Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 14 ноября 2002 (часть 2)
"Администрации предложили философский камень".
("Сегодняшняя газета", 13.11.2002, Владимир ЖИЛЕТОВ)
Во вторник в малом зале краевой администрации состоялось совещание, посвященное стратегии развития Красноярского края. В этой встрече принял участие сам губернатор, его заместители, представители Законодательного Собрания и многие другие заинтересованные лица. Особая роль отводилась главе Красноярска Петру Пимашкову. "Прежде на встречах с главами районов мы определяли стратегию развития регионов. Сегодня первое совещание, на котором мы рассмотрим план краткосрочного и долгосрочного развития края", - начал заседание Александр Хлопонин, напомнивший, что мэр краевой столицы стал главой рабочей группы по этой самому вопросу. Петр Пимашков тут же представил докладчиков, которые были готовы дать отчет об уже проделанной работе. Перед собравшимися, сменяя друг друга, выступили председатель Красноярского научного центра Сибирской Академии наук Василий Шабанов и его коллега по научному корпусу Николай Шишанский.
В первую очередь ученые мужи напомнили губернатору и всем собравшимся, в каком плачевном состоянии находиться научный потенциал края, уступающий в стране лишь московскому, петербургскому, новосибирскому и свердловскому. Докладчики не забыли отметить, что научный комплекс в прошлом году заплатил налогов в региональную казну много больше, чем получил ассигнований от краевой власти. После этого выступающие не забыли упомянуть о некоторых своих заслугах, в частности, о создании системы космического мониторинга, позволяющей наблюдать за очагами таежных пожаров и экономить деньги, предупреждая некоторые из них. Также прозвучали слова и о потенциально возможном проекте "Кремний", согласно которому регион может оказаться в стране монополистом по производству кремния. Кристаллы предполагается выращивать для электроники, в крайнем случае - для зажигалок. Столь долгое вступление стало утомительным не только для сторонних наблюдателей, но и даже для должностных лиц, с сосредоточенным видом разглядывающих ученых...
Наконец после долгих лирическо-физических отступлений докладчики представили свою Программу. Именно так - с большой буквы, что было неоднократно подчеркнуто самими создателями этого документа. Действо сопровождалось демонстраций на специально установленном экране странных таблиц и графиков, которые еще больше запутали дело. Жонглируя цифрами и словами теоретики от экономики распалялись все больше. В целом речь шла о том, что если вложить в Красноярский край около 40 миллиардов долларов, то наступит всеобщее благоденствие и процветание. При этом 70% этих средств должны пойти на структурное преобразование экономики, 25% на социальную сферу, 3% на экологию и 1,5% на реорганизацию властных структур. Все остальное предлагалось пожертвовать на науку, при этом - в первую очередь. И - единовременно! Сразу же после того, как эти деньги будут вложены, согласно Программе, необходимо обеспечить прирост внутреннего регионального продукта на 6,5% ежегодно. Вот тогда, наверняка, к 2010 году Красноярский край будет впереди планеты всей.
"А если не будет увеличение внутреннего валового продукта на шесть процентов?" - вопросил Александр Хлопонин. "Тогда и Программа не будет работать", - стушевавшись, ответили ученые. "Не подумайте, что я тут придираюсь, я пытаюсь понять. Что мы будем развивать? К примеру, что нам делать с энергетическим комплексом?" - опять поинтересовался губернатор. "Грх-м..." - глубокомысленно ответствовал ему один из докладчиков. В то же время второй выступающий заявил, что глава региона не понимает, что предлагаемая Программа имеет теоретический, комплексный, геополитический макросмысл, который мало соотноситься с существующими земными материями.
С этого момента все происходящее в зале администрации стало напоминать действие из пьесы про дремучее средневековье. Казалось, что присутствующим просто забыли выдать реквизит и костюмы. И то, и другое можно было легко представить на участниках действа. Например, сидевшему во главе стола Александру Хлопонину не хватало повисшей на ушах... короны. Сидевшего по правую руку от него Петра Пимашкова уж совсем нетрудно представить с цепью градоначальника на шее, там паче что снимок с этим атрибутом власти сам мэр неоднократно тиражировал. И так далее. Выступающим ученым для полного эффекта не хватало лишь порченных молью потешных балахонов и мятых колпаков с вышитыми серебристыми звездочками. Именно в таким наряде, долженствующем внушить уважение к знаниям, любят выставлять алхимиков. Да и часть фраз их с успехом можно было бы заметь на нечто подобающее двум мудрецам, фарцующим рецептом изготовления философского камня: "Знак сурьи в этом случае, именно так изложенном на пергаменте, украденном у адептов розы и креста, трактуется как элемент небесного начала, полученный из мандрагоры сорванной в полуденную полночь, что наступает лишь при солнечном затмении". Ну или что-то в этом роде, тем паче что смысл идентичный. "Найдите мне причину и выпишите таблетки - вот это будет программа. А сегодня вы мне говорите - все умрут, но непонятно отчего", - как ни забавно, но эта реальная фраза Александра Хлопонина естественным образом вписывается в текст мистерии, свидетелями которой стали присутствующие. Видимо, балахоны звездочетов пригрезились не только мне одному. Конечно, по дальнейшему сценарию можно было бы ожидать появления стражи или на худой конец - палача, но ничего этого, к счастью, не случилось.
Убедившись с помощью вопросов представителям науки, что польза от их талмуда пока не предвидится, Александр Хлопонин подвел некое резюме. Конечно же он отметил, что ученые мужи представили не совсем то, что необходимо, а лишь практическую работу на мотив госплана для фантастически ударной пятилетки. Посему он подчеркнул для разработчиков стратегии развития региона конкретные преимущества Красноярского края перед сопредельными княжествами. Преимуществ таких оказалось четыре: самая дешевая энергетика, сырьевая база, интеллектуальный потенциал (как уже говорилось - пятый в стране), а также ценные людские ресурсы - те самые кадры, что решают все. По мнению Хлопонина, через три года все это закончиться, подорожает или распродастся. Отметил губернатор и основные минусы экономико-географического положения края, первое место среди которых занимает такой фактор как удаленность от рынков сбыта. После этого глава рабочей группы стратегов Петр Пимашков пообещал все пожелания учесть и к лету составить новые план и программу, а через месяц доложить о ходе работ на новом заседании с той же повесткой. На том и порешили.
"Труды академиков губернатор оценил на "слабо".
("АиФ на Енисее", 13.11.2002)
Во вторник, 12 ноября в краевой администрации состоялось совещание на тему "Стратегия развития Красноярского края". В нем приняли участие губернатор края Александр Хлопонин, глава Красноярска Петр Пимашков, глава Норильска Олег Бударгин.
С программой развития края выступил директор Сибирского отделения Российской академии наук Василий Шабанов, который сразу отметил позитивные шаги нового губернатора, в частности то, что тот уже в начале пути обратился к "мужам науки". Цель обращения - вместе найти пути выхода из сложившегося экономического кризиса. Ведь, к примеру, Валерий Зубов обратился с аналогичным предложением лишь за год до окончания срока на посту губернатора, Александр Лебедь - за два.
Василий Шабанов предложил совсем недешевый выход стоимостью в 40 миллиардов долларов. Выслушав доклад, Александр Хлопонин сделал заключение: "Жить надо реальными вещами". Он добавил, что в ближайшее время нужно использовать уже имеющийся потенциал, а именно дешевую энергию, сырьевые запасы, и, конечно, научно-практический опыт красноярцев. Потом будет поздно и можно потерять все. "То, что мы сегодня прослушали, слабо, но это всего лишь первый этап. Наука ушла от реальной жизни, и моя задача подтянуть ее поближе к нам, создать реальную программу".
"Так чего же мы ждем?".
("Красноярский рабочий", 13.11.2002, Эрих ПЫРХ)
Если в течение ближайших двух-трех лет край не использует свои конкурентные преимущества, его ждет незавидная судьба. Краткосрочную и долгосрочную программы социально-экономического развития края нужно утверждать и воплощать в жизнь как можно быстрее. Пока доводы красноярских ученых представляются слабыми, им следует быть более конкретными и близкими к реальности.
Таковы, по оценке Александра Хлопонина, итоги вчерашнего совещания, посвященного перспективам развития края. Подобное мероприятие с участием нового губернатора, его замов и представителей научной общественности проводилось впервые. Впрочем, обсуждавшиеся проблемы до боли знакомы. Что день грядущий нам готовит? Почему у нас так много природных богатств, а живем мы бедно? Как вытащить край из затяжного кризиса? Ответы на эти вопросы, хотя бы схематично, и пытались дать участники "стратегического совещания".
По мнению губернатора, долгое время край жил "без понимания того, куда двигаться дальше" - потому, мол, нас и одолевают нынешние напасти. Действительно, на протяжении ряда лет краевая власть не очень-то увлекалась перспективным планированием, предпочитая сосредоточиваться на решении насущных задач. Однако в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. О стратегии развития края в полный голос заговорили еще в бытность губернатора Лебедя. К разработке масштабной программы помимо сотрудников красноярских научных институтов приложили руку специалисты краевых управлений, депутаты Законодательного Собрания, главы районов, члены союза товаропроизводителей, предпринимателей края. Всего в создании программы, рассчитанной до 2010 года, приняли участие представители свыше двухсот организаций.
В итоге получился объемный документ со множеством цифр, графиков и диаграмм. Некоторые из них показал на вчерашнем совещании председатель Красноярского научного центра СО РАН Василий Шабанов. Главная цель программы понятна - обеспечить достойный уровень жизни населения края. Но вот как этого добиться - большой вопрос. Очевидно несколько вещей. Во-первых, уровень жизни ни за что не поднять без развертывания модернизации производства. Во-вторых, базовыми для выхода из кризиса станут сырьевые отрасли экономики, но они не должны подавлять все остальные, иначе загубим окружающую среду и будем расхлебывать прочие печальные последствия такого перекоса. В-третьих, надо научиться эффективнее использовать мощнейший интеллектуальный потенциал, накопленный в крае, - без инноваций нечего и думать об оживлении производства.
Для края ученые избрали оптимистический вариант развития - при пессимистическом, по их словам, "не нужно было и огород городить". Согласно расчетам до 2010 года внутренний валовой продукт в крае удвоится (прирост составит около семи процентов ежегодно), объем инвестиций возрастет втрое, а денежные доходы населения будут увеличиваться на 5,7 процента в год. Хлопонин сразу же засомневался: "А реальны ли такие темпы роста? За счет чего они будут достигнуты?" Ученые ответствовали, что эти цифры - "компромисс между желаниями и возможностями", дескать, выше головы не прыгнешь. Это губернатора опечалило: он заметил, что Сергей Глазьев, к примеру, обещал экономический рост до 40 процентов в год.
Больше всего Александра Геннадиевича впечатлила "стоимость" всей программы - 511 миллиардов рублей (ориентировочно 40-50 миллиардов долларов). "Это где ж столько денег взять? - изумился он. - И вообще, была бы у нас такая сумма, не нужно было бы разрабатывать антикризисную программу". Ученые терпеливо объясняли, что деньги должна заработать экономика края, причем 70 процентов названной суммы уйдет на структурные преобразования в этой самой экономике, 25 процентов "скушает" социальное развитие и 3 процента пойдет на охрану горемычной окружающей среды.
Надо прямо сказать, что оживленный диалог губернатора с учеными мужами очень напоминал пресловутый разговор слепого с глухим. Это заметил и сам Хлопонин, бросивший фразу: "Вы говорите правильные вещи, но мы с вами говорим на разных языках". Он признался, что его мечта - схлестнуться с учеными в споре: "Я как практик готов с вами спорить, а вы предлагайте больше!" Но как раз конкретных предложений, по мнению губернатора, прозвучало мало. Он требовал не общих рассуждений, а "модели развития края", чтобы было с чем ехать в Москву и представить край в выгодном свете - в противном случае федеральный центр палец о палец не ударит для развития богатейшего сибирского региона.
Напрасно ученые уверяли, что перспективная программа - это не панацея, она не дает ответы на миллионы накопившихся вопросов, а лишь определяет вектор развития. К тому же этот документ не догма, его надо постоянно изменять и дополнять. Именно на основе программы должна начаться систематическая работа по выводу края из кризиса, для чего необходим консенсус политических и экономических сил. Все эти аргументы не нашли отклика у губернатора, который заявил: "А я жду рецептов. Определите болезнь и выпишите таблетки". То есть край, как провозглашалось, готов совершить экономический рывок, но мы ждем, оказывается, прямых указаний ученых, что и как делать. Выходит, забота управленцев - реализовывать готовые разработки ученых. Последние, похоже, с таким распределением ролей не согласны.
Как бы то ни было, диалог решено продолжить. Сначала за дело возьмется рабочая группа под руководством главы Красноярска Петра Пимашкова, которая должна подготовить почву для более предметного разговора, намеченного на середину декабря. Сама же программа, считает Хлопонин, должна быть утверждена к лету 2003 года - не позже.
"Александр Хлопонин решил делать деньги из зелени".
("МК в Красноярске", 13.11.2002)
На совещании глав районов и городов восточной части Красноярья губернатор уделил особое внимание развитию лесной отрасли края. И даже сопоставил ее возможности с точки зрения налоговых поступлений в бюджет с нефтяной промышленностью.
Не секрет, что около 15 % "зеленого золота" России располагается на территории Красноярского края. Тем не менее, сегодня в лесной отрасли сложилась более чем парадоксальная ситуация. Раньше в "зеленом" хозяйстве действовало только 50 предприятий, которые перерабатывали около 22 млн. кубов древесины. И рентабельность этих предприятий составляла тогда почти 50%.
Сейчас в лесной отрасли края трудится более 2 тысяч всевозможных акционерных обществ, но перерабатывают они всего 6 млн. кубов древесины, и при этом рентабельность равняется неполным 4%. Например, коллектив лесоперерабатывающего предприятия "Кансквуд", состоящий из 200 человек, ежемесячно отгружает всего 15 вагонов леса.
По словам губернатора, причины парадокса следует искать в системе лицензирования и слабом контроле за деятельностью краевых переработчикое древесины и лесозаготовителей. Система эта "непрозрачна", и потому не внушает доверия. Часто появляются фирмы-однодневки, которые вывозят лесоматериалы за пределы края и сразу исчезают.
Помнится, в апреле 2002 года на организационном заседании секции по экономике, собственности и природным ресурсам чиновники краевой администрации тоже сокрушались, констатируя, что в лесопромышленном комплексе утвердился термин "воруем лес". Причем "секционисты" приводили подробную схему воровства: начиная с подложных документов и заканчивая вывозом древесины из леспромхозов. Озвучивались и цены, по которым достается китайцам кубометр леса. Бурно обсуждая на самом деле не проблему, а ее подробности, "секционисты" тогда решили предложить на очередной сессии ЗС вариант организации процесса природопользования, подобный иркутскому (он предполагает объединение всех предприятий в леспромхоз). Правда, предложение осталось весьма туманным, а вскоре и вовсе позабылось...
Завершая нынешний разговор, Александр Хлопонин пообещал, что уже к апрелю 2003 года появится программа развития лесной отрасли в Красноярском крае.
"Сколько платить за жилье?".
("АиФ на Енисее", 13.11.2002)
Губернатор Хлопонин хочет повысить плату за коммунальные услуги до 90%. У меня вопрос: зачем это делать, если даже при нынешнем уровне у многих есть долги по оплате услуг ЖКХ? В. Татаринов, Канск
НА ВОПРОС отвечает губернатор Красноярского края Александр ХЛОПОНИН:
- На самом деле такое повышение - до 90% реальных затрат на содержание жилфонда - на большинство людей никак не повлияет. Сейчас эту тему больше всего поднимают как раз те граждане, у которых есть средства платить за услуги ЖКХ и в стопроцентном объеме. Именно их в первую очередь и коснется эта реформа.
Что же касается социально незащищенных слоев населения, то тут будет действовать специальный закон. Согласно ему, если семья платит за ЖКХ больше 22% от совокупного дохода, то ей предоставляется субсидия в размере недостающей суммы.
Дополнительная адресная помощь будет оказана и тем людям, доход которых намного ниже прожиточного минимума, и даже 22% им не потянуть. Именно для таких семей ставка оплаты услуг ЖКХ будет снижена до 18%. Остальное же будет покрываться за счет субсидий из бюджета. Уже сейчас в проект бюджета 2003 года заложены все субсидии.
"Двойное дно" новых тарифов".
("Красноярский рабочий", 13.11.2002, Владимир НЕСЯЕВ)
Скоро население нашего края должно будет оплачивать 90 процентов всех коммунальных услуг вместо прежних сорока - на этом однозначно настаивает федеральный центр и это, по-видимому, станет реальностью уже в начале 2003 года. Судя по последним выступлениям в СМИ губернатора Александра Хлопонина, пока другой возможности урегулировать финансовые взаимоотношения с Москвой нет, поскольку над регионом дамокловым мечом висит многомиллиардная задолженность по зарплате бюджетникам.
Однако рядовых граждан в первую голову волнует, как отразится более чем двойное повышение коммунальных тарифов на их жизненном уровне. Особенно на периферии, где доходы населения не идут ни в какое сравнение с тем же Красноярском. Там на этот счет никто не обольщается, и все открыто говорят, что грядут далеко не лучшие времена.
Например, по мнению чиновников Шушенской районной администрации, около 70 процентов жителей территории и прежде всего райцентра будут нуждаться в так называемых субсидиях, компенсирующих резкое увеличение оплаты за коммунальные услуги. Но размеры данных субсидий также не решат проблемы, ведь структура населения поселка такова, что большинство составляют одинокие пенсионеры, старики, проживающие в благоустроенных домах. Согласно закону Красноярского края "Об основных принципах социальной защиты населения в связи с реформированием ЖКХ" норма общей площади в квартире, на которую будут начисляться субсидии, составляет в среднем 22 квадратных метра на человека.
Представим себе, что бабушка одна живет в трехкомнатной квартире площадью 60 квадратных метров - дети выросли, разъехались кто куда. По действующей ныне схеме, когда 60 процентов всех коммунальных услуг компенсирует бюджет, она помесячно платила за жилье в пределах 800 рублей. Уже немало, а при девяностопроцентном тарифе сумма возрастет до 1990 руб. Правда, ей полагается субсидия за 22 "квадрата", однако даже при условном месячном доходе в 2000 рублей она составит всего 253 целковых. Отнимаем от 1990 и получаем 1737 рублей. Допустим, заплатит, а на что будет существовать?
Кстати сказать, подавляющее большинство жителей депрессивного Шушенского и таких доходов не имеет. Далее: право на субсидию получат семьи, в совокупном месячном доходе которых общая стоимость коммунальных услуг превышает 18 процентов. Какие-то лишние копейки - и все, компенсации не полагается. Таких семей из пограничной, так сказать, зоны в Шушенском районе сотни, а в соседнем Минусинске и вовсе тысячи. Там и пенсионеров больше - чуть не третья часть городского населения.
Немаловажное значение имеет и собственно размер коммунальных тарифов - они, оказывается, в Красноярске значительно ниже, чем в Минусинске и Шушенском. Почему? Да потому, что в данных населенных пунктах львиная доля тарифов - это плата за тепло и горячую воду. Если в Ермаковском, Каратузском, Краснотуранском и других смежных районах теплоснабжение потребителей осуществляют местные муниципальные котельные, то в Шушенском, поселке Ильичево и городе Минусинске - предприятия "Красноярскэнерго". Это уже совсем другое дело.
В краевом центре на один километр сетей приходится на порядок, а то и на два больше абонентов: кучно стоящие многоэтажки, крупные производственные предприятия. Поэтому затраты на обслуживание сетей уже заведомо ниже, чем в провинции, где вместо промышленности, по сути, одна бюджетная сфера. Потом, в Красноярске теплоцентрали предоставляют потребителям скидки за транзит носителей по территории муниципального образования - города Красноярска. В Шушенском сети энергетиков тоже проходят по территории муниципального образования - Шушенского района, только аналогичных скидок не предусмотрено. Местные власти не раз обращались с соответствующими предложениями в краевую администрацию, однако их так и не услышали либо не захотели услышать.
Проблема еще и в том, что Шушенский район остается должен "Красноярскэнерго" за компенсацию разницы в тарифах десятки миллионов рублей. Это накопившиеся долги последнего четырехлетия, их по действующим межбюджетным отношениям предполагалось гасить из краевого фонда финансовой поддержки. В силу понятных причин ФФП дотационных территорий сейчас сокращен до минимума, и когда будут перечислены деньги энергетикам, да и будут ли вообще, неизвестно. То есть это те самые 60 процентов компенсационной разницы в тарифах, которые прежде всегда платило государство. У населения в его сорокапроцентной доле тоже присутствуют долги, но не столь значительные. Однако, как здесь полагают, ситуация изменится с точностью до наоборот, если гражданам придется оплачивать 90 процентов тарифов. В этом случае задолженность энергетикам начнет расти как снежный ком.
Нетрудно себе представить, чем это чревато для населения, которому долги запросто могут аукнуться массовыми отключениями тепла в жилом секторе. Целые микрорайоны станут отрубать за долги. По мнению местных муниципалитетов, лишь процентов 15 всех жителей будут в состоянии регулярно оплачивать новые тарифы, не больше. И самое печальное, что провинциальные власти ничем здесь помочь не смогут, ибо десятипроцентная доля в тарифах органов местного самоуправления заметной роли играть уже не будет. А коль резко упадет платежеспособность граждан, рискуют обанкротиться и муниципальные предприятия жизнеобеспечения. В Шушенском это прежде всего ЖЭК и водоканал. Так и до всеобщего коллапса социальной сферы недалеко.
"Мы в ответе за тех, кого приручили".
("АиФ на Енисее", 13.11.2002)
Первое, а потому историческое выступление Александра Хлопонина перед депутатами Законодательного собрания имело широкий резонанс. Доклад губернатора об экономическом состоянии края произвел на парламентариев самое благоприятное впечатление. Губернатор ясно дал понять, что у края нет тех огромных ресурсов, о которых так много говорили все кандидаты во время предвыборной гонки. Так что бюджет грядущего года будет очень жестким, и жить мы будем по нашим возможностям. Но тем не менее Александр Хлопонин пообещал погасить все долги перед бюджетниками и в дальнейшем вообще забыть эту тему.
Вот только убедил ли он людей, которые ждут этой зарплаты? Именно с таким вопросом корреспондент "НФ" обратился к жителям нашего города. Из числа опрошенных 67% губернатору верят, потому что "это (выплаты) уже начали делать", "для нашего края это не проблема" и, что самое трогательное, "это же мы его выбирали". Да, прав был писатель Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". 19% пессимистично ответили, что "край в таком состоянии, что никакое чудо не поможет", "зачем олигархам наши беды", "много чего нам уже обещали, но никто не выполнил". Оставшиеся же 4% сами предлагали довольно невнятные, но эксклюзивные, по мнению авторов, пути выхода из кризиса. Кто прав, как всегда, покажет время, но было бы неплохо, если бы ими оказались оптимисты.
"Под каким наперстком деньги?".
("МК в Красноярске", 13.11.2002, Андрей ПРАВДИН)
Знаете ли вы, какую сумму составляют сегодня в крае долги по зарплате медикам? Вы не можете этого знать, потому что доподлинно этого не знает никто. В том числе и губернатор, который на последней сессии не смог назвать депутатам точную цифру задолженности, одновременно заострив внимание на абсурдности подобного неведения.
Все дело в том, что, в отличие от остальных бюджетников, зарплата медработникам выплачивается одновременно из двух источников - из краевого бюджета и из краевого фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Бюджетом этого года на расходы ФОМС выделено 4 миллиарда рублей, и около 67 процентов этой суммы предназначалось на зарплату последователям Гиппократа.
Однако, как объясняет директор Красноярского краевого ФОМС Сергей Козаченко, в связи "с недостаточностью и несвоевременностью" перечисления главным финансовым управлением края страховых взносов за неработающее население, которые составляют один из главных ручейков наполнения фонда (около 1,5 миллиарда рублей), возникли проблемы с выплатами медикам.
Идиотизм запутанной бюджетно-фондовой схемы очевиден многим. Хлопонин предложил Законодательному собранию вообще направить средства ФОМС на другие цели, а все зарплаты стопроцентно давать из бюджета - так ими можно будет хоть как-то управлять. Но это нововведение - дело будущего. Пока же, учитывая, что ситуация доведена до критической точки (многие медики не видели денег уже несколько месяцев), согласительная тарифная комиссия решила еженедельно перечислять страховые деньги из бюджета в ФОМС, а тот в свою очередь должен погасить долги.
Но замученные безденежьем медики бастуют и в расчет верят слабо. Им безразлично, из какой мошны дают зарплату - из фонда или из бюджета, - поэтому все абсурдные перипетии им, голодным, малоинтересны...
"В комиссиях ЗС".
("Красноярский рабочий", 13.11.2002)
Программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса края профинансирована в 2001 году лишь на 68 процентов, а в 2002 году в ходе корректировок краевого бюджета первоначально запланированная сумма средств была уменьшена почти в пять раз.
Такие неутешительные цифры прозвучали на заседании постоянной комиссии ЗС по аграрной политике, продовольствию и землепользованию. Депутаты предложили Совету администрации края при формировании краевого бюджета на 2003 год обеспечить полный объем финансирования программы.
Народные избранники также обсудили положение дел в государственном унитарном предприятии "Красноярское". Это единственное в крае овощеводческое хозяйство, которое выращивает овощи в защищенном грунте. Его продукция поставляется в основном в Красноярск, в первую очередь в лечебные, оздоровительные и детские учебные заведения. Из-за кредиторской задолженности перед ОАО "Красноярскэнерго" в размере 27 миллионов рублей в теплицах хозяйства отключена тепловая энергия. Причем конструкция теплиц такова, что при отсутствии тепла под воздействием ветра и снега они могут попросту обрушиться.
Депутаты приняли решение обратиться к губернатору с просьбой о срочном выделении хозяйству 19 миллионов рублей (эти деньги были предусмотрены в бюджете в качестве компенсаций предприятию, но так и не выплачены). Кроме того, предстоит разработать программу по оздоровлению ГУП, повышению урожайности, налаживанию сбыта продукции. Вопрос о дальнейшей судьбе предприятия предполагается вынести на сессию Законодательного Собрания.
"Было бы смешно, если бы не было так глупо".
("Красноярский рабочий", 13.11.2002 Алексей ЛЫКИН, член избирательной комиссии края с 1995 года.)
Под рубрикой "Точка зрения" 26 октября газета "Красноярский рабочий" опубликовала ряд негативных высказываний в адрес избирательных комиссий ряда субъектов Федерации, в том числе и Красноярского края, председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Александра Альбертовича Вешнякова, давшего интервью "Российской газете".
Судя по их содержанию, председатель ЦИК РФ растерян и в какой-то степени беспомощен. События в Нижнем Новгороде, Калмыкии и Красноярском крае испортили ему отдых на берегу ласкового Черного моря в Сочи и серьезно пошатнули его имидж накануне формирования нового состава Центральной избирательной комиссии, полномочия которой истекают в марте 2003 года.
Сложившаяся ситуация лишила его дара здравого осмысления вопроса, что же происходит в избирательной системе. Весь свой гнев он обрушивает на избирательные комиссии субъектов Федерации, а суть проблемы в иной сфере - в несовершенстве избирательного законодательства, в котором не разработаны эффективные меры борьбы с черным пиаром, наглым использованием административного ресурса. Профессионализм пиарщиков заметно превзошел профессионализм разработчиков федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан России.
Выпад в адрес избирательной комиссии края слишком истеричен и нечестен. Не к чести чиновнику федерального масштаба, каким является Александр Альбертович, пятый раз угрожать председателю комиссии Георгию Кострыкину отлучением от занимаемой должности. Он сам выбрал себе судьбу, заявив: "Я знаю, на что иду". В данной ситуации угроза председателя ЦИК звучит как холостой выстрел.
Очень нечестно упрекать Георгия Михайловича в раздвоении личности. Здесь присутствует явное лукавство или потеря памяти у председателя ЦИК, так как после отмены решения избирательной комиссии края о признании итогов выборов губернатора именно по указанию председателя ЦИК работники аппарата заставили избирательную комиссию зарегистрировать избранным губернатором А. Г. Хлопонина и вручить ему соответствующее удостоверение. Центральная избирательная комиссия предполагала продолжение этого эпизода с определенным коварным умыслом. Если бы избирательная комиссия края не провела бы регистрацию и не вручила удостоверение об избрании губернатора, у ЦИК появилась бы правовая основа расформирования крайизбиркома как не выполнившего постановление вышестоящей избирательной комиссии. Мудрость членов красноярской комиссии не позволила Александру Альбертовичу получить такое удовольствие.
И последний упрек в адрес избирательной комиссии края, который вызывает у членов комиссии ироническую улыбку, потому что смысл его, мягко говоря, очень неэтичен. Это касается "тайных" выплат "премий". Спешу заверить вас, Александр Альбертович, по поручению председателя Избирательной комиссии, что оплата труда членов крайизбиркома будет произведена из того расчета, что из 14 человек в ее составе на платной основе работают всего 3 члена комиссии. Среди остальных трое пенсионеров, один хлебопашец, другие совмещают работу в комиссии с выполнением своих должностных обязанностей по основному месту деятельности. И это будет не премия, а оплата труда за организацию и проведение очень непростых выборов главы исполнительной власти в Красноярском крае. А любая оплата труда в современных рыночных условиях является коммерческой тайной, это следовало бы знать председателю Центральной избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии края намного скромнее - они не проявляют интереса к размеру ежемесячной зарплаты и прочих доплат всех 15 членов ЦИК, работающих на постоянной платной основе.
Алексей ЛЫКИН, член избирательной комиссии края с 1995 года.
"Гимн себе".
("МК в Красноярске", 13.11.2002)
Красноярская избирательная комиссия не может забыть своего недавнего "геройства", расцененного, правда, неблагодарной общественностью как небескорыстный демарш. Материально вознаградив самих себя премиями за "напряженную работу", опозорившую край в глазах всей страны, комиссары решили потешить себя и морально. Как заявил член комиссии Сергей Навальный в некоторых СМИ, героическая команда Георгия Кострыкина решила провести в Красноярске семинар для представителей территориальных избирательных комиссий, заместителей глав городов и районов края. Официальным поводом учений станет обсуждение новой редакции федерального закона об основных гарантиях прав избирателей, Очевидно, в качестве наглядной иллюстрации "соблюдения гарантий" кострыкинцы собираются популяризовать в широких избиркомовских кругах свой скандальный опыт.
Но и этого для удовлетворения тщеславия доморощенным бунтарям кажется недостаточным. По нашим данным, в конце года Крайизбирком планирует издать журнал "Открытость и гласность", посвященный итогам губернаторских выборов. Предполагается, что бестселлер станет настольной книгой для желающих "преподать президенту России хороший урок", и вообще будет пользоваться успехом в обширных слоях профессиональных лоббистов.
"Цемент без алюминия".
("МК в Красноярске", 13.11.2002)
Первый "экономический хлопок" состоялся.
В воскресенье на собрании кредиторов красноярского ОАО "Цемент" практически единогласно новым внешним управляющим завода утвержден некто Дмитрий Абрамов, имеющий - по его собственным словам - большой опыт привода предбанкротных предприятий (в основном Московской и Тверской областей) к мировым соглашениям. По достоверным данным, Дмитрий Владимирович - "до мозга костей" креатура новой краевой администрации.
Некоторым аналитикам переворот в судьбе многострадального цемзавода показался неожиданным. Тем не менее "МК" - в Красноярске" еще в № 40 предсказывал, что усилия "Русского алюминия" прибрать к рукам красноярский цемент пойдут прахом после инаугурации Александра Хлопонина.
Впрочем, "дерипасовцы" боролись до последнего: в пику письменным просьбам председателя краевого комитета госимущества Андрея Фурсы отложить решение вопроса о смене управляющего до 17 ноября, собрание кредиторов прошло еще в октябре и единогласно утвердило "русаловскую" кандидатуру руководителя ФСФО по краю Леонида Иванова.
Что заставило кредиторов столь резко сменить "ориентацию" в воскресенье? Видимо, то же, что определило самостоятельный отказ Иванова от притязаний на должность внешнего управляющего ОАО "Цемент" и повторное проведение собрания кредиторов - мощные и уверенные действия новой исполнительной власти региона.
Подтверждением тому служат несколько фактов. Во-первых, всего за полтора месяца, по достоверным данным "МК" - в Красноярске", цемза-воду удалось получить кредит и вернуть большую часть долгов "Богучан-ГЭСстрою" и строительной фирме "Сибиряк" - то есть нейтрализовать основных кредиторов, близких интересам "Русала". Во-вторых, 10 ноября избран и совет кредиторов ОАО "Цемент", который теперь "на все сто" состоит из представителей краевой администрации. Будут ли и дальнейшие действия хлопонинской команды в отношении цемзавода столь же успешными и пойдут ли ему на благо, покажет будущее. Первой задачей новый внешний управляющий Дмитрий Абрамов назвал мировое соглашение.
"Самодельная инфляция".
("Красноярский рабочий", 13.11.2002, Максим ЗАЙЦЕВ)
Специалисты подсчитали: вклад повышения цен на электричество в инфляцию в нашем крае абсолютно незначителен.
Когда мы возвращаемся в свою квартиру или дом, что мы делаем первым делом? Конечно, включаем свет, телевизор, электроплиту. Мы попадаем в мир тепла и комфорта, привычного и гарантированного. При этом сегодня многих удивляет, что все эти блага надо так же гарантированно и привычно оплачивать. Мы четко знаем: не заплатим вовремя и полностью за телефон - его отключат, не купим билет в общественном транспорте по установленной цене - не поедем, даже за вход в парк отдыха надо отдать деньги.
Причем за последнее десятилетие рост потребительских цен обогнал рост цен на электроэнергию почти в 2 раза. А рост цен в промышленности опередил рост энерготарифов в 1,5 раза. И это просто абсурдно, потому что электроэнергия - основа для производства любой продукции и любых услуг. С 1990 года, согласно статистике, цены на хлеб выросли более чем в 27 раз, на картофель более чем в 55 раз. И только на водку и электроэнергию цены за 11 лет выросли в 11 раз. Подсчеты специалистов говорят, что доля расходов на электроэнергию в бюджете населения не превышает 1,5 процента, а на алкогольные напитки и табак тратится 5,3 процента. Месячное потребление электроэнергии на одного человека обходится дешевле, чем один поход в кино или театр, а тем более в цирк или на дорогое эстрадное представление.
Все, как говорится, познается в сравнении. И нелишне знать, что тарифы на электрическую и тепловую энергию сегодня в России в несколько раз ниже, чем в странах СНГ - на Украине, в Беларуси, Молдове и других. А цены на электроэнергию в развитых западных странах превышают российские в десятки раз! Тем не менее при любой попытке привести хоть в какое-то соответствие цену на электроэнергию с истинными затратами на ее производство, приблизить к экономически обоснованной энергетиков сразу начинают винить в падении уровня жизни пенсионеров и бюджетников, а производственники - в нерентабельности своих предприятий.
Рост инфляции пытаются напрямую связать с ростом энерготарифов. Причем это не только заблуждение, это ложь, призванная оправдать в глазах населения необоснованное экономически поднятие цен на товары, продукты и услуги со спекулятивной целью. Приведем для доказательства данные исследования, проведенного Минэкономразвития, как в 2001 году рост энерготарифов повлиял на деятельность промышленности и сельского хозяйства.
Итак, в прошлом году тарифы на электроэнергию выросли на 30 процентов, на газ - на 18 процентов, на услуги железной дороги - на 34,5 процента. Однако затраты промышленности из-за этого увеличились всего на 3,3 процента. Дело в том, что и доля энергоносителей, и стоимость перевозок вместе занимают в цене товара не более 20 процентов в среднем. Ведь прочие главные составляющие - стоимость сырья, оборудование, зарплата и так далее. Следовательно, если товар и должен дорожать, то лишь в пятой части его стоимости. Это касается самых энергоемких производств - алюминиевого, химического, цементного.
А при изготовлении, скажем, колбасы затраты на топливо и энергию составляют 3 процента стоимости. Проще говоря, в килограмме вареной колбасы по 70 рублей затраты на электроэнергию чуть более 2 рублей. В булке хлеба за 6 рублей - 14 копеек, в литре молока по 20 рублей - 56 копеек. Но, как правило, производители товаров при незначительных затратах от повышения тарифов всего на те самые 3 процента цены на свою продукцию повышали в 2001 году более чем на 10 процентов. Это официальные данные Госкомстата.
Стало быть, изменение тарифов служит не столько причиной, сколько поводом для поднятия цен. Очевидна недобросовестность тех аналитиков, которые стараются публично связать напрямую темпы инфляции с ростом энерготарифов. В 2002 году вклад в инфляцию повышения энерготарифов оценивается Министерством экономического развития и торговли примерно в 1,5 процента.
По проведенным специалистами расчетам, повышение тарифов в электроэнергетике на 16 процентов приводит к повышению прямых затрат в промышленности края на 3-4 процента. По отраслям это соотношение выглядит так: нефтепереработка - 4,3 процента, алюминиевая промышленность - 5, угольная - 1, машиностроение - 4, нефтехимическая -6,5, промышленность стройматериалов - 5,2, сельское хозяйство - 1 процент.
Действительно, за 9 месяцев этого года по сравнению с декабрем прошлого года в Красноярском крае, например, рост цен составил 12,8 процента. В целом по краю с января по сентябрь цены, скажем, на продовольственные товары выросли на 6,7 процента, на непродовольственные товары - на 10,4 процента, на платные услуги населению - на 35,3 процента. Стоимость необходимого социального набора по краю за 9 месяцев этого года (в расчете на одного человека) составила 1205,01 рубля в месяц и по сравнению с декабрем 2001 года увеличилась на 9,6 процента. Средний уровень заработной платы в Красноярском крае в прошлом году составлял 4 тысячи 216 рублей, а за 9 месяцев 2002 года средняя зарплата в крае составила 5972 рубля 60 копеек, что превосходит среднероссийский показатель.
Как всегда, помимо голословных обвинений энергетиков в стимулировании инфляционных процессов озвучивается упрек в том, что отрасль за счет потребителей устроила себе легкую жизнь. Так ли это? Даже в результате повышения среднегодового энерготарифа в России в текущем году на 61,1 копейки за киловатт-час убыточными останутся 15 региональных энергосистем, входящих в РАО "ЕЭС России", а еще 16 - низкорентабельными. ОАО "Красноярскэнерго" за 9 месяцев 2002 года имеет 270 миллионов убытков.
Диспаритет цен и многолетнее отставание темпов роста энерготарифов привели к ухудшению финансово-экономической ситуации в электроэнергетике. За 1993-2001 годы средняя рентабельность энергопредприятий снизилась в 2 раза. Они не в состоянии финансировать инвестиционные проекты за счет собственных средств. По подсчетам специалистов, в ближайшие 10 лет в энергетическую отрасль для развития генерирующих мощностей, сетевого хозяйства необходимо вложить 50 млрд долларов. Если этого не сделать, не только увеличится число аварий на изношенных теплосетях, но и обострится вопрос энергетической безопасности края.