15-17 июля в Санкт-Петербурге, как известно, состоится саммит глав государств-участников "Большой восьмёрки". И если проанализировать всё, что писалось в России и западных странах накануне данного важнейшего политического события, то можно прийти к самым неоднозначным выводам о том, что же ждёт наш мир во время и после встречи президентов и премьер-министров ведущих стран планеты.

Уже понятно, что вся суть переговоров и консультаций, в которых из "великих мира сего" не участвует только Китай, будет сведена к попыткам найти общий язык (в очередной раз!) между лидерами России и США - Владимиром Путиным и Джорджем Бушем-младшим. Европейцам, канадцам и японцам придётся довольствоваться ролью осторожных слушателей.

Что касается позиций руководства России, то с этим особых проблем для формулирования комментариев у экспертов и аналитиков нет. В этом помог им сам президент РФ, который в последнее время всё чаще и чаще выступает как всегда готовый к контакту с самой массовой аудиторией - будь то внутри России или же во всём мире в целом. И при этом столь же жёстко расставляет акценты своего политического курса, как если бы речь шла только о том, например, вести или не вести российскому руководству переговоры с теми или иными террористическими бандами, допустим, на Северном Кавказе или же в Ираке.

Сложнее понять, чем сегодня будет оперировать в своих контактах с В.Путиным американский президент. Ведь Дж.Буш-младший сам на прошлой неделе в интервью ведущему CNN Лари Кингу (Larry King) заявил, что для него при всех разногласиях с президентом России "очень важно сохранять с ним хорошие личные взаимоотношения, чтобы мы могли вести хорошие, откровенные дискуссии". Но при этом он собирается во главу угла своей "атаки" на В.Путина поставить... свою "озабоченность по поводу свобод в России", как он об этом успел заявить 13 июля, гостя у канцлера Германии Ангелики Меркель перед тем, как прибыть в Санкт-Петербург: "Я думаю, наша задача в том, чтобы продолжать напоминать России, что если она хочет продолжения хороших отношений, ей нужно разделять всеобщие ценности". И уже понятно, что США для этого "дела" решили подключить и наиболее проамериканские круги внутри ЕС - только так можно расценивать тот факт, что в тот же день президент Еврокомиссии португалец Жозе Мануэл Баррозу заявил, что, по его мнению, Россия не является полностью демократическим государством европейского стиля и неизвестно, станет ли она такой когда-либо: "Для меня, честно говоря, еще неясно, станет ли Россия подлинной демократией, такой, какой мы видим ее в ЕС".

Это - явный "отголосок" на, например, заявления ещё от 4 мая сего года вице-президента США Дика Чейни, сделанные в Вильнюсе, а также целой серии статей функционеров небезызвестного американского фонда "Heritage" ("Наследие"), основной мыслью которых был тезис о том, что "Россия явно отходит от демократии". И это - при том, что серьёзные аналитики даже в Великобритании - союзнице США и одновременно - одной из ведущих стран ЕС, твёрдо уверены, что Россия - демократическая страна, только со своей, "суверенной демократией", то есть - отстаивающая своё право на собственное видение того, каким именно путём России и россиянам следует продолжать демократические реформы и придерживаться европейских ценностей.

Таким образом, Дж.Буш-младший в Санкт-Петербурге будет занят, главным образом, тем, что попытается выяснить, собирается ли путинская Россия возвращаться на "рельсы" ельцинской, когда все потуги кремлёвской администрации были связаны с тем, "как бы больше понравится американцам". В свою очередь, В.Путин будет проверять "друга Джорджа" на предмет готовности последнего свыкнуться с мыслью о том, что США больше не являются единственной супердержавой в мире - благо, что и в Белом доме в последнее время начали нехотя признавать, что Вашингтону крайне необходима поддержка России (впрочем, и Китая) в мире, поскольку "сегодня создание коалиций имеет особое значение - в мире зреет масса источников конфликтов, и США не в состоянии справиться с ними в одиночку". К тому же после "неопределённого исхода неосмотрительной войны Буша в Ираке", как выразился недавно американский учёный-исследователь, профессор Гарвардского университета Джозеф С.Най в статье "Нужно ли атаковать Иран?", американскому президенту меньше всего хочется, чтобы на этой неделе произошёл какой-нибудь "взрыв", напоминающий о его репутации надменного "одинокого рейнджера" - ведь союзников по коалиции в Ираке он теряет с завидным постоянством.

Разумеется, что главными вопросами, которые будут обсуждены на берегу Невы, будут вопросы и о сотрудничестве России с Западом, и о проблеме нераспространения оружия массового поражения (в данном контексте - вопрос о "ядерном досье" Ирана и переговорах между ЕС и Тегераном и т.д.), и о борьбе с международным терроризмом (включая недавние жестокие убийства в Ираке четырёх российских дипломатов и нескольких военнослужащих армии США, попавших в заложники к некой новой террористической группировке), и об энергетической безопасности в мире. Однако "взрыв", которого опасался Дж.Буш-младший, всё же произошёл - речь, конечно, о начале открытых военных действий между Израилем и Ливаном. И не случайно 13 июля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Москва намерена обязательно обсудить ситуацию на Ближнем Востоке в плане эскалации арабо-израильского конфликта на заседании глав государств "G-8", причём Россия готовит предложения к саммиту "Большой восьмерки" по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке и намерена добиться активного участия в этом партнеров по "G-8". Иными словами, уже нельзя исключать, что резкое обострение ситуации в Израиле, Палестине и Ливане может привести к существенной корректировке первоначальных планов как России, так и стран Запада. Мы не утверждаем, что, к примеру, США откажутся от тем о ядерных программах Ирана и КНДР или - от темы об "отходе России от демократии". Но, на наш взгляд, это будут просто мнения и пожелания, а не острые дискуссии. И никакого давления на позиции президента РФ В.Путина в Санкт-Петербурге оказано не будет.

Но не только из-за того, что арабы и израильтяне не выдержали "испытания миром". Видимо, не будет лишним отметить ещё одну особенность данного саммита - Запад будет вынужден до конца выслушать то, что на протяжении уже не менее 2-3 месяцев почти прозрачно говорит российский президент, будь то его ежегодное послание Федеральному Собранию, интервью американским СМИ или ответы на вопросы общественности различных стран мира в режиме он-лайн. Есть ощущение, что в связи с недавними событиями в Ингушской автономной республике РФ власти России получили серьёзный аргумент для того, чтобы самим перейти в своеобразную "атаку" на позиции западных "защитников демократии в России" и "борцов против терроризма" - хотя бы в том же Ираке или на Кавказе. Напомним, кстати, что даже американский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Мэтью Брайза, например, "не исключал", что на саммите в Санкт-Петербурге может быть обсуждён и такой вопрос, как урегулирование карабахского конфликта. А власти Грузии, например, тем более после недавнего визита своего президента Михаила Саакашвили в Вашингтон, уверенно заявляли о том, что в рамках саммита "G-8" обязательно будут обсуждены конфликты в Абхазии и Южной Осетии, причём США выступят "на стороне" грузинских властей.

То есть, у России и США в Санкт-Петербурге будет определённый интерес к ситуации на Кавказе и в близлежащих к нему регионах, коими и являются Ирак или Иран. Интересно проследить по публикациям западных СМИ, в каком именно контексте в странах Запада ожидали до санкт-петербургского саммита упоминаний о Кавказе. Если пролистать газеты, то явно бросается в глаза обвинительный уклон - мол, Запад не устраивает то, что Россия "оказывает экономическую и политическую поддержку сепаратистским режимам" в бывших советских республиках. Но вот парадокс - в американских СМИ уверены (в особенности - авторы из выше уже упоминавшегося фонда "Heritage"), что Москва поддерживает "сепаратистские движения" в Грузии, Молдавии и... Азербайджане. Не надо быть особенно умными, чтобы понять - наиболее антироссийски настроенные круги в США имеют в виду как раз то, о чём говорил и сопредседатель МГ ОБСЕ М.Брайза и грузинские власти - о попытке со стороны президента США навязать В.Путину дискуссию об урегулировании постсоветских межэтнических конфликтов по "американскому сценарию". И эти круги совершенно отчётливо дают понять миру, в том числе и общественности Армении и НКР, что в дни, предшествующие санкт-петербургскому саммиту, эти круги в американской околополитической элите осуществляют и прессинг в отношении администрации Белого дома, и лоббинг своих проектов "покончить с сепаратизмом" на постсоветском пространстве, имея в виду также и карабахскую проблему. Как - вполне ясно: в пользу Азербайджана, раз уж лоббисты США приняли решение считать национально-освободительную борьбу карабахских армян "сепаратизмом в Азербайджане".

Хотя говорить о том, что Россия, например, поддерживает "сепаратистов в Азербайджане" - на наш взгляд, со стороны гражданина США означает вовсе не быть в курсе политики собственной страны. Скорее, это именно США можно "обвинить" в том, что они ежегодно выделяют финансовые средства в качестве прямой денежной помощи НКР. А вот такого, чтобы Россия выделила бы не то что финансовую помощь, а хотя бы какой-то гуманитарный груз для НКР, что-то и не припоминается.

В отличие от вышеупомянутых американских кругов и их СМИ, в британских, французских и "нейтральных" американских СМИ в этом плане упоминают о "поддержке" и "поощрении" Россией только "сепаратистских движений в грузинских регионах - Южной Осетии и Абхазии, а также в Молдавии". То есть в странах-лидерах ЕС, как и в более лояльно настроенных к Москве американских кругах, вполне хорошо понимают, что случай с НКР - действительно особый, и его вряд ли можно огульно приравнивать к остальным постсоветским конфликтам. В этом плане где-то даже импонирует позиция британской "The Guardian", принявшей решение даже не обвинять Россию в "поддержке и поощрении сепаратистских движений" на Кавказе и в Молдавии, а лишь скромно посожалевшей о том, что "Путин последовательно блокирует или уклоняется от участия в любых карательных действиях США и их союзников" (речь в том числе и об Ираке с Ираном!..), а "что касается Косово, Грузии, Молдавии и Украины, его позиция часто расценивается как нежелание помогать". То есть Европа сожалеет о том, что Россия не помогает США установить единоличный американский контроль и диктат над упомянутыми регионами планеты, но далека от того, чтобы обвинить Москву в причастности к постсоветским конфликтам.

Если же вспомнить о заявлениях властей Грузии, а также о том, что и в Азербайджане в последнее время участились высказывания действующих политиков (но не властей!) и "околополитических политиканов" (взять хотя бы бывшего госсоветника Вафа Гулизаде), в которых "красной нитью" проходит мысль о том, что эти страны не имели и не имеют никаких конфликтов, и речь может идти только об "агрессии" России и её попытках "аннексии", соответственно, грузинских и азербайджанских территорий, а затем сопоставить эти заявления и комментарии с намёками М.Брайза и "наставлениями" экспертов американского фонда "Heritage", то тогда перед нашими глазами выстраивается уже вполне стройная версия о том, чего бы хотели во время санкт-петербургского саммита добиться (руками Дж.Буша-младшего, разумеется) идеологи и адепты "новой холодной войны" между США и Россией. Отметим - отнюдь не зря именно 12 и 13 июля с Кавказа поступали весьма тревожные заявления, последствиями которых может стать и весьма трагическая развязка. Во-первых, это предупреждение со стороны ФСБ России о том, что грузинские спецслужбы готовят крупную военную провокацию в Южной Осетии в дни санкт-петербургского саммита. Во-вторых, это обращение спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе к ООН с требованием пересмотреть формат миротворческой операции в Абхазии и Южной Осетии.

И вот на данном фоне спецслужбы России ликвидируют немалочисленную бандитскую группировку террористов в Ингушетии - непосредственно граничащей с Грузией, уничтожив при этом главное "знамя" Запада в его инсинуациях о нарушениях российскими властями прав человека на Кавказе, концентрировавшего на себе и основные переговоры "инчкерийского подполья" на Западе, и основные финансовые и оружейные потоки, обильно шедшие на Кавказ, начиная с 1991г. Чтобы раскрыть сущность данного шага (в конце концов, многие знали, что придёт время, когда одиозного террориста Шамиля Басаева уничтожат так же, как и его даже более "титулованных" предшественников), придётся обратиться к одной версии, прозвучавшей, кстати, именно с Запада. Газета "Российский Вестник" от 12 июля в материале "Отступление на фланги" сообщила, что по данным, поступившим с Запада и имеющимся в её распоряжении, США планируют после саммита "G-8" начать коренную перестройку своей внешнеполитической линии на пространстве СНГ: теперь в её основе будет лежать сосредоточение дипломатических усилий на контроле "флангов" постсоветского пространства - Прибалтики и Закавказья. Главное в новой американской стратегии, согласно этой версии, - то, что США, пока у них ещё есть время и возможности, решили в спешном порядке закрепить свои позиции в этих регионах, включив их в свою зону влияния раз и навсегда. По имеющимся данным, ещё несколько месяцев назад при генсеке НАТО была создана особая группа, которой поручено, обобщив опыт одновременного членства Греции и Турции в структурах Североатлантического альянса, в кратчайшие сроки подготовить рекомендации для его применения в отношении Азербайджана и Армении. Здесь исходят из того, что их членство в НАТО не только расширит возможности США на Ближнем Востоке, но и создаст заслон усилению влияния России в Закавказье. Грузия в этом контексте нужна Штатам лишь как спокойный транзитный коридор - и потому в настоящий момент на неё оказывают беспрецедентное давление, добиваясь её вступления в НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Но, на наш взгляд, вполне понятно, что Вашингтон всё же дал "последний шанс" Тбилиси доказать, что Грузия в состоянии "военным путём" решить свои конфликты с абхазами и осетинами.

Если версия соответствует действительности, то, не исключено, и в Москве прекрасно осознают, что реально помешать "втаскиванию" Грузии в НАТО российские власти просто не в состоянии. Но ведь на протяжении 17 лет именно Грузия была тем самым "спокойным транзитным коридором", по которому из Турции и других стран (в том числе и членов НАТО) на Северный Кавказ шли караваны международных террористов. Ликвидация Басаева и его ближайшего окружения в этом контексте приравнивается к тому, как если бы президент РФ открытым текстом заявил своим западным коллегам, что отныне им некого спонсировать на проведение антироссийских и антирусских подрывных действий на Кавказе. И подключение Грузии к евроатлантической "системе безопасности" теряет первоначальный смысл и привлекательность для Запада, в первую очередь - для США. Что же касается судьбы Абхазии и Южной Осетии (возможно, и НКР), то и здесь, судя по всему, никаких уступок со стороны России американцы ждать не должны.

Даже проамерикански настроенные круги в Москве - например, Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги, заявляют сегодня, что США допустили стратегическую ошибку, полагая, что постсоветскую Россию можно втянуть или привязать к орбите Запада. "Сейчас она полностью ушла с этой орбиты. Российские лидеры отказались от мысли стать частью Запада и начали создавать свою собственную систему с центром в Москве", - утверждал Д.Тренин в журнале "Foreign Affairs". По таким вопросам, как Иран, "Россия будет по-прежнему разделять в основном западные цели и в то же время, противостоять жёсткой политике Запада (особенно США)", считает он. А мы можем добавить - и по вопросу о Закавказье, являющемся крайне важным регионом в планах Москвы обеспечить безопасность и стабильность на российской части Кавказа. И не зря специалист по России из консультационной фирмы "Risk Advisory Group" (США) Дженнифер Молл (Jennifer Moll), комментируя ситуацию в мире в глобальном ракурсе, недавно заявила, что Путин не ищет конфронтации с Западом. Однако на этом саммите вряд ли будет достигнут консенсус, если вообще что-то будет достигнуто: "Он не хочет, чтобы на него смотрели как на энергетического ястреба, угрожающего другим людям. Но он хочет всё делать по-своему", - сказала она. В результате вполне могут возникнуть трения еще в период президентства Буша. "Нам в Вашингтоне необходимо некое новое мышление", - заключает госпожа Молл.

Вот от этого, собственно, и будет зависеть как само течение санкт-петербургского саммита "G-8", так и его результаты, даже если на нём США всё же рискнут поднять среди прочих вопросов и вопрос о постсоветских конфликтах, три из которых приходятся как раз на Закавказье, где, если верить вышеизложенной версии, изложенной "Российским вестником", Вашингтон сейчас будет стремиться "закрепиться" во что бы то ни стало. Если же Дж.Буш-младший не сумеет найти элементов "некого нового мышления", которое ему пожелала Дж.Молл, то тогда страны и народы нашего региона в ближайшее время ожидают очень тяжёлые испытания и, возможно, серьёзные перемены. Не исключено, что в условиях нарастающей напряжённости в российско-американских отношениях и утверждения атмосферы противостояния на Кавказе буквально всем политическим силам региона скоро придётся определяться - на чьей они стороне и чего добиваются при планировании своей политики и процесса развития своего государства. Если же к этому ещё добавить и почти полную неопределённость в развитии ситуации вокруг соседнего Ирана, то, как можно понять, положение народов Закавказья в ближайшее время вряд ли изменится в лучшую сторону, поскольку любой результат их "окончательного" стратегического выбора не принесёт этим народам ни мира, ни безопасности, ни стабильности и никаких политических и финансовых дивидендов. Ведь в случае выбора "в пользу" США и, скажем, НАТО территории их стран просто превратятся в "буферную зону", запрограммированную на подрывные действия против и России, и Ирана. На наш взгляд, стратегический статус подобной "буферной зоны" может привести лишь к утрате независимости - либо фактически, либо даже "физически". В случае же выбора "в пользу" России народы и страны Закавказья рискуют превратиться в поле осуществления тех подрывных акций, которые Вашингтон, не исключено, всё же готовит сейчас против России и Ирана.

Сергей Шакарянц - эксперт аналитического Центра "Кавказ"