Газета "Республика Абхазия" от 1-2.06.06. публикует информацию с заседания парламента Абхазия под заголовком "Чтобы увеличить поступления в бюджет". В статье, в частности, отмечается, что в парламентском Комитете по бюджету и экономической политике состоялось обсуждение законопроекта "О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности". Отмечается, что на ближайшем заседании парламента предполагается принять данный проект в первом чтении. В обсуждении проекта приняли участие спикер парламента Нугзар Ашуба, вице-спикер Александр Страничкин, министр по налогам и сборам Вахтанг Пипия, его заместитель Алесандр Гулия, председатель Комитета по межпарламентским и внешним связям Беслан Бутба.

В информации говорится о том, что обсуждение законопроекта инициировало министерство по налогам и сборам. По мнению представителей этого ведомства, существовавшая ранее система налогообложения в виде специального налога обладала рядом недостатков, выраженных, в частности, в отсутствии установленной налоговой ставки, а также четкой процедуры ее определения. Эти недостатки, по их мнению, зачастую приводили к произвольному определению размеров обязательных платежей в бюджет. По словам председателя Комитета по бюджету и экономической политике Илья Гамисония, предполагается ввести специальный налог на отдельные виды деятельности в форме фиксированных ставок, определенных законом. Он также отметил, что такая система налогообложения позволит, во-первых, упростить процедуру расчета обязательных платежей в бюджет, а во-вторых, защитить предпринимателей при проведении налоговых проверок, поскольку объектом налогообложения являются сами виды деятельности, а ставки налога зависят от физических показателей, которые довольно легко определяются. Таким образом, расчет уплачиваемой налоговой ставки и контроль становится прозрачнее и понятнее для предпринимателей, отмечает издание.

Багапш: "возможно, не любите Россию, но мы то тут причем"

Газета "Чегемская правда" (№ 21 (100) от 30.05.06 г.) публикует статью Антона Кривенюка под заголовком "Абхазию второй раз посетил скандально известный Фонд Маршалла".

Статья опубликована под таким названием потому, что после первого приезда эта неправительственная международная организация в Абхазии обрела скандальную историю. После чего представители Фонда, участвовавшие в поездке, по возвращении из Абхазии в Тбилиси заявили, что "абхазы не знают, чего хотят". Автор отмечает, что вполне ощутимый напряг во время встречи этим и объяснялся. Делегацию, состоящую из не менее чем десятка европейских дипломатов и журналистов, встречали по уже устоявшейся традиции все высшие руководители Абхазии. По словам автора, представители фонда Маршалла дабы избавиться от лишних "наездов" за свою далеко не проабхазскую позицию, сразу заявили, что приехали "учиться" - то есть изучать ситуацию на месте. На что вице-президент Рауль Хаджимба заявил, что "хватит уже учиться". В статье отмечается, что на встрече со стороны представителей Фонда Маршалла возникали такие вопросы как "а в каком качестве Абхазия будет входить в состав России - области или в каком-то другом?" И это не смотря на то, что все присутствовавшие руководители говорили только о независимости Абхазии. Антироссийский настрой фонда был вообще довольно очевиден". Автор подчеркивает, что абхазских политиков возмущало не это, а то, что жертвой этой "антироссийскости" становится официальный Сухум. "Вы, возможно, не любите Россию, но мы то тут причем", - парировал президент.

На встрече, отмечается в статье, и президент и другие абхазские участники все время обращали внимание делегации на те проблемы, которые создала Грузия за многие десятилетия совместной жизни. "Это и ассимиляционная политика, и препятствование изучению абхазского языка. В послевоенные времена - террористическая война в Гальском районе, нападение боевиков в Кодорском ущелье, блокада. Багапш рассказал о том, что будучи премьером, пытался договориться с Шеварднадзе о возможности получения гражданами Абхазии паспортов ООН. Но ему было в этом отказано. Тогда будущий президент Абхазии сказал - "имейте в виду, через пять лет в Абхазии все будут гражданами России", так, собственно, и вышло", - говорится в статье. Автор отмечает, что представители Фонда Маршалла были неудовлетворенны встречей с абхазским руководством.

В газете "Форум" (№16 (50) от 29.05.06) опубликована статья Анри Джергения под заголовком "Как голосуем, так и живем".

Абхазский участок является частью Грузинской железной дороги - подпись Абхазии носит декоративный характер

В ней в частности говорится: "К первоочередным задачам экономического развития новое руководство относит реализацию совместных проектов с привлечением иностранных инвестиций и капитала, в том числе и грузинского, и, как оно неоднократно заявляло, без каких-либо политических решений и, тем более, уступок с нашей стороны. Возможно ли это? Нельзя забывать, что мы - непризнанное государство, незащищенное международным правом и фактически находящееся в состоянии войны с Грузией. Грузия же готова использовать любые способы возвращения Абхазии под свою юрисдикцию, в том числе путем экономического сращивания. В один прекрасный момент может выясниться, что мы с Грузией настолько экономически интегрированы, что разговоры о нашей политической независимости будут лишены какого-либо смысла. Сразу же после инаугурации была озвучена идея о возможности разработки нефти в наших территориальных водах. Об этом говорили и президент, и премьер-министр. История о возможности разработки имеющихся в Абазии запасов нефти возникла давно. По этому вопросу проводились консультации с представителями прежнего руководства. В ходе них выяснилось, что предлагается задействовать соответствующие нефтедобывающие компании России, Грузии и США, при этом планировалось, что в акватории от Ингура до Гумисты нефть будут разрабатывать американская и грузинская компании, а от Гумисты до Псоу - российская и абхазская компании. Нами сразу же были поставлены два вопроса: кто будет выступать в качестве собственника запасов нефти, и как это отразится на экологическом состоянии Абхазии. Нам дали понять, что собственником будет выступать Грузия, а форма нашего участия будет определена в дальнейшем. Одновременно с этим нам ответили, что на экологии это не отразится. Мы не согласились с полученными ответами. Собственниками нефтяных запасов является народ Абхазии, и никто другой. Неубедителен был ответ и в части экологической безопасности. Так как запасы нефти имеются и в прилегающей к Абхазии курортной зоне России, но никому в голову не приходит мысль о ее разработке. Консультации о возможности добычи нефти возобновились после смены руководства Абхазии. Во время проведения этих консультаций в печати неоднократно появлялись публичные заявления руководителей "ЛУКойла" о том, что собственником запасов нефти является Грузия. Реализации этого проекта помешала негативная реакция абхазского общества.

Подтверждением этому является участие в переговорах и подписание документов, связанных с открытием сквозного движения по маршруту "Веселое-Ингури". Консультации и переговоры по этой проблеме ведутся около года. Руководством Абхазии неоднократно заявлялось, что этот проект является чисто коммерческим, Абхазия - его полноправный участник, и политические интересы Абхазии не будут ущемлены. Но так ли это? Изучение имеющихся по этой проблеме документов свидетельствует об обратном. 19 января 2006 г. подписан Протокол руководителей российских, грузинских и армянских железных дорог о создании трехстороннего международного консорциума по открытию сквозного движения по маршруту "Веселое-Ингури". Таким образом, учредителями этого консорциума являются именно эти дороги. В то же время, необходимо было создать видимость участия Абхазии в данном проекте. Поэтому в пункте III протокола содержится обращение к руководству абхазского участка дороги о поддержке образования консорциума и присоединения ее представителей к составу рабочей группы. Сразу возникает несколько вопросов: частью какой дороги является абхазский участок, кто собственник этого участка, и почему без участия Абхазии решен вопрос о создании консорциума? О том, что в январе 2006 г. без нашего участия был решен вопрос о создании консорциума тремя вышеназванными дорогами, руководство Абхазии было уведомлено. Подтверждением этому является письмо министра иностранных дел РФ от 26 февраля 2006 г. В нем сказано, что абхазы проявляют интерес к участию в той или иной форме в созданном консорциуме. Как видно, здесь идет речь не о соучредительстве, а поиске формы участия абхазской стороны. Состоявшиеся в Москве 3-4 мая заседания рабочей группы свидетельствуют о том, что они были направлены на поиски формы участия абхазской стороны в уже созданном Консорциуме, и не в качестве равноправной стороны, а для создания видимости равноправного участия. О том, что это был поиск формы, говорят существенные различия между представленным для обсуждения проектом и подписанным протоколом. В обоих документах остались без изменения важные для Грузии положения, на изменение которых она никогда не согласится. Во-первых - наименование участников заседания. Участниками заседания рабочей группы названы - Армянская железная дорога, Грузинская железная дорога и Российские железные дороги, а также Абхазский участок железной дороги. Сразу же возникает вопрос - участком какой дороги он является. Причем подписи в протоколе расположены следующим образом: от Армянской железной дороги, от Грузинской железной дороги и под ней от Абхазского участка железной дороги, а затем от Российских железных дорог. Из этого вытекает, что Абхазский участок является частью Грузинской железной дороги. Обращает на себя внимание и то, что протокол подписал не принимавший участие в работе начальник Абхазской железной дороги, а представитель правительства Абхазии. Это сделано для того, чтобы не указывать его должностного положения - начальника Государственного предприятия "Абхазская железная дорога". Во-вторых - из смысла параграфа 1, пункта 1 повестки дня вытекает, что решение о создании Консорциума уже было принято до заседаний 3-4 мая. Выше указывалось, что решение о создании Консорциума было принято без участия представителей Абхазии, представителями трех вышеперечисленных железных дорог - Армянской, Грузинской, Российских. Подпись представителя Абхазии может говорить о том, что Абхазия не будет препятствовать деятельности Консорциума, созданного без ее участия, т. к. она будет проходить на ее территории. В проекте и в подписном протоколе обойден молчанием вопрос о собственнике Абхазской железной дороги. В проекте протокола сказано, что необходима передача инфраструктуры (обращаю внимание не дороги, а инфраструктуры) в пользование Консорциума, но не сказано кто и как это должен сделать. В подписном документе говорится, что этот вопрос должен быть решен отдельным договором, но у кого, с кем также не указано. Далее в проекте говорилось о гарантиях возврата инвестиций Консорциуму странами, чьи дороги принимают участие в реализации проекта. В подписанном протоколе также сказано о гарантиях возврата инвестиций, но кем - не говорится. Это сделано намерено. Если Абхазия равноправный член Консорциума, то необходимо обращение и к ней. Однако никто из участников Консорциума на это пойти не сможет. Это еще одно подтверждение того, что Абхазия не является равноправным членом данного общества. В подписанном протоколе изменен также пункт о финансировании работ. В проекте сказано, что оно будет осуществляться учредителями. В этом случае тоже возникает вопрос об Абхазии. Поэтому в подписанном документе указано, что финансирование будет осуществляться Обществом (Консорциумом). Учитывая, что Консорциум будет акционирован, то финансирование может производиться любым юридическим и физическим лицом, в том числе и Абхазским участком железной дороги, т. е. Абхазская железная дорога будет не учредителем, а одним из акционеров. В итоге получается, что Абхазия ни собственник дороги, ни учредитель, ни страна-участница - никто. А ее подпись в протоколе свидетельствует лишь о том, что она не будет препятствовать проводимым работам.

Нам говорят о равноправном участии Абхазии в работе комиссии 3-4 мая 2006г. Согласно же Приложению №2, сопредседателями рабочей группы являются руководители все тех же трех железных дорог. Абхазия же значится как один из участников рабочей группы. В таком качестве в состав рабочей группы может быть введено любое другое юридическое либо физическое лицо, принявшее участие в инвестировании в проект.

В результате реализации данного проекта произойдет следующее:

а) Грузия закрепляет свою юрисдикцию на абхазскую железную дорогу, так как согласно смыслу подписанных документов, мы признаем, что это часть грузинской дороги;

б) Дорога, возможно, и будет восстановлена, и под это будут получены большие денежные средства. Кстати, называемые суммы возможных затрат на данный проект растут в геометрической прогрессии. Начали с $40 млн. и уже дошли до $300 млн. Примечательно, что заявления обо всем этом в основном делает представитель армянской стороны. Насколько нам известно, в российских средствах массовой информации заявлений представителей Грузии не было;

в) Рано или поздно, открыто возникнет вопрос о таможенных постах. Вопрос об открытии дороги на участке "Веселое-Ингури" решался в рамках грузино-российской комиссии. На заседании этой комиссии от 16 декабря 2005 г. Грузия уже поставила вопрос о передаче под ее юрисдикцию таможенного поста "Гантиади-Адлер". Российская сторона взяла на себя обязательство решить этот вопрос. Если мы согласимся с открытием грузинского таможенного поста на Псоу, то мы, в нарушение Конституции Абхазии, признаем юрисдикцию Грузии на нашей территории. Со своей стороны, Грузия вряд ли согласится с функционированием дороги, если на Псоу сохранится абхазский таможенный пост. Это, по существу, было бы признанием нашей независимости. На сегодняшний день нет никаких признаков того, что Грузия откажется от своих притязаний на Абхазию. Создается тупиковая ситуация.

г) Возможен и третий, наиболее вероятный, вариант: деньги израсходованы, дорога восстановлена, но она не функционирует. Такие факты в истории СССР известны - это железная дорога в Заполярье и БАМ.

Подводя итоги, можно твердо утверждать, что подпись представителя Абхазии в Протоколе, фактически, носит декоративный характер, так как реальных прав на участие в управлении дорогой Абхазия не получает. Кроме всего перечисленного, этот вывод подтверждается, как названием самого проекта - "Веселое-Ингири", т.е. конечные станции Грузии и России, так и формой подписания протокола. Очевидно, что все это делается для того, чтобы скрыть от граждан Абхазии, от избирателей, смысл подписанного документа. Подтверждением этому является заявление Александра Анкваб о том, что Абхазия, якобы, будет участвовать в консорциуме как полноправная сторона".

Газета "Эхо Абхазии" (№22 от 30.05.06 г.) публикует статью корреспондента Ирины Кожатовой под заголовком "Молодые голоса из Абхазии". В статье отмечается, что с 28 апреля по 10 мая 2006 года проходил Международный конкурс "Золотой голос" Бо-на-ми, который стартовал в Сочи, а закончился в Стамбуле. В нем принимали участие и ребята из Абхазии. Конкурс был поделен на четыре возрастные группы. Победители выявились в четырех номинациях - академическое, народное, эстрадное, исполнение песен в стиле "рэп" и "хип-хоп".По словам автора, исполнители из Абхазии выступали только в одной категории - эстрадной, где больше приветствуется исполнение песен в стиле "ретро". Он также отмечает, что на заключительном конкурсе в Стамбуле выступали только два участника абхазской делегации. Одна из участниц - Х. Мукба - завоевала первое место, а В. Амичба - второе.