смысле не оригинальна, поскольку практически все государства, участвующие в данных миротворческих операциях, различаются в своих позициях в международной политике и в отношении определенных проблем региональной безопасности.

Ливан дорог Армении. Эта страна стала родиной для сотен тысяч армян, которые имели возможность жить здесь полноправными гражданами. Оказание помощи Ливану является несомненным долгом Армении и всего армянского народа. У Армении есть все основания принять участие в миротворческих мероприятиях на юге Ливана. При этом, в отличие от Ирака, где находится ограниченный по численности и функциям отряд армянских вооруженных сил, в Ливан Армения могла бы послать более многочисленный воинский контингент.

ИА REGNUM: В какой мере Армения может следовать мандату, придерживаться прав и обязанностей миротворческого контингента в Ливане? Может ли случиться так, что вооруженные силы Армении будут вовлечены во внутриливанскую конфронтацию или будут вынуждены участвовать в разоружении отрядов "Хизбалла"?

Конечно, представляется важным, каков будет мандат миротворческих сил и какие функции будут наложены на контингенты стран-участниц операции. Об этом, например, достаточно конкретно высказался президент Франции Жак Ширак. Но, хотелось бы верить, что будет принято решение о разделении полномочий миротворческих сил и ливанской армии. Внутренние проблемы Ливана должны оставаться делом ливанского правительства и его армии. Рассматривая происходящие события и процессы в Ливане, можно с некоторой уверенностью утверждать, что миротворческие силы будут вовлечены во внутренние дела Ливана минимальным образом, иначе страну ожидает политическая и государственная катастрофа. После Тайфских соглашений 1989 года между общинами Ливана, народ этой страны шаг за шагом строил внутренние политические и общественные отношения, восстанавливал разрушенную экономику и города, сохранял относительную стабильность в надежде на улучшение экономической и социальной ситуации. События лета 2006 года продемонстрировали нежелание внешних сил позволить Ливану вновь стать "Швейцарией" Ближнего Востока, одним из финансово-банковским центров мира, воспользоваться помощью 14 миллионной ливанской диаспоры, сохранить и развивать традицию политических свобод, распространить ливанский "политический оазис" на другие страны региона. Налицо попытка навязать Ливану чуждые ему проблемы без учета нового, но крайне важного обстоятельства - межобщинная конфронтация в Ливане, по существу, ушла в прошлое, поскольку в последнее десятилетие открылась новая политическая и экономическая перспектива. В результате последних событий в Ливане в мире произошло усиление "поляризации" позиций и стратегий различных государств. Если международное сообщество не предпримет энергичных шагов по стабилизации ситуации в Ливане, он станет очагом распространения деструктивных и радикальных настроений по всему региону.

ИА REGNUM: Можно ли считать желание Армении принять участие в миротворческой операции в Ливане ответной реакцией на аналогичные намерения Турции?

Армянские организации в Ливане уже дали справедливую оценку намерениям Турции. Турция, которая длительное время тесно сотрудничает с Израилем, в том числе в военно-политической сфере, вряд ли может стать беспристрастным участником данных миротворческих сил. Турция преследует свои цели на Ближнем Востоке, и в других регионах, которые чрезмерно напоминают экспансионистские задачи Османской империи. Некоторые арабские государства, находясь в конфронтации с другими странами арабского мира, пытаются использовать военное и политическое присутствие Турции в регионе, как средство создания противовесов. Политика Турции на Ближнем Востоке за последние годы, действительно, породила некоторые иллюзии у арабских политиков. На деле, пользуясь сложным международным положением Сирии, Ирака и Ливана, Турция пытается добиться от них максимальных уступок в части своих интересов. И это, несомненно, затронет положение армянских общин в этих странах.

ИА REGNUM: Следовательно, Армения имеет свои интересы на Ближнем Востоке и будет пытаться отстаивать их?

На Ближнем Востоке продолжает сохраняться сложная ситуации, и Армения не может совершать необдуманные шаги. С возникновением карабахского конфликта и с приобретением Арменией независимости, ближневосточный политический ресурс сыграл большую роль в защите армянских интересов. Это только кажется, что арабские государства безучастно наблюдают за событиями в соседних регионах, в том числе на Кавказе. Ведущие арабские государства проводят определенную политику в отношении данных регионов, используя различные международные структуры, общинные и личные связи, не говоря уже о деятельности религиозных организаций. Пока данные государства не позволили политически блокировать Армению, создать некий фронт против нее. Конечно, роль армянских общин имела значение, но арабские государства, несомненно, понимают, что блокирование Армении и ослабление ее позиций никак не соответствует их национальным интересам. Позиции и интересы нашей страны на Ближнем Востоке необходимо последовательно выстраивать, для чего необходимо присутствие Армении в этом регионе. Вместе с тем, приоритетной задачей в случае с Ливаном остается для Армении оказание поддержки в установлении стабильности и безопасности в этой стране, которая является культурно-образовательным центром для армянской диаспоры.

ИА REGNUM: Каким может быть решение правительства Армении по вопросу об отправке миротворцев в Ливан?

Характерно, что инициаторами данного возможного мероприятия стало не правительство Армении, а армянское общество. Наша "Инициативная группа участников Арцахской войны" принимает много телефонных звонков и других корреспонденций с вопросами о возможности Армении принять участие в миротворческом контингенте. Конечно, это не в компетенции нашей организации, но такая общественная активность еще раз говорит о том, что Ливан является очень близкой для нас страной, и мы не можем равнодушно относиться к этим событиям. Данное решение может быть принято только в результате проведенной политической и дипломатической работы, следует хорошо представлять себе всю конструкцию миротворческого мероприятия в Ливане, принять во внимание позицию международного сообщества и ведущих государств, а также мнение правительства самого Ливана. Во всяком случае, уже есть уверенность, что это мероприятие получит поддержку нашего народа.