Вице-президент управляющей компании "Морской фасад" Лев Пукшанский дал интервью корреспонденту ИА REGNUM в связи с произошедшими в последнее время структурными изменениями, связанными с развитием проекта "Морской фасад".

ИА REGNUM: В проекте "Морской фасад" в последнее время происходят различные структурные изменения. С чем они связаны?

По самому проекту строительства никаких изменений нет. Все работы идут в полном соответствии с графиками. Но недавно на заседании правительства Санкт-Петербурга было принято решение о передаче статуса стратегического инвестора от ООО "ПСА Перспектива" ЗАО "Терра Нова". Это связано с тем, что последняя компания, созданная в структуре группы компаний, реализующих проект "Морской фасад", выиграла конкурс на право комплексного освоения земельного участка 476 га западнее Васильевского острова и стала одной из сторон по договору аренды земельного участка. Именно ЗАО "Терра Нова" займется комплексным освоением участка в рамках проектов строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове и освоения западной части Васильевского острова. А ООО "ПСА Перспектива" занимается лишь архитектурными разработками.

ИА REGNUM: Но до этого было принято еще одно решение - о постепенном выкупе городской администрацией будущего морского пассажирского вокзала и о выпуске облигаций...

Давайте начнем с первоистоков. Городу нужен новый современный, отвечающий всем стандартам пассажирский порт. Город нашел инвестора, который готов на свой страх и риск этот порт создать. При этом порт является стратегически важным для города объектом транспортной инфраструктуры. Город хочет иметь его в своей собственности и таким образом контролировать. Мы как инвестор готовы на такие правила игры.

ИА REGNUM: Почему?

При создании любого объекта есть стадия строительства и девелопмента, а есть стадия эксплуатации уже готового объекта. Зачастую инвесторы на каждой из этих стадий разные. Кто-то берет на себя риски по созданию, а кто-то покупает уже готовый продукт. Также и в нашем случае. При этом мы получаем гарантированного покупателя в лице города и снимаем риски выхода из инвестиций. В свою очередь город не несет строительных рисков, а получает уже готовый объект. Город, и никто другой, будет контролировать последующую эксплуатацию порта. Таким образом, кстати, становятся совсем смешными и необоснованными предположения о том, что кто-то захочет в результате перепрофилировать создаваемый пассажирский порт в грузовой.

ИА REGNUM: Но некоторые наблюдатели утверждают, что планируемый выпуск облигаций как раз уменьшит риски управляющей компании при создании объекта - мол, при наличии облигаций проще брать банковские кредиты...

Здесь налицо полнейшая путаница. Конечно, имея гарантированного покупателя в лице администрации Санкт-Петербурга проще как самим решаться на инвестиции, так и вести переговоры с банками о привлечении кредитов на строительство. С другой стороны, облигации будут выпускаться на каждую из очередей порта тогда, когда каждая из этих очередей будет уже построена и запущена в эксплуатацию. Эти два процесса разнесены во времени - таким образом, ни о каком гарантировании облигациями банковских кредитов речь идти не может. Кроме того, я в принципе не понимаю, как одними долговыми обязательствами, можно гарантировать другие. Это финансовый абсурд.

ИА REGNUM: А какова мировая практика? Ведь облигации часто выпускают для финансирования нового строительства, только не всегда потом гасят.

Существуют различные механизмы. Зачастую в мире действительно компании и правительства выпускают облигации для привлечения финансирования масштабных инфраструктурных проектов. Но это не наш случай. В нашем случае инвестор вкладывает в строительство свои и заемные банковские деньги на свой страх и риск, а облигации выпускаются в тот момент, когда объекты уже готовы. Таким образом, выпуск облигаций и последующая их конвертация в акции является механизмом не финансирования проекта, а выкупа городом уже готовых активов.

ИА REGNUM: Почему нельзя было сразу выкупить акции?

Проект строится по частям. Городская администрация хочет контролировать процесс по каждой из очередей сразу с момента ввода в эксплуатацию. При этом город не хочет оказаться в ситуации, когда сделана, например, только первая очередь, она выкуплена, а дальше строительство не пошло. Поэтому до момента окончания создания всего порта, администрация хочет, чтобы инвестор являлся его должником и лишь когда весь порт сдан, город готов перевести долговые обязательства инвестора (облигации) в свою собственность на порт (акции). Мы такую позицию города понимаем и готовы ее принять.

Напомним, общая площадь новой намытой территории в Санкт-Петербурге составит 476,9 га. Здесь будет построен морской пассажирский терминал, новый общественно-деловой центр Санкт-Петербурга, жилые кварталы. Проект взаимоувязан с планами по строительству Западного скоростного диаметра. Напомним также, что решение начать работы по реализации проекта строительства паромно-пассажирского комплекса за счет расширения территории Васильевского острова было принято городскими властями Санкт-Петербурга в начале 2004 года. Объем инвестиций в проект Министерство транспорта РФ оценивает в 1 млрд. долларов, а с учетом капитальных вложений в недвижимость на новой намытой территории - в 2 млрд. долларов.