Михаил БабичВ конце октябре 2005 г. в Госдуме при участии комитетов по обороне, по международным делам, по делам СНГ и связям с соотечественниками, федеральных органов исполнительной власти была создана рабочая группа, которая занялась проблемами российских военных баз, размещенных в бывших союзных республиках. Ее полное название - рабочая группа Госдумы по законодательному обеспечению служебной деятельности, материального обеспечения и социальных гарантий военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей на российских военных базах за рубежом. За прошедшие 7 месяцев депутаты были на военных базах в Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Руководитель группы, зампредседателя комитета по обороне Михаил Бабич (фракция "Единая Россия") рассказал ИА REGNUM, в каком положении сегодня находятся российские военные базы, техника и военнослужащие, как государство их поддерживает, а также о том, что в Киргизии и Таджикистане Россия намерена в ближайшие 2-3 годы существенно укрепить свое военное присутствие.

ИА REGNUM: Михаил Викторович, в каких государствах на постсоветском пространстве сегодня есть российские военные базы и где располагаются наибольшие по численности?

Базы, конечно, не во всех государствах СНГ находятся. Наибольший контингент наших военнослужащих представлен на территории Украины - это Черноморский флот, на территории Таджикистана - это 201 военная база. Это и по численности наиболее серьезные контингенты и по разноплановости решаемых ими задач. Значительный контингент у нас присутствует в Казахстане с учетом тех военнослужащих, которые дислоцируются на "Байконуре" в составе космических войск плюс три других воинских частей, которые там дислоцируются. Вот основные воинские контингенты, остальные имеют меньшую численность и более профильное предназначение.

ИА REGNUM: Какую роль они играют для России?

Вы знаете, они выполняют очень разноплановые задачи, начиная от своих узкопрофильных задач. Допустим, подразделения космических войск выполняют задачу предупреждения ракетного нападения и мониторинг космического пространства, и организацию космической связи. Если это, допустим, ракетные войска стратегического назначения в Казахстане, то они выполняют свои профильные задачи. Если говорить о Черноморском флоте, он, понятно, выполняет задачи своего боевого применения в том регионе, где несет боевую службу и, по сути дела, охватывает все Средиземноморье. 201 военная база - у нее свои специфические задачи: в них входит охрана важных государственных и военных объектов Республики Таджикистан, оказание помощи вооруженным силам Таджикистана в случае проникновения бандформирований, возникновения какого-то вооруженного конфликта на территории Таджикистана. Это, что касается военной стороны вопроса. Безусловно, есть и политическая составляющая - это военное присутствие России и в Центральной Азии, и в европейской части - Украине, Белоруссии. Это вопросы содействия более эффективно экономической интеграции России на постсоветских территориях. Задачи разноплановые, задачи очень масштабные, и сейчас на этом этапе стоит задача создать условия функционирования наших военных баз и в материально-техническом плане, и в политическом, и в юридическом, чтобы можно было выполнять весь этот комплекс разноплановых, не всегда профильных для военнослужащих, но тем не менее, очень необходимых сегодня задач.

ИА REGNUM: С какими проблемами сталкиваются российские военнослужащие в этих странах?

У нас три вида проблем.Они характерны в той или иной степени для любой военной базы, просто есть базы, где эти проблемы в значительной степени уже решены, а есть военные базы, где эти проблемы остро стоят на повестке дня. Первое направление - административно-правовое. Это правовой статус наших военнослужащих на этих территориях. Причем не только с точки зрения правовых документов мы должны его закрепить или создать условия жизнедеятельности военным, но и административно подключить местный ресурс для того, чтобы он во взаимодействии с нашим командованием создавал необходимые условия. Речь идет об условиях служебно-боевой деятельности, организации боевой подготовки, строительства полигонов, выделения земель под объекты инфраструктуры, подключения к коммуникациям, оплаты за услуги, которые предоставляют поставщики топливно-энергетических ресурсов, поставщики других услуг. Все это один комплекс проблем, который сейчас подлежит систематизации и окончательному урегулированию. Второй комплекс проблем - материально-техническое обеспечение нашего контингента. Это строительство жилья, строительство объектов инфраструктуры, строительство хранилищ для боевой техники, обеспечение всеми необходимыми ресурсами для осуществления боевой подготовки - то, собственно, ради чего предназначены эти воинские контингенты. И третье направление - это социальное обеспечение, социальные гарантии военнослужащим, членам семей, гражданскому персоналу, который проходит службу на военных базах. Это и денежное содержание, и соответствующие социальные выплаты, социальные гарантии как на территории страны пребывания, так и при убытии военнослужащих и членов их семей в отпуск на территорию РФ. Или, допустим, когда происходит ротация на территории России. В этом случае мы должны обеспечить их всеми правами, предусмотренными российским законодательством.

ИА REGNUM: Актуальна ли для российских военных баз проблема устаревшей техники?

Везде по-разному. Есть военные базы или воинские части, где замена техники, регламентные работы, капитальный ремонт осуществляются по действующим нормативам с достаточной регулярностью для того, чтобы техника не устаревала, не выходила из строя в силу своего износа и эксплутации в сложных климатических условиях. А есть, безусловно, военные базы, где и техника морально и физически устарела, и регламентные работы сегодня выполнять достаточно качественно невозможно, где существует проблема замены запчастей, проблема проведения капитального ремонта. Конечно, техническое обновление, перевооружение связано еще со значительными финансовыми затратами, которые в предыдущие годы в бюджетах Министерства обороны были не предусмотрены. Сейчас ведется работа для того, чтобы сформировать и бюджет Министерства обороны на последующие годы, и государственную программу вооружения на 2007 - 2015 гг. с учетом необходимой замены вооружения, военной техники на военных базах.

ИА REGNUM: Есть ли какие-то приоритетные базы, которым государство уделяет больше внимание: у них и с техникой все в порядке, и с материально-техническим обеспечением?

Такого, видимо, разделения не было в предыдущие годы. Просто все военнослужащие находились в разных условиях. В одной стране пребывния, например, в Казахстане и правовые условия, и отношение местных властей, и, собственно, исторические условия были более приспособленными для размещения и обеспечения жизнедеятельности наших военнослужащих, а, допустим, в Средней Азии, в том же Таджикистане, в Киргизии мы, по сути дела, находимся сейчас на начальном этапе строительства полноценных военных баз, потому что нам досталось то советское наследство, потом долгие годы правовой неурегулированности, долгие годы нестабильности в регионе, и сейчас мы только выходим на какую-то плановую системную работу, когда где-то в трехлетний период должны завершить и реорганизацию штатной структуры этих военных баз, и материально-техническое обновление.

ИА REGNUM: Почему Госдума этим занялась?

Если вы проанализируете тот комплекс проблем, который есть, то он, по сути, упирается в законодательное и нормативное урегулирование. Для новой, постсоветской России создание правовых условий для таких многочисленных, многопрофильных военных контингентов - это же вообще совершенно новое дело. То есть в советском периоде у нас были военные базы, которые носили совершенно другую нагрузку, имели совершенно другую численность, были совершенно другие правовые условия, финансовые условия у государства. Потом вот тот период безвременья, когда мы теряли, выходили, бросали, как после войны... А сейчас тот этап, когда мы выходим на административно-правовое регулирование, но его невозможно осуществить без законодательного обеспечения. Если мы будем говорить о материально-техническом обеспечении - это, прежде всего, выделение бюджетных средств, что опять же невозможно сделать без их учета в проекте закона о федеральном бюджете. Если мы будет говорить о социальных гарантиях, это вообще только нормативное регулирование, потому что эти вопросы очень долгие годы оставались вне зоны внимания и законодательной, и исполнительной власти. Поэтому у Госдумы, у комитета по обороне, я считаю, ключевая роль, и мы сейчас прикладываем значительные усилия для того, чтобы те потери, которые понесли в предыдущие годы не имели необратимых последствий, а в плановом режиме постараемся за 2-3 года выйти на нормальный уровень функционирования наших военных баз. И достойной защиты социальных гарантий наших военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

ИА REGNUM: В России часто упоминают межведомственную разобщенность, как одну из главных причин многих проблем в самых разных сферах жизни общества. Можно ли сказать, что и военным базам так же не повезло в этом отношении?

Вы знаете, абсолютное большинство проблем, которые мы сегодня имеем на военных базах в рамках тех перечисленных аспектов, о которых я сказал, они, к сожалению связаны именно с межведомственной разобщенностью. И если сегодня в Министерстве обороны уже существует более или менее осмысленная картина того, что на военных базах происходит, что необходимо там сделать в ближайшие годы, какое будет их функциональное предназначение, в каких условиях будут выполняться служебные боевые задачи, то, к сожалению, многие министерства, многие органы исполнительной власти, на которых также завязаны решения абсолютного большинства проблем сегодня не представляют ни роли и места военных баз ни в нашей политической, ни в экономической жизни, ни тех проблем, которые сегодня стоят перед командирами и начальниками, которые осуществляют эту деятельность, ни, к сожалению, не видно какой-то даже гражданской ответственности за судьбу тысяч людей, которые сегодня в сложнейших условиях выполняют очень важные для государства задачи. Роль нашего комитета как раз состоит в том, чтобы эту межведомственную разобщенность прекратить, выработать единые подходы к решению этих задач и создать необходимые условия контроля для того, чтобы каждый уровень исполнительной власти добросовестно и в полном объеме работал на поставленные перед ним вопросы и принял необходимые нормативные, административные, управленческие, кадровые, финансовые решения.

ИА REGNUM: У вашего комитета есть какие-то конкретные предложения?

У нас есть не просто предложения, у нас есть проекты нормативных актов, проекты законов, которые находятся сейчас на согласовании у различных органов исполнительной власти. Они в разной степени готовности. Вот, допустим, закон о повышении денежного содержания и предоставлении других материальных гарантий военнослужащим, проходящим службу на наших базах в Казахстане, Киргизии и Белоруссии уже прошел все согласования в органах исполнительной власти, и сейчас находится в правительстве для принятия решения по внесению этого закона в Госдуму. Если мы его примем в короткий срок, то уже с 2007 г. наши военнослужащие смогут получать полуторный оклад, иметь дополнительный отпуск и иметь еще ряд материальных привилегий, которые имеют наши военнослужащие на других военных базах, но, к сожалению, эти три государства в свое время выпали из правового поля, когда формировалась законодательная база.

ИА REGNUM: С прошлого года Россия начала вывод своих баз из Грузии. С вашей точки зрения, можно ли говорить, что на лицо прогрессирующий уход России из Закавказья, параллельно с которым происходит наращивание присутствия США в этом регионе?

То, что идет наращивание присутствия интересов США и других стран НАТО, это сегодня бесспорно. Мы не просто знаем, мы прогнозируем развитие расширения этого участия, прежде всего, Соединенных Штатов. Но еще раз повторюсь, и другие участники НАТО, и Китай, и Индия - все, кто сегодня так или иначе имеют военный, экономический, политический интерес на постсоветском пространстве - все будут проводить активную работу по расширению своего военного присутствия. Это сегодня аксиома. Говорить о том, что есть тенденция ухода России с Южного Кавказа на примере вывода наших военных баз из Грузии... я бы такие выводы не делал. Да, безусловно, был факт беспрецедентного давления на российское руководство по выводу военных баз на достаточно сложных и экономических, и технических условиях. Но нужно понимать, что руководство в какой-то степени оказалось заложником тех решений, которые принимались в конце 90-х гг., и мы просто выполняли свои договоренности, которые на себя взяли перед мировым сообществом и отказаться от них уже не могли. Это одна сторона этого вопроса. Вторая сторона в том, что, действительно, наши военные базы не имели того военно-политического значения, чтобы за них необходимо было бороться и пытаться оставить их любой ценой. Потому что весь личный состав и техника, которые оттуда вывозятся в новые пункты постоянной дислокации, вывозятся с учетом того, что та зона военной ответственности, которая возлагалась на эти базы, та зона доступности военной, сохранится. Часть контингента у нас уходит в Армению, часть контингента уходит на Северный Кавказ, и, с точки зрения, военной мы ничего не потеряем. А политически мы себя разгрузим, потому что выводя наши военные базы из Грузии, мы, в какой-то степени, развязываем себе руки: наши военные не являются предметом торга в российско-грузинских отношениях, наши военные не будут заложниками вот этих ситуаций. Дело в том, что осложняя политические ситуации, до применения оружия зачастую очень короткая дистанция бывает, поэтому лучше какие-то соблазны исключить.

ИА REGNUM: Зато наши миротворцы стали предметом торга...

Да, но миротворцы выполняют совершенно другую задачу, у них совершенно другой мандат, у них международные гарантии - совершенно другой статус и условия пребывания. Поэтому по миротворцам эта картина выглядит несколько иначе. Поэтому на примере Грузии я бы не спешил делать выводы об уходе России с Южного Кавказа. Тем более, как я уже сказал достаточно подробно, и в Таджикистане, и в Киргизии мы сейчас существенно укрепляемся, и я думаю, что эта тенденция сохранится. Есть, конечно, у нас очень сложный вопрос по выводу наших военнослужащих с космодрома "Байконур" и передача всей инфраструктуры Росавиакосмосу, то есть, по сути дела, свертывание нашего военного пребывания в регионе. "Байконур" является не только объектом российских космических войск - это, прежде всего, крупнейшая военная база в Центральной Азии, и в ближайшие годы даже в военном плане ее заменить невозможно по техническим причинам. Тем не менее такое решение принято. Ну, как говорится, это больше исключение, чем правило, потому что мы еще попытаемся каким-нибудь образом эту ситуацию компенсировать.

ИА REGNUM: По чьей инициативе такое решение принято? Казахстан настоял?

Нет, к сожалению. Казахстан как раз в этом плане пребывает в высокой степени недоумения, потому что Казахстан заключил с Российской Федерацией все соглашения по функционированию нашего космодрома "Байконур", в том числе, в части его военной составляющей, до 2050 г. И, по сути дела, это решение стало следствием опять же несогласованности, скорее всего, действий наших органов исполнительной власти и наших внутренних противоречий, в результате которых принято решение о переводе нашей военной составляющей на территорию России.

ИА REGNUM: Сколько человек служит на "Байконуре"?

На 1 января 2006 г. в составе космических войск там находилось порядка 6 тыс. человек.

ИА REGNUM: Еще один "политический" вопрос. На Западе, а также в Грузии и Молдавии регулярно высказывается критика в адрес России о неисполнении ею в полном объеме обязательств по Стамбульским соглашениям и по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Особенно часто, такая критика касается ситуации в Приднестровье. Прокомментируйте это, пожалуйста.

Я могу это назвать просто одним из этапов пропагандистской войны, которая была, есть и будет. Мы относимся к этому достаточно спокойно. Совершенно очевидно, что Россия сегодня куда более законопослушное государство, чем многие наши оппоненты, которые сегодня пытаются обвинять нас в невыполнении Стамбульских соглашений. Что касается наличия нашего миротворческого контингента в Приднестровье, то это сегодня необходимость. Кроме России, никто миротворчсекую функцию эффективно там выполнять не может. В случае вывода нашего миротворческого контингента, очень высокая доля вероятности того, что опять начнется вооруженное столкновение между сторонами - участниками конфликта. Опять начнется братоубийственная война со всеми вытекающим последствиями. И сегодня наличие нашего контингента - единственный гарант того, что этого не произойдет. Мы все это уже проходили в 1992 г. и наступать на грабли на той территории, где проживает значительное количество граждан Российской Федерации и тех людей, которых мы по тем или иным причинам вынуждены были оставить там, и они сегодня по сути дела не защищены никем - я имею в виду гражданское население - даже под давлением наших западных коллег, которые используют все пропагандистские мощности, мы этого делать не будем.