Проект EXAMEN компании Begin Group в рамках выставки "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка" в сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве провел масштабное исследование по выбору вуза и последующей специальности абитуриентами и родителями абитуриентов. В анкетирование участие более 300 старшеклассников и их родителей. Как сообщили ИА REGNUM авторы исследования, в большинстве случаев к последнему звонку современные старшеклассники подходят с точным ответом на вопрос, что делать дальше. И если в окончательном выборе вуза многие сомневаются до последнего момента, то будущая специальность почти всегда известна заранее. Так, каждый четвертый школьник собирается стать "менеджером".

Выбор вуза, действия в случае провала на экзаменах

Чаще всего семьи старшеклассников начинают выбирать вуз за 1-2 года до момента поступления. 48% опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решение относительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, еще 31% - за год. Подавляющее большинство старшеклассников поступают сразу в несколько вузов одновременно (69% опрошенных), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи - в другой, и только 12% респондентов окончательно определились с единственным учебным заведением, в которое они будут подавать документы.

В случае неудачи на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% - на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попытку через год. При выборе вуза решающим фактором для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.

"Все чаще абитуриенты и их родители указывают на перспективы дальнейшего трудоустройства в качестве решающего фактора, - отмечает Михаил Кнеллер, руководитель проекта EXAMEN компании Begin Group. - Причем нередко они имеют в виду не столько знания, полученные в вузе и необходимые для той или иной работы, сколько ценность диплома для работодателей, наличие хорошего центра по трудоустройству, возможность прохождения практик и стажировок в ведущих компаниях. При этом на второе место отходит такой, казалось бы, немаловажный фактор, как наличие тех или иных специальностей. То есть специальность выбирается исходя не из непосредственных пристрастий ребенка, а ситуации на рынке труда". Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом.

Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались следующие:

- Уровень сложности вступительных испытаний - 11%;

- Удобное расположение вуза - 9%;

- Контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%;

- Количество изучаемых иностранных языков - 7%;

- Возможность получения двух дипломов - 6%;

- Бренд вуза - 5%;

- Наличие военной кафедры - 5%;

- Положительные отзывы знакомых - 5%;

- Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%;

- Наличие подходящих форм обучения - 3%;

- Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%;

- Форма оплаты обучения - 3%;

- Наличие магистратуры - 2%;

- Наличие известных преподавателей - 2%.

Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором - ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза). В последнее время, уменьшается значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.

Выбор специальности

Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе. Традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями - архитектурой, дизайном.

Кем хотят работать старшеклассники?

График-1

Образование в какой области старшеклассники планируют получить?

- Гуманитарное - 41%;

- Экономическое - 29%;

- Медицинское - 4%;

- Естественнонаучное - 3%;

- Художественное, музыкальное - 1%;

- Пока не определился - 10%.

По какой специальности старшеклассники планируют получить образование?

График 2

"В последнее время абитуриентам стали менее интересны общие широкие бизнес-специальности, такие как "экономист" или универсальный "менеджер", - отмечает Михаил Кнеллер. - Тем не менее, немало школьников выбирают что-то более конкретное, вроде "PR и реклама", "финансы и кредит", "управление персоналом". Специальность "юриспруденция" уже не кажется старшеклассникам столь привлекательной, как раньше. Растет интерес к творческим профессиям. Технические специальности, которые несколько лет были крайне непопулярны, постепенно начинают набирать вес - в первую очередь связанные с информационными технологиями. Московские вузы, хотя и с некоторым запозданием, стараются отвечать вновь возникающим требованиям. Все чаще и чаще проводится набор на такие узкоспециализированные учебные программы, как, например, "менеджмент в химической промышленности", "менеджмент в спорте", "антикризисный менеджмент" и т.д. Как когда-то каждый вуз открывал юридический факультет, сейчас многие открывают факультеты дизайна или, например, журналистики".

Выбор формы обучения

На вопрос, приветствуют ли абитуриенты и их родители новую структуру обучения "бакалавриат+магистратура" (4+1 год), опрошенные отвечали по-разному. Ее воспринимают положительно 34% респондентов, скорее негативно - 50%, для 16% данный фактор не имеет решающего значения. 83% респондентов хотели бы учиться по очной (дневной) форме, 6% - по вечерней, 3% - по заочной. Остальные пока не решили для себя этот вопрос.

Участие родителей в процессе выбора вуза

Выбор вуза - это, в большинстве случаев, первое серьезное решение, которое принимает старшеклассник самостоятельно. Впрочем, в своем выборе он всегда может рассчитывать на семью и близких. Обычно максимальное участие в судьбе будущего студента принимает его мама - каждый седьмой участник исследования, проведенного проектом EXAMEN компании Begin Group в рамках выставки "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка", отметил, что ее мнение было решающим при выборе вуза.

Кто в семье принимает участие в выборе вуза?

График - 3

Чье мнение является решающим при выборе вуза?

- Самого абитуриента - 74%;

- Матери - 14%;

- Отца - 3%;

- Обоих родителей - 9%.

Большинство родителей в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В то же время на практике чаще всего происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают). Сами абитуриенты при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% - с мамами, 19% - с друзьями, 6% - со старшими братьями или сестрами.