Российский политолог, заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов, объявленный персоной нон-грата украинским МИДом за ряд политологических исследований и экспертных оценок по проблемам Украины, последний раз был в Крыму в начале 2006 года, когда и получил известие о нежелании украинских властей видеть его на территории своего государства в течение ближайших 2-х лет. Однако Фролов продолжает активно работать и в интервью корреспонденту ИА REGNUMM дал свою оценку событиям на Украине и российско-украинским отношениям.

ИА REGNUM. В украинском парламенте все-таки избран спикер и создана новая коалиция. Чем объяснить изменение формата парламентского большинства?

- Оранжевые просто обманули Мороза, и он понял, что гораздо разумнее иметь дело с представителями Партии регионов (ПР), которые держат свое слово.

Если новая коалиция окажется устойчивой, последствия государственного переворота 2004 года можно будет считать преодоленными. В этом случае будут реализованы итоги парламентских выборов марта 2006 года, решительную победу на которых одержала Партия регионов. Ключевым моментом является избрание премьер-министра. Партия регионов имеет полное право провести на этот пост своего кандидата.

ИА REGNUM. Что может сделать новую коалицию устойчивой и как теперь могут выстроить свои отношения к юго-востоку оранжевые силы?

- Участников коалиции в составе ПР, Социалистической партии Украины (СПУ) и Коммунистической партии Украины (КПУ) объединяет верность принципам политреформы, намерение придать русскому языку на Украине статус государственного и невступление Украины в НАТО. Сцементировать коалицию может каноническая Православная Церковь.

Мы видим, что оранжевые, непримиримые друг к другу группировки "Наша Украина" и блок Юлии Тимошенко, не готовы пойти на мир с Донбассом, Крымом и Новороссией. Ситуация такая абсурдная, что употребление и произнесение слова "Галиция" почему-то не является признаком сепаратизма, а употребление слов "Новороссия" или "Славяносербия" является преступлением, хотя это исторические имена с огромным историческим и позитивным зарядом. Слово "Новороссия" может быть жупелом только для тех политических сил, которые считают Россию врагом. Для нормальных людей "Новороссия" является в России и Украине объединяющим словом. Это только один из многочисленных примеров.

Мы видим, с какой ненавистью и непримиримостью оранжевые относятся к праву большинства населения Донбасса, Крыма и Новороссии говорить на родном русском языке, оставаться христианами канонического Русского Православия. Буквально на днях очередная попытка захвата православного храма произошла в древнейшем русском городе Чернигове.

Напомню, что это уникальный город со своим северским диалектом. Это уникальный самобытный этнос русского народа. Северяне, северы или северцы - это не великороссы и не малороссы. Это еще одна ветвь русского народа. В Чернигове, в этом выдающемся центре для русской государственной культуры, Черниговское княжество воссоединилось с остальной Россией. Раньше, в 1503 году, воссоединилась Малороссия. Сохранилось 5 храмов домонгольской архитектуры, по которым мы судим, что домонгольская русская архитектура сохранилась и в Великороссии - в Суздале, Владимире, Москве.

И вот сейчас в этом святом для всех русских городе мы видим, как пытается Филарет захватить одну из святынь Чернигова - Екатерининскую церковь. Но, мы видим и другой процесс. Ответ. Адекватный ответ православных, которые не дают этот храм захватить. И такая борьба за умы и за сердца происходит везде. И мы видим, как между Львовом и Донбассом, между Ивано-Франковском и Севастополем все меньше и меньше остается даже видимости чего-то общего.

Мы видим, как оранжевые все более приобретают коричневый оттенок, и, прежде всего, реабилитацией ОУН-УПА. Реабилитация бандеровцев - это попытки переосмыслить итоги Нюрнбергского процесса. Мы видим, как люди, которые строят современную Украину, исповедуют принцип "хоть с чертом, но против России и русских".

Доходит до поддержки самых оголтелых экстремистов. Мы видим, что представитель президента Украины в Крыму Геннадий Москаль поддерживает требование меджлиса не строить православный храм в селе Голубинка. Здесь, защищая свои права и свою веру, русские люди Крыма должны все-таки проявить твердость и построить этот храм там, где он всегда был, где его сейчас и восстанавливают. Иначе получится ситуация, которая недавно сложилась в Феодосии. С одной стороны, мы отстояли Феодосию от десанта НАТО, но, с другой стороны¸ когда меджлис потребовал не ставить памятник святому апостолу Андрею Первозванному на его первоначальном ключевом месте, к сожалению, наши единоверцы пошли на попятную и согласились переносить памятник. Это недопустимо.

С какой стати мы будем вечно играть в поддавки? С какой стати мы должны отказываться от своих святынь и поддаваться на угрозы экстремистов? Эти угрозы только разжигают аппетиты. Сейчас, соответственно, очень важна политическая самоорганизации всех сил, которые выступают против нового тоталитаризма, за каноническое Православие, русскую культуру, права и свободы всех граждан Украины, которую мы видим двуязычной и федеративной. Которую мы видим государством, находящемся не в НАТО, а в системе координат обычных христианских цивилизаций.

И мы видим, что сама ситуация разделения между Западом и Востоком ускоряет процесс политической самоорганизации. Мы видим, что оранжевые не собираются идти на федерализацию. Напротив, они собираются идти на ужесточение ситуации. Мы видим поддержку Запада в этом их стремлении.

ИА REGNUM. Можно ли говорить о том, что из оранжевых лидеров Запад сейчас ставит на Тимошенко?

- Да. Я думаю, в значительной степени то, что американцы стали ставить на Тимошенко, является их разочарованием в "мягкотелости" Виктора Ющенко, который не подавил протесты в Феодосии. И, видимо, они полагают, что у Тимошенко не дрогнет рука. В этой ситуации мы видим закономерность активизации Партии регионов. Мы с очень большим интересом наблюдаем за тем, как пройдет предстоящий съезд депутатов всех уровней от Парии регионов. И логично было бы полагать, что он не ограничится парламентскими требованиями, но и поставит принципиальные вопросы о двуязычии Украины, о ее федерализации, о невступлении в НАТО, о недопустимости вмешательства государства в церковные дела. Если такое произойдет, то Партия регионов выступит как географически идейная политическая сила, которая выдвигает альтернативный тупиковому оранжевому проект двуязычной, федеративной Украины, гармоничной, верной своей религии и традиции.

Пока же мы видим, что оранжевые пытаются еще больше нагибать Восток Украины. 18-20 августа планируется масштабное экологическое мероприятие в Киеве под названием "Всемирный форум украинцев". Мы знаем по прошлым украинским форумам, какие там раздаются призывы: подавление русского языка, проклятия в адрес России.

Совершенно очевидно, что в этой ситуации России следует поддержать все те политические силы, которые выступают за демократическую федеративную Украину, за недопущение национализма, против нарушений прав человека в области религии, права, языка и образования. В свою очередь, будет логично, если юго-восток, Донбасс, Крым и Новороссия, не желая нести ответственность за этот агрессивно-националистический форум, поддержанный сегодняшней властью, проведут демократический конгресс народов Украины, который со всей щедростью поставит вопросы о неприятии агрессивного национализма, экстремизма и выступит за языковое равноправие и демократию на Украине.

ИА REGNUM. Насколько агрессивным стал национализм в области религии?

- Эксперименты в религиозной сфере в сложившейся ситуации представляются не менее опасными. Сейчас вышибается почти все. Неймется разорвать последнюю нить, связывающую Украину с Россией, - это каноническое Православие. Оранжевые стремятся любой ценой оторвать Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата. С этой целью провоцируется вмешательство Константинопольского патриархата в дела Украины. Вот, если такое произойдет, то это будет такой же раскол православного мира, какой уже переживало в своей истории христианство. Но те люди, которые будут виновниками этого раскола, конечно, останутся в истории проклятыми людьми. Такие расколы не излечиваются столетиями.

Видя весь драматизм ситуации на Украине, мы наблюдаем главную и очевидную тенденцию к укреплению раскола: пути Запада и Востока Украины расходятся все больше. Кристаллизуются политические субъекты в Донбассе, Крыму и Новороссии. Появляется контрэлита. Появляются яркие фигуры политиков, которые отстаивают ту самую демократическо-федеративную, православную, дружественную России Украину. Мы видим поросль молодых депутатов Верховного Совета Крыма и местных советов Донбасса, Крыма и Новороссии, которые отстаивают региональность русского языка. Хотя само по себе - делается русский компромисс, так как правовое решение вопроса следует к государственному двуязычию. Мы видим и ярких депутатов от регионов и в Верховной Раде Украины.

ИА REGNUM. Насколько серьезно эти политические силы могут рассчитывать на поддержку православной общественности?

- Православное общественное движение теперь поднимается заметно. Последняя акция Союза православных граждан Украины в Чернигове, в Одессе и в Крыму показывают, что именно православное общественное движение задает политическим силам, выступающим за федеративную демократическую двуязычную Украину идейную основу, мировоззренческую основу. Ведь в чем причина побед оранжевых? В том, что у них есть, пусть ложная, но идея. Пусть неправильная с нашей точки зрения, но вера. Они исповедуют униатский проект антироссийской Украины. Получается, что ложная религиозно-политическая униатская русофобская идея до сих пор побеждает атеизированные Донбасс, Крым и Новороссию. Таким образом, атеизм, как опиум для народа, и есть причина наших поражений. Поэтому появление политического православия при воли Московского Патриархата, появление православных политических движений является началом контрпроцесса, потому что идея служения, свойственная религиозному сознанию, способна на политическое служение пассионарной контрэлите Донбасса, Крыма и Новороссии.

Православие - это основа создания контрэлиты, которая остановит превращение Украины в большую Галицию. Эта контрэлита появляется в Донбассе, Крыму и Новороссии. Благодаря православной традиции большие группировки становятся действительно элитными, а не просто финансово-промышленными группами. И сейчас происходит кристаллизация этого процесса. Сами действия оранжевых провоцируют контрдействие и дают этому контрдействию мировоззренческую основу.

ИА REGNUM. Как в идеале должен выглядеть православный отпор?

- Для того чтобы дать достойный отпор униатско-галицийской оранжевой идее, необходимо воспроизвести православное миссионерство, выход церкви в контрнаступление, выход за пределы, собственно, церковного двора. Сейчас нет времени на раскачку. Нужны стахановские темпы.

Необходимо подумать над процессами взращивания своей элиты. Для этого необходимы лицеи, университеты, где готовились бы, допустим, политологи, журналисты, экономисты. В идеале - это должны быть церковно-светские вузы, выпускники которых имели бы элементарное понятие о православной традиции, о ее неизвращенной истории (одна из исторических фальсификаций состоит в том, что святой равноапостольный князь Владимир будто бы крестил не Русь, а Украину), о непереписанном Гоголе, о сокрытии исторической правды о том, что Украина всегда считала себя Русью.

За святое слово "Россия" и за свою русскость люди шли на казнь. Вспомним хотя бы об униатско-мазеповском геноциде в Галиции, когда были уничтожены более 60 тысяч руссофилов. Было два концлагеря. Людей уничтожали по религиозно-национальному признаку за то, что они были русскими, и за то, что они были православными. Сегодня именно это стало сутью политических доносов, которые организовывают политические идеологи оранжевых.

ИА REGNUM. Недавно в Москве состоялся саммит религиозных лидеров, на котором православных, в том числе и украинских православных, представляла Русская Православная Церковь. Что стало главным итогом саммита и прозвучало ли намерение Церкви отстаивать свои территории, в том числе и на Украине?

- Недавний Международный саммит религиозных лидеров стал историческим событием, на котором Русская Православная Церковь показала, что она не отдаст ни пяди своей канонической территории, что она будет отстаивать ее и возвращать утраченное. И что она будет вести диалог с другими религиями только на позициях равноправия, а не подчинения. Что Русская Православная Церковь Московского Патриархата - это религиозно-политическая структура мирового уровня, не менее влиятельная, чем католицизм и мировые центры ислама. И в этом победа Православия.

Другая победа Православия на саммите состояла в том, что традиционные конфессии поддержали позицию Русской Православной Церкви в вопросе того, что религия и традиции являются не личным делом, а важнейшим общественно-политическим фактором, который должен влиять на политику, образование, на общественную ситуацию и на международные отношения. Таким образом, нанесен существенный удар по тем ключевым силам, которые пытаются загнать церковь в гетто.

Саммит нанес мощный удар и по антицерковному лобби в России. Религиозный совет России, который совместно с Русской Православной Церковью был главным организатором саммита, отстоял свои позиции, как безальтернативного Центра межрелигиозного диалога в России и разрушил попытки создания так называемого госоргана по делам религий. Именно поэтому антицерковное лобби пытается исказить и переврать этот форум, занизить его значение. Антицерковный хулиган из "Московского комсомольца" Бычков просто лжет, утверждая, что на саммите не было представителей немецких лютеран, что было важно в преддверии саммита большой восьмерки. В действительности же на саммите был лидер немецкой евангелистской церкви.

Так же антицерковное лобби пытается столкнуть президента и церковь. Это политическая провокация, потому что Церковь и государство были партнерами в организации этого важного церковного общественного геополитического мероприятия. Теперь очень важно дать цивилизации текст декларации от его имени.

Антицерковные силы организовали ряд провокаций во время саммита: это очень странная попытка взрыва мечети в Подмосковье и нападение неких патриотических анонимов на еврейскую экспозицию на межконфессиональной выставке, когда какие-то люди пытались напасть на ее участников с криками "Жиды убили нашего царя!".

Я полагаю, что маргинальные группы, откровенно используются антицерковными силами для дискредитации Русской Православной Церкви. Люди среди нападавших принадлежат к так называемому "альтернативному православию", которое активно поддерживается антицерковными информационными ресурсами, как, например, портал Кредо.ру, который, как утверждают, связан с некоторыми российскими политтехнологами и с откровенно оранжевыми антироссийскими силами. Редакция связана также с группой офицеров американской военной разведки, которая осуществляет информацио-политическую кампанию против Русской Православной Церкви.

Там, в частности, бывший полковник военной разведки США Евгений Магеровский, который является специалистом по срыву воссоединения Русского Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Другой перебежчик - Константин Преображенский - также активный автор портала Кредо.ру. Они все бьют в одну точку - пытаются дискредитировать Русскую Православную Церковь и сорвать ее процесс с зарубежной Церковью. Именно там пытаются дискредитировать саммит религиозных лидеров в Москве.

Самый главный итог саммита - это заявления президента России Владимира Путина о том, что человек, лишенный знаний о своей религиозной традиции, является легкой наживкой для экстремистов. Таким образом, те, кто выступает против преподавания в школах основ православной культуры, против военных священников в армии, против православных телепрограмм на общенациональных каналах в удобное время, против государственной аккредитации церковно-духовных школ, будут выступать против российского президента, против государства.

ИА REGNUM. Станет ли итог саммита религиозных лидеров подспорьем в выработке российской позиции на саммите большой восьмерки?

- Несомненно, послание всемирного саммита религиозных лидеров будет очень серьезным подспорьем для Владимира Путина на предстоящем саммите, для которого позиция межрелигиозного сообщества будет аргументом в диалоге с Западом. И в контексте этого диалога мы видим Саакашвили, который побежал к Бушу спасаться от Российского государства и просить у Буша поддержки в расправе над Южной Осетией.

Несомненно, принципиальны для России вопросы по Белоруссии и Украине. Нравится это или нет, но Запад будет вынужден признать то, что Белоруссия является частью не Речи Посполитой, а святой Руси. Россия имеет там свои законные интересы, и союз Белоруссии и России священен.

Что касается Украины, то в украинском вопросе главным для России может стать федерализация Украины. На территориях западных областей Запад будет реализовывать свои интересы. А территории Донбасса, Крыма и Новороссии, естественно, тянутся к России и останутся в орбите ее влияния. На что Россия не может пойти, - это согласиться на вступление Украины в НАТО. И Запад это должен понимать. Собственно и ситуация на Украине является также аргументом для Владимира Путина в этом диалоге. А именно то, что Партия регионов, продемонстрировав справедливую силу, добилась некоторых уступок, в частности, руководства 15 комитетами в Верховной Раде. А это комитеты по свободе слова, по национальным меньшинствам, и часть их носят гуманитарный характер. Это говорит о том, что Партия регионов может проявить себя как защитница прав русскоязычного населения и свободы слова, добиться полноценного функционирования пророссийской оппозиционной прессы. Она также должна воспользоваться энергией наступающего Православия чтобы взять под контроль комитет, который занимается религиозными вопросами, и остановить раскольников на Украине.