Мераб Чигоев - министр юстиции Южной Осетии

ИА REGNUM: Господин министр, в каком виде представлено на сегодняшний день министерство юстиции Южной Осетии?

Министерство юстиции состоит из 8 отделов и работает по российскому законодательству, но с учетом реалий, которые существуют в Южной Осетии. К примеру, во многих субъектах России ликвидированы, а если не ликвидированы, то из прямого подчинения министерству выведены такие службы как управление исполнения и наказания, служба регистрации, служба судебных приставов. В Российской Федерации на их основе созданы самостоятельные службы. У нас же эти службы функционируют при министерстве в качестве отделов, а функции у этих ведомств те же, что и у идентичных российских ведомств. Что касается деятельности министерства юстиции Южной Осетии, то работы много.

На сегодняшний день считаю приоритетным совершенствование законодательства нашей Южной Осетии. В прошлом году министерством юстиции разработано более 10 законов. В последствии эти законы были одобрены правительством и приняты парламентом. Области, в которых мы совершенствуем законодательную базу, самые различные. Министерство юстиции уже разработало ряд проектов по совершенствованию работы адвокатуры, нотариальных контор. Также разработан закон о государственной пошлине. Учитывая, что в России ставки по госпошлине слишком велики, и наши граждане эти ставки не осиливают, мы приняли решение разработать собственный законопроект закона РЮО о государственной пошлине. В этой части гражданское законодательство России, действующее у нас, будет приостановлено, поскольку будет действовать наше законодательство. Кроме того, разрабатывается целый пакет законов о государственной службе. За основу мы принимаем российские законы, но опять-таки с учетом наших реалий. Необходимость принятия этих законов совершенно очевидна, так как у нас система государственной службы еще времен советского союза, и требует совершенства.

ИА REGNUM: Что будет из себя представлять новый закон о государственной пошлине в Южной Осетии?

Закон, который мы принимаем, будет аналогичен тому закону, который действует в России. Однако, учитывая то, что у нас были боевые действия, мы сочли возможным расширить круг лиц, которые будут иметь льготы при выплате государственной пошлины. В эту группу включены такие категории, как участники боевых действий, близкие родственники погибших в ходе грузинской агрессии, др. Мы сочли необходимым предоставить льготы многодетным семьям. Кроме того, значительно снижены суммы пошлины.

ИА REGNUM: В функции Вашего ведомства находится регистрации всех неправительственных и общественных организаций. Как Вы считаете, как представлен третий сектор в Южной Осетии? Как, в целом, Вы оцениваете деятельность неправительственных организаций?

Как показала мировая практика, третий сектор нужен везде, в том числе и в Южной Осетии. Но третий сектор должен работать согласно своему уставу. К моему большому сожалению, почти все НПО грубо нарушают требования закона о НПО и требования собственных уставов. Приведу пример. Никто из вышеупомянутых организаций не представляет в минюст ежегодные отчеты о своей деятельности, хотя это предусматривается законом и уставом. Организации не представляют также отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности ни в налоговые службы, ни в другие инстанции. Это совершенно недопустимо. В прошлом году мы направили в суд, и суд принял решение о прекращении деятельности 40 организаций, в том числе и неправительственных и общественных объединений, общественно-политических организаций, которые грубейшим образом нарушали требования устава. Это работа будет продолжена в текущем году. Мы будем настаивать на том, чтобы организации, которые регистрируются в министерстве юстиции и которые функционируют в Южной Осетии, соблюдали закон. Это наше требование.

ИА REGNUM: Входит ли в полномочия министерства контроль над взаимодействием НПО с различными фондами?

Министерство должно следить за тем, чтобы эти организации соблюдали закон. Мы не имеем права вмешиваться в их деятельность. Но если они выходят за рамки тех требований, которые предусмотрены законом, мы обязаны на это реагировать.

ИА REGNUM: Известно, что представители третьего сектора, вольно или невольно, являются одними из самых активных участников "цветных" революций, которые мы наблюдали в последние годы на постсоветском пространстве. Как Вы считаете, в Южной Осетии возможен такой сценарий?

В тех государствах, где прошли цветные революции, сама власть была коррумпирована, и именно власть дала возможность совершить революции. У нас в Южной Осетии народно избранный президент, который, на мой взгляд, прекрасно осуществляет свои функции. Наше правительство реально работает над улучшением благосостояния народа, поэтому базы для цветных революций в Южной Осетии нет. Я уверен, что народ этого не допустит.

ИА REGNUM: Просматривается ли сегодня в Южной Осетии взаимодействие между властью и НПО?

Президент Южной Осетии неоднократно встречался с представителями третьего сектора. Мы сами направляем напоминания руководителям НПО с тем, чтобы они приглашали бы представителей государственной власти на свои форумы, заседания, но, к сожалению, такие приглашения мы получаем редко. Президент всегда говорит - "мы за то, чтобы у нас развивался третий сектор, чтобы он функционировал, оказывал бы реальную помощь населению", но в то же время аналогичных ответных шагов со стороны третьего сектора мы не наблюдаем. И того взаимодействия, которое есть на сегодняшний день, я считаю, недостаточным.