ИА REGNUM: Как вы оцениваете факт распределения комитетов Верховной Рады Украины между коалицией и оппозицией?

В распределении парламентских комитетов, очевидно, важно не то, кому что досталось, а то, что "оранжевая" оппозиция, "Наша Украина" и БЮТ, согласились принимать участие в этом процессе. В данном случае, "антикризисная" коалиция выступила с позиции силы, она предлагала условия игры и определяла, по большому счёту, кому и какие комитеты можно отдать.

Очень важен сам факт - с чьих рук ты берёшь еду, в данной ситуации еду, условно говоря, взяли из рук "Партии регионов". Поэтому, безусловно, выигрыш сейчас на стороне "антикризисной" оппозиции и ПР. Они развивают свой успех, причём сразу в двух направлениях - с одной стороны продвигая Виктора Януковича на пост премьер-министра, с другой - занимаясь подкармливанием оппозиции с целью ее ассимилирования. То есть, распределением комитетов "Партия регионов" привязала к себе политических оппонентов.

ИА REGNUM: Последнее время как президент, так и некоторые политические силы говорят о возможности перевыборов. Как вы оцениваете перспективы этого?

Идея перевыборов - это красивая идея, агитка, но она абсолютно неосуществима сейчас. Ее возможно оформить юридически: оппозиционным партиям надо провести съезды своих политических сил и исключить из своих рядов так называемые "хвосты" списков - тех людей, которые не стали народными депутатами. Это абсолютно легитимно, потому что политическая сила может как выдвинуть кандидата, так и исключить его в любой момент. Не так давно, пару месяцев назад, это уже сделали во фракции БЮТ, исключив 13 человек. После этого, если депутаты просто пытаются сложить свои полномочия, то есть пишут заявление на имя председателя Верховной Рады, то это не означает автоматического исключения. Однако есть конституционная норма, которая касается императивного мандата и в ней говорится "выход депутата из фракции автоматически означает лишение депутатского статуса". Причём, по мнению юристов, исключение из фракции автоматически не означает лишение депутатства, а вот добровольный выход - единственный механизм выхода.

То есть, юридический путь есть. Однако на практике такая схема абсолютно нереалистична. Во-первых, списки и партии были коррумпированы ещё перед выборами и в списках всех фракций есть множество купленных мест. Для этих людей нет никаких причин сейчас лишаться депутатского статуса, за который уже заплачены деньги. Кроме того, значительная часть этих людей не видит себя в оппозиции - они хотят быть либо в исполнительной, либо в законодательной власти. Заставить их отречься от депутатства просто невозможно. Очевидно, что эти моменты ясны даже тем, кто это предлагает, поэтому БЮТ и принял участие в распределении комитетов.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете текущий баланс сил в Верховной Раде и дальнейшие перспективы работы?

В лагере "оранжевых" сил сейчас абсолютная деморализация. Оппозиция сама по себе может быть сильной только в том случае, если она объединена. В данном случае, после морального удара, вполне может начаться процесс её самораспада. Это не обязательно означает, что начнут поодиночке выходить из фракций НУ и БЮТ депутаты, хотя возможно и такое, но переговоры с "антикризисной" коалицией на предмет ассимиляции продолжатся. Будет это формальное вхождение, про что уже говорят отдельные депутаты, или неформальные контакты - но часть НУ уже сейчас готова сдаться. Не напрасно представитель фракции Борис Тарасюк заявил, что НУ должна получить министерские должности, даже если она будет в оппозиции. Следующим этапом "Партии Регионов" по ассимиляции станет президент. Тут уже есть определённая опасность для страны - ведь любая узурпация власти всегда чревата. "Партия регионов" в коалиции при сбалансированной оппозиции и сильной президентской власти для страны не представляет опасности, а вот "Партия регионов" которая подбирает под себя большую часть оппозиции и президентскую вертикаль, может стать опасной из-за недостаточной демократичности в своей сути. Поэтому сейчас многое зависит от Ющенко, ему надо перераспределить свои ряды и сильнее отстаивать интересы своей команды и стоять на защите закона и Конституции, а не узкогрупповых интересов.