В Национальном музее Башкирии ожидают проверки в связи с кражами экспонатов в Эрмитаже. Однако руководство музея готово встретить ревизоров во всеоружии. Недавно в учреждении установили новую сигнализацию. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказала в интервью заместитель гендиректора по науке Любовь Чишкова.

ИА REGNUM: Намерены ли вы усиливать охрану вашего фондохранилища?

У нас нет фондохранилища, его строительство только начинается. По большей части наши экспонаты хранятся в экспозиционных залах. Но даже во временных хранилищах они достаточно серьезно защищены. У нас 3 рубежа обороны, как в Третьяковской галерее. Недавно мы установили новую электронную охранную систему. И все же, мы чрезвычайно нуждаемся в музейных смотрителях. Эти старушки, они не просто ходят по залам, они охраняют фонды.

ИА REGNUM: Каким образом обеспечивается безопасность фондов в музее, помимо электроники?

Сохранность экспонатов зависит не только от хорошей охраны, но и от честности сотрудников музея. Можно 10 решеток поставить, 20 замков, но если совести у человека нет, ничего не поделаешь. Есть люди алчные. К тому же сотрудники музеев имеют небольшую зарплату и зачастую люди нищие. И сидя на богатствах, есть большое искушение что-нибудь продать. Наша зарплата по Министерству культуры самая низкая. Научный сотрудник с высшим образованием получает около 3 тысяч рублей. Но это не говорит о том, что сотрудники музея склонны к наживе. Наоборот, здесь работают в основном честные люди.

ИА REGNUM: В чем особенность коллектива музея?

У нас высокая текучесть кадров. Если человек не находит себя в музейном деле он, как правило, не задерживается, а если уж остается, то работает в здесь всю жизнь. Помимо материально заинтересованности, видимо, есть у наших сотрудников интерес. Я, например, работаю здесь уже 31 год. И таким "долгожителям" я могу доверить и золото, и бриллианты. Но современная молодежь хочет заработать и не желает жить на нищенскую зарплату. А вообще, коллектив у нас дружный. За короткое время открыли 34 зала. Экспонаты все были разложены на полу, и ничего не пропало.

ИА REGNUM: Были ли случаи пропажи экспонатов или подмены их в вашем музее?

Нас не минула сия участь. В свое время у нас был сотрудник нумизматического отдела, который подделал коллекцию монет, подменив порядка 30 штук. После того как мы это выявили и подали в суд, материальный ущерб музею был возмещен.

ИА REGNUM: Какие экспонаты для вас наиболее дороги?

У нас есть знаменитая чернильница 13 века из сплава металлов. В мире таких всего четыре: одна в Британии и две в Эрмитаже. Предположительно она потеряна средневековым писцом. Ведь по территории Башкирии тоже проходил Великий шелковый путь. Могу отметить метеорит, упавший в уфимском районе в 1946 году "Красный ключ". Есть уникальные находки, говорящие в том, что Уфе гораздо более 450 лет. У нас хранятся клады, найденные на территории города, гумаровские олени, которые постарше будут знаменитых филипповских. Есть несколько кораллов со дна Пермского моря которым была когда-то территория Башкирии и коллекция монет из 15 тысяч экземпляров.

ИА REGNUM: Чем пополняются фонды музея в последнее время?

Сейчас поступает много палеонтологического материала: зубы и бивни мамонтов. Но встречаются и редкие археологические находки. К примеру, в 2005 году нашли сарматский нож в поле.

Справка ИА REGNUM:

Национальный музей Башкирии насчитывает около 130 тысяч единиц хранения основного фонда и около 75 тысяч научно-вспомогательных экспонатов, в основном связанных с истории Башкирии. Ежегодно фонд музея пополняется примерно на 2 тысячи предметов и находок. 50% коллекции музея утрачено в годы войны.