21 июля в Москве прошло заседание Государственного совета "О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов", с основным докладом на котором выступил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин - глава соответствующей рабочей группы Госсовета. Выступая на этом заседании, президент России Владимир Путин подчеркнул особую значимость данной проблематики для дальнейшего развития страны. "На территории страны не должно быть отсталых провинций и "медвежьих углов", живущих отдельно от планов всей России и тенденций развития современного мира. И потому консолидация наших усилий на стратегических, "прорывных" направлениях должна стать ядром обновленной региональной политики нашей страны", - заявил он. "Формирование планов и программ вполне совместимо с рыночными условиями хозяйствования. И вы знаете, что практически все развитые экономики и крупнейшие бизнес-корпорации вырабатывают такие стратегии развития в рыночных условиях", - обратился он к своим слушателям. Президент отметил также насущную необходимость комплексного стратегического планирования развития отдельных территорий во взаимосвязи со стратегическими планами развития страны в целом.

Что несет России обновление подходов к формированию региональной политики, ИА REGNUM рассказал член рабочей группы Государственного совета директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ Юрий Перелыгин.

ИА REGNUM: Юрий Александрович, давайте начнем с простого, но фундаментального вопроса: что такое региональная политика, и для чего она нужна нашему государству?

В данном случае политика - это способ управления страной в условия, когда есть много субъектов власти. Когда субъект власти один, никакая политика не нужна. Необходимость в ней появляется, когда есть много лиц и структур, принимающих решения и образующих то самое политическое поле, в котором создаются политические альянсы, ищутся компромиссы и т.п. У нас, в России, структур, принимающих решения, много - это и государство, и бизнес, и общественные структуры, и суд, и пресса как четвертая ветвь власти, и так далее. Учитывая большое разнообразие субъектов Российской Федерации, их пространства, различный уровень хозяйственного развития, это означает, что для управления страной требуется региональная политика.

ИА REGNUM: А на сегодня в России региональная политика есть?

Я думаю, да. В этом смысле я не согласен с тезисом Александра Геннадьевича Хлопонина о том, что у нас региональной политики нет. С моей точки зрения, то, что показывает сейчас аналитика, - прежде всего рост диспропорций развития субъектов федерации, несмотря на усилия по выравниванию, это и есть результат осуществления экономическим блоком правительства определенного вида региональной политики. Эта политика основана на принципах либерализма и экономической свободы. Предполагается, что не надо мешать агентам рынка, не надо препятствовать прохождению сигналов между ними, и это обеспечит наибольшие темпы развития и наибольшее благосостояние страны. Эти тезисы сформулировал еще Адам Смит, который в своем знаменитом труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" писал, что государство в рыночных условиях должно осуществлять всего три функции - обеспечить защиту предпринимателей от самих себя, т.е. установить равенство между ними вне зависимости от того, крупные они или мелкие, обеспечить защиту тех же предпринимателей от внешнего воздействия, чтобы сигналы, приходящие извне, не нарушали условия конкуренции (например массовый приток импорта товаров народного потребления практически свел на нет нашу легкую промышленность и т.п.), и, самое сложное для государства, - оно должно обеспечить специфическую защиту тех или иных категорий граждан. Эта линия свободы и либерализма в духе Адама Смита сейчас у нас и превалирует.

ИА REGNUM: Означает ли то, что на Госсовете заговорили о необходимости изменения региональной политики, что российское государство намерено отказаться от принципов свободы и либерализма?

Все не так просто. Принципы Адама Смита реализуются в странах свободного рынка и демократии уже двести лет, опыт накоплен достаточный, чтобы оценить, хорошо ли мы их соблюдаем. Возможно ли осуществление его второго требования к государству в условиях глобализации и ожидающегося вступления России во Всемирную торговую организацию, когда внешний рынок существенно влияет на то, как ведется хозяйство в Российской Федерации?

В третьем приложении к докладу Хлопонина на заседании Госсовета собраны все инвестиционные проекты крупных корпораций на 400 с лишним миллиардов долларов. 67-68% из них - сырьевые. Инфраструктура транспорта, которая нам так необходима - 3-4%. Инновационных проектов - только около 20%, причем я беру машиностроение и электроэнергетику, где можно рассчитывать на какие-то инновации...

Если уж мы так бросились в рынок и сразу начали применять либеральные инструменты к нашей реальности, то не надо ли посмотреть, как на это реагирует реальность? И если она реагирует не так, как ожидалось, может быть, нужно чуть-чуть подкорректировать либеральные методы? Мы не собираемся возрождать госплановские методы управления хозяйством. Как только появилось большое количество самостоятельных хозяйствующих субъектов и лиц, принимающих решения, управлять всем директивными методами сверху стало просто невозможно. Но это не значит, что нужно отказаться от планов стратегического развития. К стратегическому планированию пришли и развитые страны, когда осознали, что изменения окружающего мира происходят слишком быстро, настолько, что управленческий ум не успевает этого осознать, а значит - растет зона неопределенности. Советский Союз в этом отношении опередил всех; другой вопрос, во что трансформировалось стратегическое планирование у нас в условиях закручивания гаек и сосредоточения власти в руках одного человека. Но сам принцип управления в условиях неопределенности остался незыблемым - нужно пытаться увидеть и предсказать будущее, и ориентироваться на разработанные таким образом индикаторы. Такое индикативное планирование абсолютно необходимо.

Мы должны определять ориентиры и обозначать долгосрочные приоритеты Российской Федерации. Если мы говорим, что нам важен Дальний Восток, и мы понимаем, что в ближайшие десятилетия там будет располагаться мировой центр развития и потребления ресурсов, значит Россия должна как-то отвечать на это. В этом - суть стратегического планирования. Если Российская Федерация объявит, что ближайшие 15-20 лет будет методично вкладываться в эти территории - в инфраструктуру, в развитие современных технологий, в условия жизни людей, в обустройство границы, представляете, как будут счастливы хозяйствующие субъекты? Они постоянно пытаются предугадать, что намерен сделать и что сделает в следующий момент их главный партнер и самый крупный пока, игрок на рынке - государство. Зная его намерения, можно по отношению к ним строить и свои планы.

На заседании Госсовета проявилась общая позиция субъектов Федерации - все они жаловались, что им трудно за Российскую Федерацию представить ее предстоящие действия. Им трудно, но они стараются, разрабатывают собственные стратегии развития и, кстати, их опыт очень обогащает и нас.

ИА REGNUM: В соответствии с новой региональной политикой, государство, оставаясь самым крупным и сильным игроком на рынке, просто начнет играть по правилам, как и все остальные игроки?

Да, от государства требуется долгосрочность приоритетов и предсказуемость. Иначе получается так: только бизнес приспособился к одним условиям, государство - раз! - и поменяло правила.

ИА REGNUM: А наше государство может быть предсказуемым?

Конечно!

ИА REGNUM: Что же мешало ему раньше быть таким?

20 июня на заседании Совета безопасности президент говорил об этом. Мы 10-15 лет переживали режим трансформации - латали дыры и занимались выживанием. Когда дом горит, сначала надо тушить, а потом думать о том, поменять дырявую крышу или нет. Бастовали шахтеры, мы думали о том, как отдать долги Парижскому клубу, как не допустить потери территории... Это было совсем недавно. Вспыхивало то здесь, то там, и государство было просто неспособно задуматься о стратегии, в том числе и региональной. Сейчас, когда ситуация в стране стабилизировалась и денег у государства много, настал момент, когда это стало возможно. И я думаю, что государство просто обречено выработать долгосрочные правила игры, чтобы обеспечить все по Адаму Смиту - чтобы бизнесмены не занимались "рейдерством" по отношению друг к другу, чтобы мощные иностранные банки не пришли на нашу территорию и не удушили наш зарождающийся финансовый рынок и т.д.

Это ли не либерализм?! Я считаю, что институциональные реформы, ориентированные на выработку правил и процедур, должны быть чувствительны к материалу. Нельзя везде единообразно применять одни и те же методы, особенно в условиях нашей страны...

ИА REGNUM: Дьявол, как известно, в деталях. Каким образом государство будет выполнять ту свою новую функцию определения и поддержания приоритетов, о которой вы говорите?

Таких способов управления много. Пока государство в совершенстве освоило только один из них - бюджет. Федеральное правительство и министерства, в том числе наше, пытаются наладить систему бюджетирования, ориентированного на результат. Это второй инструмент - стратегическое планирование, совмещенное с бюджетированием. Очень помогает оптимизировать затраты. Сейчас осваивается третий инструмент - проектное управление. Национальные проекты - только начало. Думаю, что на этом дело не закончится. Опыт такого управления имел еще Советский Союз - вспомните атомный и космический проекты, которые очень сильно продвинули практически все народное хозяйство. Внедрены и так называемые "умные" инструменты инвестиционного развития - особые экономические зоны и Инвестфонд.

Государство начало осваивать целую палитру новых инструментов управления, и стратегическое планирование - один из них. И если все эти инструменты будут успешно внедрены, я думаю, у нас и региональная политика будет более грамотная.

ИА REGNUM: Во времена СССР самым главным инструментов государственного стратегического планирования был пятилетний план. Что теперь будет выполнять такую функцию?

Единого плана, в котором все сводилось бы, не будет. Но долгосрочные инструменты начинают осваиваться. Сейчас мы перешли к средним срокам бюджетного процесса. Для того, чтобы застолбить бюджетные цифры на три года вперед, нужно пройти огромное количество разработок, согласований, притирок и т.п. То, что это удается сделать, весьма показательно. А некоторые федеральные целевые программы имеют и более длительные сроки исполнения. А дальше начинается разделение по предметам ведения различных уровней власти. Огромная часть процесса уйдет с федерального уровня в субъекты федерации и в муниципальные образования.

ИА REGNUM: То есть вместо единого плана мы получаем пирамиду стратегического планирования?

Я бы сказал - матрешку, в которой управляющие системы объемлют управляемые. Эта матрешка доходит вплоть до муниципальных образований. Это помимо всего остального богатства рыночных отношений.

ИА REGNUM: Но каждый элемент этой матрешки по-своему видит свои интересы и выстраивает приоритеты. Одна из наших нынешних проблем - отсутствие коммуникации между ними и несогласованность.

Мы сделали первый шаг - подготовили концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Теперь мы опустились на уровень вниз и работаем с субъектами. Субъекты, глядя на то, что мы предложили на федеральном уровне, могут как-то к этому отнестись и предложить что-то свое. Следующий шаг - мы опять вернемся на верхний уровень, сведем воедино лучшее из предложенного, и родится еще один документ, который вобрал в себя богатство сделанного субъектами Федерации. Мы на первом шаге обозначили места, функции, элементы, их наполнение конкретными проектами предлагают сами субъекты. И то же самое делают субъекты, работая со своими территориями. Я стремлюсь к тому, чтобы у государства появилась именно такая система стратегического планирования, и чтобы она пронизывала бы государственную машину. Мы должны разговаривать друг с другом - это касается не только иерархических уровней власти, но и по горизонтали - муниципалитеты с муниципалитетами, субъекты с субъектами, округа с округами...

ИА REGNUM: Но ведь разработанная Минрегионом концепция никак официально не закреплена, она не принята на государственном уровне, и субъекты в своем стратегическом планировании могут с ней соотноситься, а могут и не соотноситься...

Конечно. Но, с моей точки зрения окончательно закрепить законом, постановлением правительства или указом президента можно только то, что докажет свою жизненность. Если бы разработали концепцию, обсудили ее на правительстве, распространили в регионах, а после этого на региональном уровне ее проигнорировали бы - что тогда было бы? Скорее всего, этот процесс заглох бы, и Госсовета бы не было, и мы бы с вами не разговаривали. А раз не проигнорировали, раз занимаются разработкой своих стратегических документов, значит нам удалось нащупать некий тренд жизни, и его нужно поддержать.

Еще года полтора назад представить себе, что будет Госсовет по теме регионального развития, было невозможно. Так же как невозможно было представить себе, что Алексей Леонидович Кудрин примет принцип поляризованного развития. А сейчас Министерством финансов уже обновлена методика распределения дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; теперь у сильных не будут отнимать стимул, не будут урезать у них федеральное финансирование несмотря на то, что они увеличили долю собственных доходов. И если бы всего этого не происходило, можно было бы сказать, что мы делаем что-то не то, но поскольку это происходит, значит - "правильной дорогой идете, товарищи...".

ИА REGNUM: Каким темпом будет происходить этот процесс? Александр Хлопонин в своем докладе заявил, что рабочая группа Госсовета готова написать Закон "Об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации" уже к концу этого года.

Закон действительно очень нужен. Стратегическим планированием разные субъекты власти, так или иначе, на разных уровнях занимаются уже лет десять; то, что уже сложилось, нужно закрепить, сделать нормой и в этом - шанс ее долгожительства. Но разработка такого закона очень сложна. Мы убедились в этом, порядком повозившись с ним. Лично я пошел бы по такому пути - сначала принял бы уже внесенный в Госдуму проект Закона "Об основах регулирования регионального развития", который прошел уже два чтения и все круги согласования. Он был подготовлен еще в 2001 году, но мы внесли в него некоторые поправки и актуализировали его. В нем вводится понятийный аппарат, и закрепляются инструменты региональной политики в виде разработок стратегического характера - программ регионального развития и так далее, вводятся процедуры и ответственность тех или иных органов власти за подготовку такого рода документов. Этот закон рамочный. Что касается закона подробного, емкого, то, мне кажется, у нас еще недостаточно практики стратегического планирования, чтобы его написать. Я бы подождал еще лет пять - шесть, обобщил бы практику, посмотрел бы, как начинают реализовываться стратегические планы, как начинают работать инструменты. Тогда станет понятно, какие именно нормы надо закрепить надолго. Хотелось бы, чтобы наши законы жили как Конституция Соединенных Штатов - лет по двести с лишним.