Согласно распоряжению правительства Южной Осетии, представителем в организационном комитете по осуществлению наблюдения за выполнением второй и третьей части третьей Программы по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта, финансируемой Еврокомиссией, назначен секретарь югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) Леонид Тибилов. О программе экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта и ходе ее реализации Леонид Тибилов рассказал в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Тибилов, в зоне грузино-осетинского конфликта реализуется третья программа по экономической реабилитации. Расскажите, что представляет собой программа экономического восстановления зоны грузино-осетинского конфликта, как она реализуется?

Реализация третьей Программы по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта, финансируемой Европейской Комиссией, осуществляется на основе протокола, подписанного сторонами в СКК в г. Цхинвал 31 января 2004 года, и соглашения между ОБСЕ и Пограммой развития ООН, подписанного в марте 2004 года. Согласно Протоколу, Программа должна была осуществлена в течение не более 18 месяцев с момента вступления в силу Дополнений к Договору между Еврокомиссией и ОБСЕ, т.е. концу сентября прошлого года. Однако, сложная политическая обстановка и трагические события лета 2004 года помешали выполнению программы. Сегодня решается вопрос продления программы (Брюссель, Бельгия). Основной задачей механизма по реализации данной программы является определение процедур, подлежащих соблюдению в ходе ее реализации. Процедуры согласованы со сторонами-участницами урегулирования конфликта, а также Миссией ОБСЕ в Грузии, Еврокомиссией, ПРООН и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

На основании достигнутых договоренностей сторон в СКК при участии Миссии ОБСЕ в Грузии и делегации ЕК в Грузии, бюджет Программы на сумму в 2,5 млн. евро разделен на три части. Первая часть (800 тыс. евро) предусмотрена на предоставление беженцам и вынужденным переселенцам помощи в приобретении жилья и предметов первой необходимости в процессе возвращения. Вторая часть (1,3 млн. евро) будет использована на реабилитацию основных инфраструктур в поддержку постоянно проживающих на территории лиц. Третью часть (300 тыс. евро) предусмотрено направить на реабилитацию основных объектов инфраструктуры в селах возвращения беженцев и вынужденных переселенцев. Остальная сумма предусмотрена на завершение ранее реабилитированных объектов за счет средств Еврокомиссии, в частности, на поддержание и техническое обслуживание школ и школы-интернат в поселке Джава, сел Тамарашени, Кехви.

При таком подходе, СКК на своем заседании от 26 июня 2003 года утвердила - на основе представленных рабочей группой СКК по экономическим вопросам, по согласованию с министерством экономики и экономического развития Южной Осетии - перечень и схему первичных расценок реабилитации объектов, подлежащих восстановлению в зоне грузино-осетинского конфликта. Для успешного осуществления третьей программы созданы экспертные группы из специалистов от каждой стороны и Организационный комитет, в состав которого входят представители югоосетинской и грузинской сторон, ОБСЕ, УВКБ ООН, ЕК, ПРООН.

Ответственность за выполнение второй части Программы возложена на ПРООН. Реабилитация основных объектов инфраструктур в поддержку постоянно проживающих на территории зоны конфликта лиц, осуществляется на основании представленных администрациями города и районов предложений и утвержденного на заседании СКК от 26.06.2003 года перечня. ПРООН вверен полный менеджмент проектов, ответственность по проведению тендеров, подписанию контрактов, договоров, оплата в ходе осуществления этой части проекта. Разработана также схема проведения тендера, то есть тендер объявляется в средствах массовой информации в Цхинвале, в Тбилиси и на международном уровне, на сайте ПРООН. Поступившие предложения рассматриваются ПРООН. Результаты тендера представляются членам Организационного комитета (ОК) для утверждения. Затем ПРООН заключает контракт с выигравшей компанией. Члены Организационного комитета информируются о перечне компаний, о стоимости предложений, об основных технических параметрах только по завершении тендера.

ИА REGNUM: Расскажите, какие проекты реализованы на сегодняшний день?

На сегодняшний день по всем проектам инфраструктуры были объявлены тендеры, и после завершения оценки предложений со многими выигравшими компаниями были заключены контракты. Так, проект по реабилитации газораспределительной системы г. Цхинвал разделен на три составляющие, по которым были объявлены тендеры, - это поставка специального транспортного средства для аварийной газовой службы, трассоискателя, передвижного винтового компрессора и оборудования для газораспределительных пунктов. Этот проект завершен.

Вторая часть этого проекта по реабилитации газораспределительной системы предусматривает ремонт существующей газопроводной сети г. Цхинвал (6500 м). В объявленном тендере на этот проект ни одна организация из Южной Осетии участие не приняла. Выиграла компания ПМК-4 (Грузия). Во время проведения работ было выявлено, что значительные участки подземных линий не подлежат ремонту, и требуется прокладка надземных. В частности, надземные линии были проложены на ул. Железнодорожная, Жданова и Пушкина. На сегодняшний день почти 80% реабилитационных работ проведены. В рамках вышеназванного проекта также есть проект, предусматривающий строительство здания газораспределительного пункта в районе БАМ в Цхинвале, и ремонт здания газораспределительного пункта по ул. Комсомольская. Эти работы уже выполнены местной югоосетинской компанией.

Следует упомянуть и о проекте по газификации сел Авневи, Тамарашени, Кехви (населенные в основном грузинами села зоны грузино-осетинского конфликта - ред.). Грузинская сторона на пятом заседании Оргкомитета вместо проекта капитального ремонта Кехвской ГЭС, оцениваемого в 150 тыс. евро, предложила реализовать проект и предусмотренную на этот проект сумму направить на газификацию сел Тамарашени, Кехви, с условием, поставленным югоосетинской стороной, что объем поставки газа будет достаточен. Югоосетинская сторона письменно обратились в правительство Южной Осетии с подобным предложением. По поручению председателя правительства, газовым хозяйством Южной Осетии были произведены необходимые расчеты. После того, как мы получили письмо от руководителей газового хозяйства с тем, что такое подключение технически возможно, Оргкомитет согласился с предложением грузинской стороны. Проектная организация "Geogasproject Ltd." выполнила работы по составлению проектно-сметной документации.

Отдельным пунктом является также выполнение проекта по реабилитации питьевой и оросительной систем. Работы по реабилитации водопроводной сети г. Цхинвал проводит "Цхинвальский водопровод". Компания уже закупила строительные материалы. Реабилитационные работы водонапорной станции в с. Кемерта проведены выигравшей тендер грузинской компанией "Rekasi MB. Ltd.". Данный проект имеет большое значение для югоосетинской стороны, так как многочисленные незаконные врезки в водовод создают большие проблемы, которые положительно могут решиться благодаря строительству водонапорной станции в с. Кемерта.

В проекте восстановления водовода Эдиси-Цхинвал изначально предусматривались ремонтные работы на водопроводной трассе, в частности, снижение проектной отметки т.н. "Полки". Однако, в дальнейшем администрация города предложила вместо реабилитации водопровода Эдиси-Цхинвал закупить специальные механизмы, необходимые для обслуживания водовода. Югоосетинская сторона после проведенных консультаций с руководством республики представила в Оргкомитет это предложение - эти машины приобретены, но все еще не доставлены в г. Цхинвал по вине некоторых служб правоохранительных органов Грузии.

В рамках реконструкции системы энергетики выполняются следующие проекты: приобретение и монтаж электросчетчиков в г. Цхинвал, приобретение и монтаж трансформаторов, приобретение и доставка электрических счетчиков, этажных щитов, вводно-распределительных устройств, пластмассовых труб, провода и силовых трансформаторов в г.Цхинвал. Компания "Югосетэнерго", выигравшая тендер, приобрела и доставила в г. Цхинвал электрические счетчики, этажные щиты, вводно-распределительные устройства, пластмассовые трубы и провод. В проект также входит монтаж электрических счетчиков, этажных щитов и вводно-распределительных устройств. Сегодня эти работы уже завершены.

В рамках проектов по восстановлению коммунального хозяйства изначально было предусмотрено строительство завода по переработке мусора, однако, после подсчетов специалистов, было выявлено, что для строительства завода по переработке мусора необходимы средства, в 4-5 раз превышающие сумму, выделенную для этого проекта на СКК. Поэтому, после проведенных консультаций югоосетинская сторона, с учетом мнения руководства республики, предложила использовать эту сумму для приобретения специальной техники и автомашин для вывоза мусора и изготовление контейнеров и бункеров для твердых и бытовых отходов. Впоследствии на эти два проекта были реализованы. Для коммунального хозяйства г. Цхинвал были приобретены бульдозеры, изготовлены мусорные бункера, которые расставлены в городе.

Были также объявлены тендеры на благоустройство территорий двух грузинских школ в селах Тамарашени и Кехви, на завершение работ в средней школе и школе-интернате в п. Джава. Подходят к концу работы по благоустройству территорий школ в с. Тамарашени и с. Хеити, реабилитация школы-интернат в п. Джава, в с. Ксуиси, произведен капитальный ремонт моста в с. Ксуиси, на стадии завершения капитальный ремонт моста в с. Дмениси. Проведена реабилитация линии электропередачи в с. Приси. Кроме того, в пос. Знаур завершается строительство бани. Что касается средств, выделенных на завершение строительства ГЭС в Эдисе (Южная Осетия), то решено, что эти средства будут направлены на реабилитацию энергетического комплекса в Южной Осетии.