ИА REGNUM: Г-н Торосян, недавно состоялся внеочередной съезд Республиканской партии Армении (РПА). Какие можно сделать выводы, какие ожидать развития, и завершился ли процесс пополнения рядов РПА?

Думаю, во время съезда всем стало понятно, что делать экстраординарные выводы не стоит. Что касается пополнения рядов партии, то для любой партии процесс этот является продолжительным. Если найдутся люди, которые пожелают вступить в партию, то, естественно, процесс пополнения продолжится.

ИА REGNUM: По Вашим прогнозам, сколько процентов наберет на предстоящих в 2007 году парламентских выборах Республиканская партия?

Считаю, что делать сегодня прогнозы относительно выборов не стоит. Вообще, я удивляюсь некоторым людям, которые уже сейчас начинают делить парламентские кресла. Наш подход сформулирован совершенно четко. Мы неоднократно его оглашали - в ходе выборов мы стараемся не только сохранить наши позиции, но и укрепить их настолько, насколько это будет возможным. Можно заметить, что оценки Сержа Саркисяна (министр обороны, недавно также избранный на пост главы Совета РПА - ред.) также укладываются в рамках этой формулы.

ИА REGNUM: Тем не менее, каковым будет расклад сил в новом парламенте?

Самое главное, чтобы выборы соответствовали международным стандартам. Для нас не важно, кто кроме нас займет места в парламенте. Мы будем следовать той формуле, о которой я говорил. РПА готова сотрудничать со всеми политическими силами, которые придут в парламент после выборов 2007 года, как по отдельным вопросам, так и по более широкому спектру. Какой будет картина в целом - решит народ.

Скажу только, что не все прогнозы специалистов по Армении превращаются в реальность - оно и понятно, поскольку наблюдается серьезный недостаток опыта и знаний для осуществления подобных исследований. Что же касается прогнозов политических деятелей, то, на самом деле, это не прогнозы, а гадание или выражение собственных желаний.

ИА REGNUM: Рассматривает ли Республиканская партия возможность выступления на предстоящих выборах в союзе с какой-либо иной политической силой? Обсуждается ли подобный вариант?

Подобный вариант пока что не обсуждается. Любая партия всегда должна быть готова идти на выборы самостоятельно. Однако, если процессы будут развиваться по такому сценарию, при котором будет более целесообразно войти с какой-либо политической силой в предвыборный блок, то, естественно, этот вопрос будет обсужден. Еще раз хочу подчеркнуть, пока подобный вопроса на повестке партии не стоит.

ИА REGNUM: Если Республиканская партия решит все поставленные задачи, добьется запланированных результатов, кого она выдвинет в качестве кандидата на президентских выборах 2008 года?

Говорить о президентских выборах, думаю, будет правильно после парламентских выборов.

ИА REGNUM: Многие политические деятели не исключают кандидатуру министра обороны Сержа Саркисяна...

Знаю. Я знаком также с его ответом по этому поводу.

ИА REGNUM: Вы считаете возможным его выдвижение?

Уверен, что после парламентских выборов Республиканская партия обязательно обсудит этот вопрос и выразит свою позицию.

ИА REGNUM: Г-н Торосян, насколько эффективной Вы считаете Южно-кавказскую парламентскую инициативу, что может данная структура дать Армении? Есть мнение, что подобные инициативы изначально обречены на провал...

Сначала следует понять цель самой инициативы. А она, я считаю, положительная и важная - это налаживание контактов между представителями парламентов трех стран Южного Кавказа. Это, действительно, очень важно. Подобные встречи и контакты могут в дальнейшем растопить лед в отношениях между странами. Конечно, ожидать сегодня серьезных результатов от подобных встреч бессмысленно. В основном, по одной причине - азербайджанцы стеснены официальной позицией Баку, которая сводится к следующему: отношения, сотрудничество в какой-либо сфере, по любому вопросу с Арменией, в том числе на межпарламентской плоскости возможно лишь после урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Наша позиция диаметрально противоположна этой. Думаю, любой разумный человек предпочтет позицию Армении именно в силу ее консруктивизма.

Но, такова реальность. К сожалению, международное сообщество, которое особенно в последний период очень много говорит о конфликтах и о необходимости скорейшего урегулирования карабахского вопроса, не желает видеть те основные причины, которые препятсвуют этому. А самой главной из них, по-моему, является углубление пропаганды войны и ненависти в Азербайджане. Независимо от того, у кого какие желания, кто-то считает 2006 год окном или дверью, кто-то считает 2007 или 2008 годы - предвыборным периодом - независимо от всего этого, пока пропаганда в Азербайджане будет продолжаться, ожидать какого-либо решения невозможно. Сегодня очевидно, что урегулирование вопроса возможно лишь посредством применения принципа права народов на самоопределение. Но президент Азербайджана Ильхам Алиев, думаю, не готов к решению вопроса в рамках применения этого принципа, несмотря на то, что за закрытыми дверьми он не отрицает, что, действительно, именно этот принцип ему видится как единственный вариант решения. Следовательно, что получается - если президент Азербайджана не готов к решению вопроса на этой основе, значит, он должен сделать что-то другое, а именно, готовить свой народ не к решению конфликта, а просто врать, делая громкие заявления, создавая видимость, что решение возможно лишь с помощью оружия. Должен сказать, что и это невозможно - однажды в этом убедились все, в том числе и азербайджанцы. Не думаю, что имеет смысл убеждаться в этом в очередной раз. Тем не менее, и Армения, и Нагорно-Карабахская Республика не имеют ни малейшего желания доказывать, куда ведет путь конфронтации и войны.

ИА REGNUM: Переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской Группы ОБСЕ, кажется, провалились. Возможно ли перенесение этого вопроса в иной формат, в частности, в парламентские структуры, к примеру, в Парламентскую Ассамблею НАТО или ПА ОБСЕ?

Абсолютно невозможно. Особенно, если учитывать, что некоторые парламентские структуры носят формальный характер, они не являются настоящими парламентскими структурами. Если изучить их устав, стиль работы, механизмы, то вы увидите, что это не парламентские структуры. Это место, где люди просто собираются, встречаются, представляют какие-то доклады, озвучивают мнения и этим все завершается. Эти встречи не имеют никакого практического последствия. Это с одной стороны. С другой стороны, для решения подобных сложных вопросов необходим серьезный опыт, знания и представления. Есть много людей, которым, кажется, что конфликты на самом деле очень просты и их очень легко решить. Однако многим из них представляется случай убедиться, что в действительности это сложная задача. Я уверен, что у серьезных парламентских структур не возникнет искушения, поскольку они должны понимать, что урегулирование конфликтов - это долгий процесс и в таких структурах очень трудно вести такие процессы, так как члены этих организаций обычно меняются достаточно часто.

Что касается "провала" переговоров по Карабаху в рамках МГ ОБСЕ, то, честно говоря, я бы не стал оценивать сегодняшнюю ситуацию подобным образом. Нынешняя ситуация абсолютно ничем не отличается от хотя бы прошлогодней ситуации. Принципы известны и сформулированы, в том числе и принцип уважения права на самоопределение. Единственное отличие от прошлогодней ситуации - год назад никто не говорил о принципах, сегодня они известны и обсуждаются общественностью. До того, как стали известны некоторые принципы по переговорам, все проходило за закрытыми дверями, Ильхам Алиев и Эльмар Мамедъяров не считали нужным их отрицать. А сегодня, когда об этом проинформированы многие, они пытаются отрицать эти принципы или некоторые из них. Вот в чем разница.

Уверен сегодня настолько, насколько был уверен в прошлом году, что когда придет время и возникнет необходимость полного опубликования этих принципов и обозначения формулировки документа, азербайджанцы пойдут на попятную. Это наблюдалось не единожды. Азербайджанцы всегда проявляют двуличную политику - поведение, которое наблюдается за закрытыми дверями, когда их никого не видит и особенно из их общества, и поведение, которое вне этих комнат и под взором других. Эти два поведения очень часто кардинально различаются друг от друга.

ИА REGNUM: Могут ли нашедшие место в предложениях сопредседателей принципы по возвращению Азербайджану территорий, являющихся в настоящее время поясом безопасности вокруг Нагорного Карабаха, поднять в Армении массовую волну протеста? Не приведет ли это к серьезным недовольствам?

Пока документ не имеет целостной формулировки, естественно, нет конечной формы и размера компромисса. Говорить о чем-то, что не имеет конечной формы - бессмысленно. Теоретически, недовольство может возникнуть от целостного решения вопроса. Практически, думаю, никто не сомневается в том, что компромисс в решении конфликта должен быть сделан обязательно, но каким он будет, в каких размерах - это другой вопрос. Главное сегодня в следующем - впервые право народов на самоопределение признано в качестве принципа для урегулирования конфликта. Это становится неопровержимым фактом и зафиксировано в нескольких документах. Применение этого принципа приведет к признанию независимости Нагорно-Карабахской Республики. Так что вопрос территорий непосредственно связан с этим обстоятельством.

Иногда говорят, что Нагорный Карабах однажды провел референдум. Но возникает вопрос, в каких границах? Те, кто говорит, что референдум однажды был, а он действительно проводился, и ни у кого не должно возникать сомнений по поводу его законности с политической и правой точек зрения, должны не забывать, что если мы настаиваем на том референдуме, то мы настаиваем и на тех границах, в которых он проводился. Настаивают ли люди на этих границах точно так же, как на признании итогов этого референдума? А эти два фактора взаимосвязаны. Почему я привел в пример этот факт - поскольку в решении конфликта не может быть отдельного вопроса. И решать вопросы территорий, оставляя в стороне иные вопросы, невозможно. Они связаны многочисленными нитями косвенно и непосредственно.

ИА REGNUM: Так должен ли быть проведен в Нагорном Карабахе новый референдум?

Провести референдум предлагает международное сообщество. У меня нет никаких сомнений, связанных с выражением воли народа Нагорного Карабаха во время еще одного референдума. Однако, как я уже сказал, здесь есть и другой вопрос - границы. И те, кто настаивает на признании предыдущего референдума, должны учитывать, что они предлагают отказ от всех сопредельных районов. Референдум был проведен на территориях бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумяна.

ИА REGNUM: В таком случае, в каких границах должен быть проведен новый референдум и есть ли смысл его проводить, когда обозначаются сроки в 10-15 лет...

Подобный срок проведения референдума - через 10-15 лет - абсолютно нигде не зафиксирован. Это очередная азербайджанская провокация. Нет такого документа и нет каких-либо причин говорить о подобном сроке. Говорить абстрактно о каком-то сроке бессмысленно, он должен быть связан с определенными действиями. Кроме того, должны быть четко обозначены границы, в рамках которых и будет проведен референдум. Более того, требуется четко зафиксировать, что, независимо от позиции Азербайджана после референдума, международное сообщество должно признать его результаты. Азербайджан готов в любое время отказаться от любых соглашений, любой точки зрения и обещаний, готов, даже не мигнув глазом, соврать. Следовательно, международное сообщество должно выступить гарантом признания результатов этого референдума. В то же время, если на проведение референдума понадобится 2-3 года, а это должно быть обосновано, то необходимо обозначить форму промежуточного статуса Нагорного Карабаха. Так что, есть множество вопросов, которые обязательно должны получить ответы с целью приведения документа в окончательный вид и подготовки его к подписанию.

Надеюсь, что за этот период в переговорах примет участие и Нагорно-Карабахская Республика. Более того, очень важно, чтобы документ был подписан и представителями властей НКР, поскольку Нагорный Карабах международно-признанная полноценная сторона конфликта.

ИА REGNUM: Много говорится о возможности размещения в зоне карабахского конфликта миротворческих сил. Насколько эффективным будет подобное решение, и что оно даст сторонам конфликта, региону, ведь вот уже более десяти лет в зоне нагорно-карабахского конфликта сохраняется режим перемирия усилиями сторон, но не миротворцев.

Повторюсь, отделять какой-то вопрос от общего контекста и начинать вокруг него обсуждения - это заблуждение. Каждый подвопрос связан с множеством других подвопросов. Правда, есть одна задача, которая имеет первостепенное значение - это статус НКР, однако все остальные вопросы, тем не менее, связаны друг с другом, и обсуждать их отдельно, как минимум, бессмысленная трата времени.

ИА REGNUM: Считаете ли Вы, что до 2008-09 гг., учитывая намеченные на эти сроки парламентские и президентские выборы, в процессе урегулирования конфликта ничего не изменится и будет сохранен статус-кво?

Возможно, ваш вопрос связан с подходом сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, что во время выборов урегулирование конфликтов замораживается. Думаю, что это порочный подход. Да, конечно, вопрос имеет большое политическое звучание. Но что подразумевают сопредседатели - что во время принятия какого-то решения, к примеру, в 2007 или 2008 гг., в Армении или Нагорном Карабахе может возникнуть волна недовольства. Недовольство может возникнуть в любой момент - в предвыборном, выборном или поствыборном периоде - если, конечно, решение будет неприемлемым. А если будет приемлемым? Так что, выборы не имеют абсолютно никакого значения.

Останется ли вопрос в этом состоянии до 2009 года... Если подходы не изменятся, то, конечно, останется. А чтобы изменить подходы есть ряд предусловий, которые следует осуществить. Во-первых, международное сообщество, которое говорит, что две страны, а также Нагорный Карабах должны готовить свои народы к мирному решению конфликта, обязано иметь четкие критерии для оценки этой подготовительной работы. Если страны будут двигаться не в этом, а в обратном направлении, международное сообщество должно дать свою непоколебимую оценку, за которой последуют определенные шаги. Лишь в этом случае азербайджанская сторона действительно поймет, что от нее требуется движение к миру.

Есть хороший вариант решения, который поможет также Азербайджану. Как я уже сказал, у Баку не хватает храбрости признать реалии. Более того, азербайджанская сторона боится, что после утверждения этих реалий она потеряет самое дорогое для себя - доходы от нефти. Следовательно, надо помочь азербайджанцам. Международное сообщество может это сделать. Оно может признать независимость Нагорно-Карабахской Республики, естественно, предъявив ей некоторые требования. Азербайджану не останется ничего, как примириться с этим. В этом случае руководство Азербайджана будет освобождено от обязанности самому делать этот решительный шаг. Так что, думаю, это и есть решение. Было бы желательно, чтобы международное сообщество подумало об этом варианте решения. Если они принимают, что в вопросе урегулирования карабахского конфликта должен быть применен принцип права народов на самоопределение, то это очень спокойно можно сделать даже без Азербайджана. После того, как несколько раз будет зафиксировано, что Азербайджан не готов к решению конфликта и делает обратные шаги, можно очень спокойно организовать и референдум, и признать Нагорно-Карабахскую Республику, и осуществить все остальные последующие шаги. Здесь нет ничего сложного.

ИА REGNUM: В таком случае, почему международное сообщество до сих пор не признало независимость НКР?

Наверно, нужно время для того, чтобы все глубоко понять и сделать. В конце концов, прошло целых 17 лет, если считать с 1988 года, как международное сообщество зафиксировало, что при решении вопроса должен быть применен принцип права народов на самоопределение. Если необходимо, чтобы мы подождали признания независимости НКР еще 17 лет, думаю, что и в Армении, и в Нагорном Карабахе у людей есть необходимое терпение, подождут этого дня. А что этот день наступит, никто не должен сомневаться.