Почему трубопровод Одесса-Броды до сих пор не заржавел?
Могут ли быть взаимосвязаны два события, произошедшие с интервалом в один день в столице Украине - Киеве и на станции Синьцзян в Уйгурском автономном районе Китая? Оказывается, могут, причем, самым непосредственным образом. Образно выражаясь, пузырь, надутый четырьмя президентами (Украины, Грузии, Молдавии и Азербайджана) в столице Украины 24 мая ровно через сутки лопнул в КНР. 25 мая впервые в своей истории Казахстан доставил свою нефть по трубопроводу в соседний Китай. Причем, это событие освещалось с гораздо меньшей помпой, чем откровенно маниловские идеи президентов стран ГУАМ, озвученные на саммите в Киеве. Они говорили о возврате к первоначальной (проектной) идее нефтепровода Одесса-Броды с удлинением его до польского города Гданьск, что позволит поставлять каспийскую нефть в Европу через территорию Украины.
25 мая пущен в эксплуатацию нефтепровод Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы протяженностью 960 км, который связал Китай с нефтяными месторождениями Казахстана. Мощность первой очереди составляет 10 млн. тонн нефти в год, а в целом, по проекту, планируется прокачивать ежегодно до 20 млн. тонн каспийской нефти, которая будет перерабатываться на китайской территории. Таким образом, добывающий ежегодно 60 млн. тонн нефти Казахстан приплюсует в ближайшей перспективе к своему экспортному активу еще 20 млн. тонн, что в сумме с переправляемыми по состоянию на 2005 год по трубопроводу Тенгиз-Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума (
Однако самое важное - это существование еще одного фактора, играющего, прямо скажем, не на руку любителям помечтать о диверсификации нефтяных потоков. Речь идет о надвигающемся пуске основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
БТД - гигант с пропускной мощностью в 50 млн. тонн нефти в год "обречен" надеяться, что задачей его наполнения займется не только Азербайджан. Даже если предположить, что заявленные Баку 30 млн. тонн нефти в 2006 году все-таки будут добыты, этого явно недостаточно для полноценного удовлетворения аппетита заказчиков БТД. Следует учитывать, что Азербайджан экспортирует примерно 70% добытой нефти.
После длительных уговоров Астана вроде бы дала согласие на подключение в будущем к проекту БТД, однако никаких конкретных соглашений на этот счет так и не было подписано. Говорить о том, что мечта западных инвесторов - прокладка трубопровода по дну Каспия - осуществится в среднесрочной перспективе - нелепо. Речь даже не в запасах сырья в прикаспийских государствах и их реальных возможностях по его добыче. Такой проект, если он и будет разработан, неминуемо столкнется при реализации с целым комплексом политических и экологических проблем, преодоление которых займет не одно десятилетие. А пока, Назарбаев, видимо, решил не гневить судьбу и ограничиться символической поддержкой БТД в виде танкерных поставок в объеме не более 10 млн. тонн в год. Этим и будет исчерпан текущий экспортный потенциал казахской стороны.
Как видим, для Одессы-Броды нефти не остается. Даже при всем желании протянуть "руку нефти" "развивающимся демократиям", у Казахстана банально не хватит сырья.
А потому, построенный в 2001 году с целью доставки каспийской нефти европейским потребителям и разгрузки проливов Босфор и Дарданеллы нефтепровод Одесса-Броды еще долго будет качать российскую нефть в обратном направлении, и винить украинская сторона может всех, кроме России. На самом деле, не будь российской нефти, эта труба давно бы заржавела, ибо ни Азербайджан, ни, тем более, Казахстан заполнять ее просто физически не могли. Построенный в 2001 году, Одесса-Броды простаивал вплоть до 2004 года, поскольку Киев был не в состоянии привлечь к проекту Баку. За этот период азербайджанская сторона строила совершенно иную стратегию нефтяного экспорта, и, скажем прямо, о нуждах Киева не особо пеклась. Лишь в 2004 году Тюменская нефтяная компания (
18 августа 2004 года Россия и Украина подписали долгосрочное соглашение о транзите нефти, согласно которому была обеспечена оптимальная работа нефтепровода Одесса-Броды, включая поставки российской нефти по направлению Брод. Позднее, ОАО "Укртранснафта" подписало договор с уже российско-британской "ТНК-ВР" о прокачке ежегодно около 9 млн. тонн нефти на протяжении трех лет.
Сегодня ГУАМ пытается повернуть историю вспять, остановить работающий проект и вернуться к старой идее, хотя, на самом деле, сделать это будет гораздо сложнее, чем изначально. За истекший период Азербайджан и Казахстан не сидели сложа руки и, скажем прямо, аверс Одесса-Брод в числе их приоритетных задач не стоял. По крайней мере, один из четырех президентов стран ГУАМ -