Игорь Мурадян - эксперт по региональным вопросам

В 1978 году, во время печально известных событий в Бейруте, не только в Ереване, но и в Тбилиси и Баку армянское население было взволнованно и негодовало. Были организованны сборища, поступали предложения "сбора денег", но все мы ощущали тогда беспомощность и непонимание того, а в чем же наша задача. Через 10 лет, в 1988 году, несмотря на нелегкое положение в Ливане армянская община, ее политические организации сыграли большую роль в поддержке карабахского движения и самообороны.

Многие десятилетия из Ливана приходили в Армению идеи, что стало важным фактором формирования национального самосознания. В дальнейшем, отношения армян с различными общинами Ливана сыграли большую роль в создании определенного имиджа Армении в арабском и исламском мире. Это стало возможным, благодаря созданной за несколько десятилетий в Ливане разнообразной национальной инфраструктуры, позволившей армянской общине жить в этой стране полноценной национальной жизнью. У многих армян-выходцев из Ливана, проживающих сейчас в Северной Америке и Европе, понятие "историческая родина" ассоциируется не только с Арменией, но и с Ливаном. И в Ливане армяне испытывают много проблем, но эти проблемы чаще всего менее значимы, чем проблемы других общин страны. Ливан - страна, где армянский народ не только получил возможность достойно проживать, сохраняя все элементы своей культуры, но и участвовать в политической жизни, отстаивая свои интересы. Поползновения некоторых ливанских политиков, направленные против интересов армянской общины, никогда не имели основания, а неизменно возникали, как инициативы турецких спецслужб. Никогда эти попытки не находили поддержки в ливанском обществе. Совсем недавно Господь Бог призвал к себе политика, который кичился своей демократичностью и пытался внести раскол в армянскую общину.

Последние события в Ливане продемонстрировали, что эта беззащитная страна стала жертвой международного заговора, с целью лишить страну перспективы экономического и демократического развития, не допустить прецедента трансформации политического радикализма в прочно укрепившуюся парламентскую демократию, а также - возникновение в Восточном Средиземноморье современного гражданского общества и передовой экономической модели. Нефтяные реалии, также, сыграли свою роль, поскольку, как бы это ни представлялось парадоксальным наиболее приемлемым, подконтрольным и деполитизированным маршрутом транспортировки иракской нефти в западном направлении являются ни Турция, ни Персидский залив, ни иорданский порт Акаба, а Сирия - Ливан. Это направление должно стать наиболее безопасным и подконтрольным. Оно имеет стратегическую значимость, если иметь в виду, что в ближайшие 30 - 40 лет предстоит обеспечить безопасный транзит до 18,5 млрд. тонн экспортной нефти Ирака, что дало бы возможность в более спокойном режиме управлять мировыми ценами на нефть и вообще мировой политикой. Чрезмерная концентрация транзитных ресурсов нефти в Джейхане, с учетом потока иракской нефти, не может быть приемлемым с точки зрения задач диверсификации коммуникаций. Гораздо более приемлемыми являются порты Сирии и Ливана - Латакия, Триполи, Сайда.

Агрессия против Ливана не привела и не могла привести к достижению целей. Данные события не завершены, а всего лишь наступила пауза. Тем более, что помимо нефтяной генеральной цели, имеет место "суннитский заговор" против шиитского альянса, который, будучи все еще, скорее, виртуальным настораживает правителей многих государств в регионе. Немаловажным представляется "угроза", которая исходит для этих же правителей, если Сирии, Ливану и Палестинскому государству удастся переиграть и Дальний Запад и Ближний Восток и стать интегрированными в современный мир. Восточный берег Средиземного моря - это "подзабытый приют европейской стереотипности" и этим он и опасен, а не наличием "Хизбаллы", которая, прежде всего, является ливанской национально-освободительной организацией, а затем уже "Партией Бога".

В армянском обществе и политической литературе неоднократно заявлялось и отмечалось, что Ближний Восток представляет большую важность для Армении, и она должна проводить в этом регионе более широкую политику. Многие возможные направления политики Армении на Ближнем Востоке хорошо разработаны, и если МИД Армении не заинтересован в осуществлении данной политики, то это всего лишь отражает корпоративные интересы данного ведомства. Между тем, Армения, при ее скромных возможностях могла бы стать из стран Восточной Европы третьей - четвертой по уровню политического и экономического присутствия. К сожалению, общий настрой армянского общества привел к "паузе" в части национальных амбиций. Следует вспомнить, насколько неприемлемо было для многих политических и общественных групп в Армении участие небольшого отряда вооруженных сил в Ираке. Но очень скоро, этот опыт был признан позитивным не только в Армении, но и в ряде заинтересованных государств Ближнего Востока. В настоящее время Армения имеет все основания участвовать в миротворческих усилиях в Ливане. Вооруженные силы Армении обладают всем необходимым форматом для участия в такой акции. (Только 5 из 16 арабских государств превосходят Армению по масштабам Вооруженных сил). Участие Армении в миротворческих силах в Ливане стало бы важным противоборствующим фактором в игре, которую пытаются вести Израиль и Турция, всячески настаивающие на участии турецких войск в данных мероприятиях в Ливане.

Анализ реакций и позиций Западных и арабских государств к возможности участия Турции еще более убеждает в том, что Ливан стремятся обречь не только на развал, но и на полную формализацию существования данного государства, превращение его в израильский протекторат. В условиях, когда турецко-американские отношения продолжают переживать глубокий кризис, Турция стремиться изменить ситуацию, чтобы занимать более предпочтительные позиции на международной арене. Турции необходимо создать прецедент утверждения своего военного присутствия в арабском мире на институциональной основе. Это позволит одновременно укрепить отношения с арабскими государствами, выдвинуть свои претензии в Северном Ираке, еще более изолировать Сирию и одновременно обеспечить новую динамику в отношениях с Израилем.
Почему в данной ситуации, Армения должна основаться не у дел? Почему в армянском обществе продолжают целенаправленно укреплять комплекс малого народа? Армения способна отправить в Ливан от двух до трех тысяч военнослужащих. В современном мире найдутся партнеры и те, кто может способствовать данным задачам Армении. Миротворцы не имеют никакого отношения к внутренним делам Ливана, тем более к задачам в отношении "Хизбаллы". В мире насчитывается не менее 550 тысяч армян, родиной которых является Ливан. Обязанностью Армении является защита родины этих наших соплеменников.