Обзор СМИ Украины за 25-31 августа

Лето закончилось, украинские СМИ сосредоточены на незакончившихся по сей день отпусках депутатов-нашеукраинцев и прогнозах на будущий парламентский сезон. Эксперты из "Газеты по-украински" прогнозируют возникновение противоречий между президентом и председателем Верховной Рады, радикальные действия Блока Юлии Тимошенко в парламенте и отсутствие страстей вокруг вопросов НАТО и статуса русского языка. Что касается ближайших перспектив президентской партии, то, по мнению Кости Бондаренко, "часть радикалов от "Нашей Украины" отойдет - Николай Катеринчук, Руслан Князевич, Владимир Стретович и другие. Но большинство останется. Оппозиционеры же будут внефракционными. Вряд ли они объединятся с БЮТ, тем более это не предусмотрено регламентом Верховной Рады. Может, образуют какое-то межфракционное объединение. А вне парламента Катеринчук с единомышленниками начнут создавать какую-то новую политическую силу. Будет это партия или широкое общественное движение - покажет осень".

О создании "новой политической силы" вокруг Виктора Ющенко напрямую пишет украинский "Коммерсант". Информацию о ведении переговоров по созданию нового политического движения сообщил корреспонденту "Коммерсанта" источник в блоке "Наша Украина". "Разработкой нового политического проекта занимается предыдущий премьер-министр (Юрий Ехануров), а ее идеологом является Иван Васюнык, заместитель главы секретариата президента. К созданию партии активно подключены Николай Катеринчук, Владимир Стретович и Вячеслав Кириленко, а также ведутся беседы с Юрием Луценко и Виталием Кличко". Авторы "Коммерсанта" дают понять, что в качестве возможного лидера новой партии рассматривается глава МВД Юрий Луценко. В то же время лидер фракции "Наша Украина" Роман Безсмертный на вопрос журналистов, известно ли ему о существовании подобного проекта, ответил: "Мне известна только одна пропрезидентская политическая сила - это "Наша Украина".

Между тем, подписав "Универсал" с принципиальными оппонентами, "Наша Украина" и Виктор Ющенко загнали себя в "рейтинговую яму", - констатирует обозреватель "Главреда". "Однако эта же ситуация, - продолжает он, - вполне может помочь НСНУ очиститься и обновиться перед выборами-2011. Для этого нужно, чтобы наиболее одиозные члены этой партии (Петр Порошенко, Давид Жвания, Александр Третьяков, например) ушли "в тень" и занялись в основном экономическими аспектами функционирования партии, а лицом партии стали бы относительно "чистые" Николай Катеринчук, Борис Соболев, Ксения Ляпина и др. Есть и другой вариант, но он более рискован - когда финансисты партии становятся полностью публичными политиками и не отстаивают в парламенте свои бизнес-интересы. Но на Украине этот вариант фактически невозможен - если человек вступил в партию и финансирует ее ради защиты своих бизнес-интересов, то отказаться от такого "самолоббирования" он уже не может...". Таким образом, речь и здесь идет фактически о создании новой партии.

Пока окружение Ющенко пытается реанимировать его рейтинг, большинство украинских СМИ констатируют заметное сокращение властных полномочий президента Украины, что стало очевидно на первых же заседаниях нового Кабмина. "На "сводном" заседании трех правительственных комитетов, состоявшемся во вторник, 29 августа под руководством первого вице-премьера Николая Азарова принято "историческое" решение. Отныне Кабмин освободил себя от обязанности реагировать на какие-либо поручения президента, основательно сократив, таким образом, властные полномочия главы государства", - пишет "Трибуна". "Виктору Ющенко запретили давать поручения правительству. В то же время, по словам замминистра Кабинета Министров Александра Лавриновича, президенту оставили возможность приостанавливать решения одновременно с обращением в суд. Поводом для этого, по словам чиновника, послужили изменения в Конституции. Очень интересно, что на заседании не присутствовал Виктор Янукович. Премьер, очевидно, намеренно оставил Николая Азарова "провести" конфликтное решение", - полагают авторы "ProUa". А по информации "Деловой столицы" в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, предлагающий лишить президента права назначать судей: "Министр-социалист Николай Рудьковский, который в начале августа предложил изменения в Закон "О судоустройстве Украины"... довольно логично объяснил, что коль скоро Украина стремится в Европу и желает подогнать свою судебную систему под евростандарты, то ей необходимо предоставить внутреннее самоуправление. То есть не Президент должен назначать председателей местных судов и их заместителей (дабы у него не возникало искушения давить на них), а они самостоятельно должны избираться советом всех судей данного суда".

Политологи на сетевом "Форуме" комментируют демарш Кабмина в том духе, что "правительство перенесло в регламент нормы Конституции, вступившие в силу после политреформы. И не более того. Но надо понимать, для чего это сделано и что подтолкнуло к принятию этих изменений во внутреннем документе Кабмина. Последние заявления и указы Президента свидетельствуют о том, что ни он, ни его аппарат так и не разобрались в сути и смысле вступившей в силу политреформы. Или решили делать вид, что они ее "не заметили".... Тот факт, что Ющенко продолжал штамповать указы, в которых раздавались распоряжения отдельным министерствам, свидетельствовал о том, что аппарат президента не понял и не принял смысла вступивших в силу изменений в Конституцию. Потому Кабмину и пришлось внесением изменений в регламент "напомнить" Гаранту Конституции основные положения гарантируемого им документа".

Итак, главная интрига будущего политического сезона - эволюция Виктора Ющенко. "Уже сейчас многие считают Виктора Андреевича аналогом итальянского президента Карло Адзелио Чампи, о котором, за редким исключением, вспоминали лишь во вторую очередь - после премьера Сильвио Берлускони, - пишет "ProUa". - Что, впрочем, не мешало г-ну Чампи играть свою, весьма достойную партию в итальянской политике. Удастся ли сохранить лицо Виктору Ющенко? В минувшем сезоне Президент сдавал свои позиции столь стремительно, что ныне от него другого и не ждут".

И как отмечает тот же "ProUa", сам Виктор Ющенко пока никоим образом не отреагировал на наступление Кабмина, однако издание полагает, что возможны варианты:
- Виктор Ющенко молча проглотит усиление Кабмина и вновь поговорит о необходимости объединения нации;
- станет в оппозицию к подобным действиям Кабмина и попытается частично, за счет выгодных ему трактовок и проведения законодательных актов, нарастить свое влияние. Но, в то же время, Президент не имеет сейчас действенных рычагов влияния, так что вряд ли будет вытягивать шашку, бросаясь под правительственный танк;
- Президент может попытаться сыграть на том, на чем играет сам Кабмин - воспользоваться "дырками" в законодательстве. Далее там речь о том, что Секретариат мог бы при Ющенко играть ту же роль, что Администрация президента при Кучме, т.е стать фактически неформальным органом исполнительной власти.

"Можно, конечно, поспорить о том, что стратегически лучше для Украины: иметь живую собаку или мертвого льва, - заключает "ProUa". - Но факт остается фактом: если Президент в ближайшее время не задумается о том, как усилить свое влияние, к 2007 году он будет черной завистью завидовать английской королеве".

"Сейчас нет системы противовесов, которая была при Кучме, - заявляет автор "Украинской правды", комментируя последнее наступление Кабмина. - Сейчас есть слабый, хоть и принципиальный, президент; авторитарный, но не совсем самостоятельный премьер и пока еще прирученный им парламент. Сейчас нет равнозначных политико-экономических кланов, следящих друг за другом. Сейчас есть только один клан и одна власть. А если донецкие берут власть, то не для того, чтоб ее добровольно отдавать". "Украинская правда" видит главные аргументы усиления донецкого клана в кадровой политике правительства Януковича: "В первую очередь донецкие меняют людей в отраслях, имеющих прямое отношение и влияние на их бизнес: энергетика, транспорт, связь. Хотя не брезгуют и ничем иным. Своих людей пытаются расставить везде". О том же передовица "Инвестгазеты": "...Ситуацию, когда целые отрасли будут управляться выходцами из одной корпорации, вряд ли можно назвать нормальной. Опасность правительства бизнесменов состоит еще и в том, что, кроме отраслевых задач, решать придется и давно устаревшие проблемы - как то реформа социального обеспечения, медицины и бюджета, вступление в ВТО и интеграция в региональные экономические объединения. Здесь, как правило, обычные бизнес-подходы не работают. В то же время именно эти хронические проблемы являются сейчас для Украины одними из наиболее критических. Насколько правительство менеджеров сможет перестроиться с решения ежедневных проблем на глобальные реформы, и будет зависеть его успех. Для этого у нового Кабмина есть все условия - начиная со времени и фактора политики и заканчивая наличием критической массы поддержки в парламенте".