Александр Чалый - бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины, имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла

ИА REGNUM: Выступая на саммите ШОС, президент России Владимир Путин заявил, что сотрудничество в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) (ЕЭП) не идет в разрез с планами Украины развивать направление европейской интеграции. Согласны ли вы с подобной оценкой?

Если говорить о полномасштабном участии Украины в ЕЭП, то бесспорно, противоречия есть, поскольку мы планируем развивать и зону свободной торговли, и таможенный союз с ЕС. Однако, мне кажется, что на данной стадии, когда темпы и формы европейской интеграции меняются, нам необходимо максимально использовать ее преимущества и, одновременно, развивать секторальное сотрудничество со странами СНГ и ЕЭП. К примеру, у нас очень хорошие возможности для секторальной интеграции в оборонном и машиностроительном комплексах. С другой стороны, Украина может развивать потенциал интеграции в телекоммуникационном, финансовом и страховом секторах с Европейским Союзом. Вот это пример того, как внеблоковая и нейтральная Украина должна развивать зону свободной торговли по периметру и осуществлять секторальную интеграцию со странами и союзами на взаимовыгодной основе.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете идею о сотрудничестве между ШОС и ОДКБ? Может ли это привести к началу жесткого противостояния между двумя полюсами силы?

Сразу скажу, что мы является сторонниками мягкого противостояния. Украинцы должны реально говорить, что кроме зонтика ООН другой гарантии безопасности у нас нет. Вот, допустим, Армения, будучи членом ОДКБ обладает гарантиями регионального блока безопасности, а безопасность Польши гарантирована со стороны НАТО. Но воля и позиция украинского народа склоняется в пользу внеблоковой ситуации. В данном случае мы должны учитывать, что концепция единого европейского дома не состоялась, а евразийский континент опять вернулся к разделу по блокам. И хотя жесткого противостояния пока нет, мы не должны становиться яблоком раздора и способствовать эскалации ситуации. Именно внеблоковый статус позволяет Украине инициировать сотрудничество между блоками. В то же время стремление войти в один из блоков вызывает большую напряженность как внутри страны, так и между центрами силы.

ИА REGNUM: Если сегодня состоится референдум об отношении украинского народа к НАТО, как вы думаете, каковы будут его результаты?

Вы знаете, сегодня сомнений насчет этого нет ни у кого - ни у тех, кто выступает за членство страны в НАТО, ни у тех, кто представляет альтернативные точки зрения. Народ Украины не поддержит эту идею. Опросы общественного мнения показывают, что более 60 процентов украинцев против вступления в НАТО, чем и объясняется возникновение таких общественных инициатив, как "За внеблоковую, нейтральную Украину". Данная идея есть примирительной, неконфронтационной, предлагающей идеологию единения и мягкие взаимоотношения с центрами силы, каковыми являются Россия, США, НАТО Китай и т.д.

ИА REGNUM: То есть, вы практически не допускаете перспективы полноправного членства Украины в ЕС?

Новую внешнюю политику Украины следует строить на основе нейтралитета, но на принципах европейского выбора. Альтернативы европейской интеграции для Украины нет - мы европейская, а не евразийская страна. Мы должны быть максимально интегрированы в европейское общество, но формы интеграции могут быть разными. Сегодня абсолютно ясно, что ЕС не готов дать Украине перспективу членства, поскольку сам пребывает в глубоком системном кризисе. Исходя из этого, нам надо проводить интеграцию в формах, не предполагающих членства - секторально, как это делают Швейцария, Норвегия и Исландия.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете перспективы ГУАМ?

Если лидеры ГУАМ будут позициионировать эту организацию как некое дополнение к другим региональным организациям, а не как конфронтационное объединение, то перспективы, прежде всего экономические, есть. Страны ГУАМ обладают и энергетическими и транзитными ресурсами - они территориально очерчивают исторический "шелковый путь". Вот в этом контексте, реализуя энергетический и транзитный потенциал, не противопоставляя себя, прежде всего, России, а строя гармоничные взаимоотношения так, чтобы Москва понимала, что ГУАМ есть конкурентная структура - но это здоровая и дружественная конкуренция. Вот в таком разрезе - перспектива есть. Противопоставляя себя постсоветским странам, которые объединены в иные союзы, в том числе СНГ - бесперспективны.