Интервью президента Торгово-промышленной палаты Южной Осетии Роина Козаева ИА REGNUM

ИА REGNUM: Г-н Козаев, какую оценку Вы можете дать интеграционному процессу севера и юга Осетии? Каковы Ваши прогнозы?

Будем реалистами и скажем, что для протекания процесса экономического объединения двух Осетий в глобальном масштабе сегодня у нас существует много трудностей. Это не только политические события, хотя понятно, что при наличии любого конфликта экономика не может нормально развиваться. Существенным барьером на пути интеграции является таможня. А так, я считаю, что государственные структуры интегрированы, интеграция наблюдается и в культурной области, и социальной. Много молодых людей выехало на учебу во Владикавказ для повышения квалификации. Я думаю, что у нас будет единая экономика, мы просто на это обречены.

ИА REGNUM: Каково Ваше видение по вопросам создания совместных предприятий и вложения в Южную Осетию инвестиций? Какие области являются наиболее привлекательными для этих целей?

Производство можно наладить во многих сферах. Уже сегодня есть люди, которые желают вложить деньги в деревообрабатывающую промышленность Южной Осетии, обработку камня. Ведь наша природа богата уникальными минеральными камнями, здесь имеются залежи даже нефрита. А согласно отдельным источникам, залежи туфа в Южной Осетии составляют 2 млн. куб. м. Можно представить, какие колоссальные проекты можно было бы развернуть по этим направлениям. Я беседовал с крупными предпринимателями на Украине, они также выразили заинтересованность вложить деньги в Северную и Южную Осетии. Но и инвестициям, и созданию совместных предприятий мешают таможенные барьеры между севером и югом Осетии. Исчезнет таможня, пойдут большие инвестиции.

ИА REGNUM: Общеизвестно, что Северная Осетия - дотационная республика. Насколько ей выгодно брать на свои плечи экономические проблемы Южной Осетии?

Я много раз заявлял, что нам нужны не средства, а равноправное партнерство. Мы ведь не просить пришли. В Северной Осетии экономические структуры более развитые, у них есть навыки торговли, партнерства, установления отношений. Мы же не развиваемся экономически, у нас нет, как говорится, выхода в свет, в мировое экономическое пространство, поэтому опыт Северной Осетии нам очень пригодится.

ИА REGNUM: Как Вам видится выход на российский рынок югоосетинской продукции? Может ли, например, югоосетинская минеральная вода "Багиата" занять место "Боржоми"?

Естественно. Но для этого надо учесть простые требования. Элементарно иметь собственный штрих-код, укрепить карантинную и создать санитарную службу, укрепить госстандартовкие структуры. Иметь форму СТ-1 - документ, подтверждающий производство товара. Раз такой документ разрабатывается среди первых лиц государств стран СНГ, а мы не входим в СНГ, то нужен документ, который позволял бы нам пересекать таможенные границы. По этому вопросу надо говорить на вышестоящих инстанциях, на СКК, в Москве. Без таких документов мы просто не сможем развиваться. Я даже предлагал представителям международных организаций создать какие-то общепринятые международные нормы для непризнанных государств. Это предложение им понравилось, но, кажется, на этом все и закончилось.

ИА REGNUM: Как Вам видится создание тройственного экономического союза между Абхазией, Южной и Северной Осетиями?

Сегодня об этом сложно говорить, но нужно. Абхазия и Осетия, если можно так выразиться, испытывают потребности друг в друге. Абхазия - это туристическая зона, осетинским предпринимателям можно развить гостиничный бизнес. Южной Осетии, в свою очередь, есть чем привлечь абхазских предпринимателей. Так, у нас есть некоторые породы деревьев, которых нет в Абхазии. Но, повторяю, для того, чтобы товар направлялся в какую-то республику, нужны документы, которые были бы признаны в сообществе, будь то СНГ или Европейское пространство.