Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 29 октября 2002 года (часть 2)
"Земельный вопрос бородою оброс".
("Красноярский рабочий", 29.10.02, Александр Кошкаров)
Землю снова выставляют на торги. Но только политические.
Всего три месяца отвел Александр Хлопонин на то, чтобы погасить долги бюджетникам по заработной плате. Решение pискованное, но опpавданное. Учителей и вpачей столько уже коpмили обещаниями, что слишком долгое ожидание может обеpнуться pазочаpованием: стаpая власть тянула pезину и новая ничуть не лучше. Да и сам Хлопонин нуждается в более или менее ощутимом "демонстрационном эффекте", чтобы показать - и доказать! - этим бедным, но чопорным "южанам", что они не ошиблись в своем выборе.
Проблема лишь в том, где взять деньги. Москва отпадает. Она, конечно, даст, но с ухмылочкой: мол, обещать за чужой счет каждый мастер. Унижаться до такой степени Хлопонин не станет. Какие-то средства можно собpать, если поскрести по бюджетным сусекам. Но это не решит проблемы.
Между тем мы буквально ходим по деньгам, нужно только нагнуться, чтобы их поднять. Речь идет о государственных и муниципальных землях, находящихся под частными зданиями, строениями и сооружениями. Собственники этих объектов владеют землей на праве постоянного бессрочного пользования - этого рудимента административно-командной системы. Земельный кодекс РФ предусматривает плавный переход сложившихся у нас правоотношений на землю к условиям рыночной экономики. До 1 января 2004 года владельцы "заводов, фабрик и пароходов" должны или выкупить землю в собственность, или взять ее в аренду.
Проект закона края об установлении цены на землю, разработанный еще при Александре Лебеде, был принят в первом чтении и отложен на "потом". Команда нового губернатора намерена реанимировать его. В законе, сулящем казне пять миллиардов рублей, Александр Хлопонин увидел источник финансового оздоровления ситуации с долгами бюджетникам. И не случайно в своем письме к депутатам Законодательного Собрания он просит их все замечания и предложения по законопроекту направлять прямо ему, минуя канцелярские барьеры. Как говорится, сильный "пиаровский ход". Тем самым губернатор подтвердил свою линию на сотрудничество с краевым парламентом и продемонстрировал личную заинтересованность в принятии закона.
Однако это не значит, что законопроект обречен на успех. У него слишком много противников. Прежде всего, это промышленно-финансовые группы. Причем даже те, что во время предвыборной кампании были на стороне Хлопонина. И они могут морально обосновать свою позицию. Вы, господин губернатор, куда нас звали - в гости к банкроту, что ли? Нет, вы нас звали к обеденному столу. Мы и пошли. А теперь получается, что мы должны не питаться спокойно за вашим столом, а расплачиваться по вашим векселям. Нет, извините, так мы не договаривались.
Дело в том, что по законопроекту цена земли возрастает в 2-3 раза. К примеру, в Красноярске ЗАО "Ионесси" могло бы выкупить два земельных участка площадью 3,4 гектара по прежним ценам за 4,4 миллиона рублей. После принятия закона обувщикам придется выложить уже 15 миллионов. В других городах и селах края, а также за пределами границы всех поселений земля стоит значительно дешевле. Но и там закон ощутимо ударит предпринимателей по карману. Так, АО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод" при покупке земельного участка в 739 гектаров, занятого промышленной зоной, вместо 3,2 миллиона рублей заплатит более десяти миллионов.
Как ни странно, не в восторге от проекта закона и многие главы городов и районов. Им выгоднее держать деловых людей на коротком поводке аренды земли. Ведь условия договора можно пересматривать сколь угодно много. А это позволяет вить из арендаторов веревки. И не обязательно только в личных интересах. Поэтому они сдерживали куплю-продажу земли. В прошлом году органами местного самоуправления было продано всего 1650 участков общей площадью 163,6 гектара. Да и то многие собственники зданий и сооружений в Ачинске, реже в Красноярске, добились этого права через суд. Местные князьки опасаются, что с принятием закона о цене на землю продаже "матери всех богатств" будет открыта "зеленая улица".
И наконец, о расстановке сил в Законодательном Собрании. В последний раз за включение проекта закона в повестку дня сессии проголосовало 19 депутатов, против - 22. Дискуссия тогда была острой.
- Возражение вызвали цены на землю, - объясняет председатель постоянной комиссии по аграрной политике Петр Миков. - Они были установлены по максимуму - в размере семнадцатикратной ставки земельного налога в Красноярске и десятикратной - в остальных поселениях и за их чертой. Мы предлагали снизить цену соответственно до пятнадцати - и восьмикратной ставок.
Свою позицию депутаты мотивировали тем, что чрезмерно высокие выкупные цены будут тормозить рынок земли. Да и предприниматель предпринимателю рознь. У кого-то деньги жгут руки, но многие из них чувствуют себя, как тот неприкаянный поэт: "Стукну по карману - не звенит, хлопну по другому - не слыхать". Для них цены будут неподъемными. В результате казна не получит существенных поступлений, власть окажется в положении собаки на сене: сама не гам и другим не дам.
Представители администрации приводили контраргументы. Подобные цены на землю уже установлены в Алтайском и Хабаровском краях, Томской, Кемеровской, Кировской, Самарской и других областях. Высокие цены выгодны самим собственникам предприятий. Землю можно заложить, наконец, выгодно продать, а само производство перевести за черту города, где участки стоят дешевле. В конечном счете цены в любой момент можно снизить, если из-за этого будет низкий спрос на землю.
Конечно, эти разногласия всплывут при новом обсуждении законопроекта. Возможно, лоббистские структуры усилят давление на депутатов. В любом случае есть риск того, что проект будет снова отодвинут. Для губернатора это не смертельно, но и проигрыш ему ни к чему. Что же может повлиять на результаты обсуждения законопроекта в пользу администрации края?
Следует сказать, что политическая ситуация в крае и в самом Законодательном Собрании изменилась кардинально. Все мы были свидетелями, к каким катастрофическим последствиям приводят разборки между ветвями власти. У многих избирателей сложилось мнение, что депутаты, оппозиционно настроенные по отношению к Лебедю, отошли от законотворческой деятельности, занялись критиканством исполнительной власти, блокируя ее работу по всем направлениям. Жизнь в крае с ее многочисленными проблемами была отодвинута на задний план.
Допускаю, даже более того - уверен, что избиратели не во всем правы, но это их мнение, которое трудно изменить. Если депутаты устроят свару с новой исполнительной властью, то наши симпатии будут явно не на их стороне. Впрочем, что хорошо развито у парламентариев, так это инстинкт самосохранения, они не пойдут на конфронтацию с исполнительной властью. Да и после губернаторских выборов иссяк боевой дух у тех, кто оппонировал Хлопонину. Сейчас они как французы, которые смелее льва в наступлении и трусливее зайца при бегстве. Даже по их манере поведения видно, что они морально подавлены, на них висит самое страшное - клеймо проигравших.
Словом, если и рискует Хлопонин, принимая решение внести проект закона об установлении цены на землю в Законодательное Собрание, то это расчетливый риск. И главное, он продиктован не соображениями престижа, а интересами дела.
"Не отводите глаз от бед стариков".
("Красноярский рабочий", 29.10.02)
Многие из нас помнят зимне-весенние коллизии вокруг принятия краевого бюджета 2002 года. Острый дефицит заставил администрацию края свернуть финансирование значительной части социальных целевых программ. Среди прочих финансовому "урезанию" был подвергнут и Закон "О ветеранах Красноярского края". Отмена льгот по оплате коммунальных услуг и отопления заметно облегчила и без того нетяжелые кошельки пенсионеров, получивших за многие годы добросовестного труда звание ветерана да скромную пенсию.
Депутат Законодательного Собрания края Светлана Михайловна Андронова не была согласна с таким путем латания бюджетных дыр ни тогда, когда принимался бюджет, ни сейчас. Тем более что время показало, где можно "затянуть ремень", чтобы найти необходимые средства для финансирования закона о ветеранах края. Среди многочисленных вопросов, включенных в повестку очередной сессии краевого парламента, депутаты планируют рассмотреть и проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края "О краевом бюджете на 2002 год", инициатива внесения которого принадлежит С. М. Андроновой. Если закон будет принят, с 1 октября ветеранам края возобновят предоставление ряда льгот на оплату коммунальных услуг и отопления (в домах без центрального отопления - на приобретение топлива). Цена закона - 37,7 млн руб. О том, почему так важен для нее как для депутата этот закон, и где взять деньги, рассказывает С. М. Андронова:
- Люди, получившие звание ветерана края, заслуживают самого глубокого уважения со стороны общества. А в чем проявляется наше уважение? Я не буду рассказывать, как сегодня живется старикам, отдавшим стране, краю не один десяток лет, - это всем хорошо известно. Если закон будет принят на предстоящей сессии, это станет лишь маленькой частью того, что мы как общество могли и должны были предоставить нашим ветеранам. Законодательное Собрание еще летом приняло постановление о том, что администрация края должна внести при корректировке бюджета подобный закон. Однако время шло, а изменений не происходило. Тогда я сама в июле внесла проект в качестве законодательной инициативы, рассчитывая на то, что он будет включен в повестку осенней сессии и льготы ветеранам могут быть восстановлены уже с 1 октября. Цена закона на самом деле не так уж и велика в краевом масштабе - 37 миллионов рублей. Я предлагаю взять их из краевой целевой программы "Повышение собираемости налогов в краевой и местные бюджеты". Думаю, что закон о ветеранах более социально направлен и более нужен сегодня людям, чем финансирование ГНИ. Надеюсь, налоговики, к которым я отношусь с большим уважением, меня поймут - они ведь прекрасно разбираются в бюджетной ситуации. К тому же у каждого есть родители, другие родственники, живущие на одну пенсию. И очень надеюсь, что и администрация края, и мои коллеги по депутатскому корпусу поддержат этот законопроект на сессии. Все мы в конечном счете в долгу перед старшим поколением, и я, например, хочу открыто смотреть в глаза нашим старикам.
"Экспортный край".
("Городские новости", 29.10.02, Елена Южакова)
С территории края вывозится в четыре раза больше товаров, чем приходит по импорту.
В связи с последними событиями в Москве стало очевидно, что наша граница отнюдь не закрыта на надежный замок, или, по крайней мере, ключи к этому замку открываются чаще, чем это нужно. Надежного заслона на пути незаконных поставок в нашу страну оружия и наркотиков по-прежнему нет. Как создать его, насколько появившаяся двенадцать лет назад Красноярская таможня способна противостоять контрабанде - об этом разговор с первым заместителем начальника Красноярской таможни по правоохранительной деятельности Владимиром ЛИТВИШКО.
- Владимир Семенович, смогли ли оценить за эти годы преимущества "собственной" таможни красноярские предприятия и предприниматели, которые занимаются экспортными и импортными поставками?
-Конечно, появление красноярской таможни было объективной необходимостью. Если бы весь поток товаров, который проходит через границу, оформлялся в точках пересечения, то при сегодняшнем объеме экспорта и импорта это обернулось бы неизбежными задержками в оформлении груза. А задача нашего ведомства прямо противоположная - создать наилучшие условия для участников внешнеэкономической деятельности.
- Насколько удается выполнять эту задачу?
-Нужно признаться, что в том виде, как сейчас, Красноярская таможня не в полной мере устраивает экспортеров, причем претензии касаются не качества услуг, а отсутствия тех или иных направлений деятельности. Например, сегодня мы не можем проводить таможенное оформление для фирм, которые поставляют зарубежные автомобили. В результате предприятия, которые находятся на территории нашего края, вынуждены заниматься вопросами растаможивания в других регионах. Но в ближайшее время эта проблема будет решена. В конце этого года или в начале следующего Красноярской таможне будет дано право оказывать такую услугу. Это позволит уменьшить срок "растаможки" и снизить затраты, потому как оформление всех документов будет проходить на месте.
- Одна из основных составляющих работы таможни - пресечение незаконного ввоза и вывоза товаров.
Сколько таких случаев выявлено за последнее время?
-В прошлом году сотрудниками Красноярской таможни было изъято материальных ценностей и взыскано таможенных платежей при неправильном оформлении товаров на сумму больше 40 миллионов рублей. Одно время нарушениями особенно "славились" граждане Китая, которые, ввозя один товар, могли классифицировать его как совершенно другой, но всегда - не в убыток себе. Например, очень часто кожаные куртки завозились под видом других товаров, пошлина на которые более низкая. За прошлый и позапрошлый годы сотрудниками таможни было задержано несколько самолетов с таким грузом, и в этом году попыток незаконного провоза товаров из Китая уже не было. Возможно, сейчас они поступают из других регионов.
Но нельзя сказать, что все граждане Китая, приезжающие в наш край, стали законопослушными. Только в этом году возбуждено уже пять уголовных дел по незаконному вывозу леса, в которых в качестве обвиняемых фигурируют жители этой страны. Причем в ходе этих дел нередко выясняется, что продажа леса проводилась через фирмы-однодневки, которые заведомо создавались для конкретной сделки. Больше того, зачастую учредительные документы на эти фирмы оформлялись по поддельным паспортам, которые были куплены или украдены у российских граждан.
- Как часто выявляются попытки незаконного вывоза металлов, которыми также богат наш край?
- В основном проблема с металлами касается подмены, когда под видом лома вывозятся изделия, которые можно использовать по прямому назначению. Пошлина в таком случае, понятно, должна быть выше. Уже было несколько судебных разбирательств по таким фактам, но доказать, что предъявленный товар-отнюдь не металлолом, очень непросто. При проверках выясняется, что многую ведомственные акты противоречат друг другу, а поэтому сделать однозначные выводы сложно.
Хотя эту тему, на мой взгляд, можно закрыть раз и навсегда, создав централизованный пункт по приему лома. Тогда металлолом будет обрабатываться соответствующим образом, и при его вывозе не возникнет никаких вопросов. Можно привести в пример Норильск. Там такой централизованный пункт уже создан. Для него приобрели технику, которая режет металл, прессует его и пакетирует. Понятно, что никаких разногласий по классификации товара на таможне уже не возникает.
- Каково на сегодня соотношение экспорта и импорта в Красноярском крае?
- Около 80 процентов всех таможенных оформлений - это вывоз товара. За границу, в основном, идет сырье - различные металлы и лес.
- В связи с введением новых таможенных пошлин соотношение изменится?
- Я думаю, что определенные перемены будут. И связаны они не только с изменением пошлин, но и с введением нового Таможенного кодекса. Согласно ему процедура таможенного оформления будет значительно упрощена и приблизится к мировым стандартам. А поскольку будут созданы более благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности, то можно ожидать и увеличения экспорта. Сейчас, честно признаться, таможня создает немало преград для импортеров и экспортеров. Существует масса ограничивающих инструкций, которые работники таможни обязаны выполнять. Причем, случается и так, что не успеет вступить в действие одна инструкция, как выходит приказ, ее отменяющий.
- С послаблением таможенных правил не появится ли больше лазеек для тех, кто пытается незаконно ввезти или вывезти товар?
- Пока кодекс не вступил в силу и не применяется на практике, дать такую оценку очень сложно. А вот по новому Административному кодексу уже можно сказать, что в той части, которая касается таможенной деятельности, он слишком суров. В каждом втором случае проступок оказывается несоизмерим с предусмотренной в кодексе мерой ответственности. Эта ответственность исчисляется от общей стоимости товара, и иногда оказывается так, что сумма ущерба из-за неправильного оформления документов составляет сто рублей, а штраф оборачивается в несколько тысяч. Вряд ли такие меры оправданны.
- Раз незаконный ввоз товара всегда связан с большими деньгами, то неизбежно возникает соблазн вовлечь в свою деятельность и сотрудников таможни. Такие факты вам известны?
- Нарушения действительно случаются, и по каждому факту мы проводим служебные расследования. Но случаев сговора, которые были бы рассмотрены в суде и доказаны, пока нет.
- Одно время в Красноярске активно работали коммивояжеры, которые продавали самые разные товары, утверждая, что они конфискованы на таможне. Так ли?
-Таможня не занимается распродажей конфискованного имущества.
Все, что мы изымаем, передается на рассмотрение суда, и именно судебные органы принимают решение о конфискации. После этого определяется, какая фирма будет заниматься реализацией изъятого товара, причем аккредитация таких фирм проходит в Фонде федерального имущества, а не в таможне.
Раньше шло на реализацию много "отказных" товаров-таких, чьи собственники, опасаясь серьезных штрафов, не объявлялись. Сейчас массовых отказов нет. Во-первых, потому что несколько уменьшилось число участников внешнеэкономической деятельности, а те, кто работают, дорожат своим именем, во-вторых, через Красноярск стали меньше везти товаров ширпотреба и больше дорогостоящего технологического оборудования, от которого запросто не откажешься.
- Недавно сотрудниками Красноярской таможни был пресечен провоз в наш край большой партии наркотиков. Как часто выявляются такие случаи?
- Пересечение границы всегда связано с тщательным сокрытием наркотических средств, поэтому выявлять такие факты непросто. И все же в этом году нам удалось пресечь несколько попыток ввоза наркотиков. Наркокурьера, который провозил полкилограмма героина внутриполостным способом, задержали в аэропорту. Последний случай произошел на железной дороге.
Мы прекрасно осознаем, что пресечение каналов поступления наркотиков на стадии их транспортировки - не только самый сложный этап, но и самый эффективный, потому что потом наркотики расходятся мелкими партиями, и установить всю группу лиц, участвовавших в поставке, намного труднее. Поэтому стараемся плотно сотрудничать с милицией и другими силовыми структурами.
"Зачем "Русалу" Дивногорск?".
("Комок", 29.10.02, Геннадий Васильев)
Алюминщики пытаются захватить город.
Зачем "Русалу" непрофильные предприятия? К примеру, ЦБК. Забавно вышло: получить-то они его получили (на его базе создан Сибирский ЦБК), а что делать с ним, похоже, не знают. И такой пример - не один.
На первый день ноября назначено заседание арбитражного суда по Дивногорскому заводу низковольтной аппаратуры. Если до этого времени своего слова не скажет администрация края, если не будет принято правильное решение в Федеральной службе по финансовому оздоровлению предприятий (ФСФОГ суд может совершить ошибку. А завод - перейти в другие руки.
Как мы писали уже неоднократно, за обладание ДЗНВА борется "Русский алюминий", используя для этого свою управляющую компанию "Базовый элемент". В данном случае не сама компания непосредственно участвует в деле, а структуры, с ней аффилированные. Разницы нет. Алюминиевые уши торчат вполне отчетливо.
Тупое упорство, с каким ведется борьба, изумляет. Вообще непонятно, зачем "Русалу" непрофильные предприятия. Не так давно компания затеяла лесной холдинг и начала скупать или иным способом тащить к себе лесоперерабатывающие предприятия. В частности, речь идет о ЦБК. Попал в сферу интересов и наш красноярский комбинат. Правда, забавно вышло: получить-то они его получили (на его базе создан Сибирский ЦБК), а что делать с ним, похоже, не знают. И такой пример - не один.
Более-менее понятно, зачем алюминщикам цементный завод. Некоторое время назад Дерипаска договорился с Чубайсом об участии алюминиевой компании в достройке Богучанской ГЭС. Получить долю в генерирующем предприятии - цель понятна и вполне прагматична. Отсюда и настойчивое желание контролировать цементный завод, выпускающий необходимый для строительства гидроцемент. Но зачем бороться за обладание предприятиями, судьба которых туманна, а место на рынке неопределенно?
Впрочем, с Дивногорским заводом все немного не так. Когда сюда пришла новая команда собственников и управленцев, когда генеральным директором стал Егор Оль, ситуация резко поменялась. Завод рассчитался с долгами перед бюджетом и собственными рабочими. Сейчас зарплата здесь платится регулярно, а налоги предприятие умудряется перечислять с опережением - так сказать, авансом. Побороли процветавшее воровство. Собственно, это не было банальным воровством - был целый теневой бизнес, на котором кормились дивногорцы и красноярцы.
Все это удалось извести. Завод понемногу становится на ноги. Это признали, в частности, и те, кто некоторое время назад инициировал процедуру банкротства - например, мэр Дивногорска Александр Новак.
Его последние официальные письма в инстанции говорят о том, что позиция мэра поменялась на противоположную. Кроме ровных финансово-экономических показателей, есть тому еще одна причина, она не афишируется. В период после 28 апреля, после гибели губернатора Лебедя и до выборов нового главы края, когда краем рулила временная администрация, ее глава Николай Ашлапов пытался лоббировать интересы "Русского алюминия". В том числе и путем давления на главу Дивногорска Новака. Иначе трудно понять логику действий дивногорского мэра, настаивавшего на банкротстве фактически градообразующего предприятия. Несмотря на лоббирование на высоком уровне, алюминщики не успели воспользоваться! межвременьем. Утащить завод у нынешних собственников через банкротство не удалось. Ашлапов теперь во власти не представлен. Остался еще один серьезный лоббист, личными интересами связанный с алюминиевой группой: глава регионального отделения ФСФО Евгений Иванов. Вопреки заключениям разного рода экспертов и просто всякой логике, ФСФО продолжает настаивать на банкротстве ЗНВА. Причем это идет в разрез даже с собственными решениями территориального органа. Коллегия государственных уполномоченных под председательством того же Иванова, например, решила отозвать ходатайство о банкротстве, а представитель ФСФО в суде продолжает держаться прежней линии. В общем, понятно: такова воля хозяев. И логика здесь ни при чем.
По поводу завода высказались, кажется, все. На заседании комиссии по экономике и собственности под председательством Севастьянова информация о ситуации на ЗНВА была принята к сведению. Комиссия поддержала собственников и тех, кто высказывается против банкротства. До сих пор неясна позиция администрации края. Понятно, что у нового губернатора сейчас немало других забот. Но есть чиновники, подразделения администрации, которые просто по долгу службы обязаны как-то реагировать. Например, Главное управление развития экономики и промышленности (ГУ-РЭП) во главе с Михаилом Васильевым. С другой стороны, ГУРЭП сейчас переживает очередную реформу, из-под него выводится как раз промышленность и остается только стратегическое планирование и верстка бюджета. Так что ждать оттуда реакции трудно. Привести все это может к тому, что 1 ноября арбитражный суд поддержит ходатайство ФСФО о банкротстве завода, акционеры лишатся своих прав, туда зайдут алюминщики, и мы станем свидетелями очередного грубого передела собственности. Частной, конечно, не государственной. Но повторю еще раз: во-первых, предприятие социально значимо для Дивногорска, во-вторых, совершенно непонятно, зачем оно "Русалу". Сохранит ли завод свою дееспособность или просто превратится в очередную полумертвую промышленную площадку? Вопрос, скорее, риторический.
"Банкрот по заказу?".
("Красноярский рабочий", 29.10.02 Николай Карелов, председатель наблюдательного совета ОАО "ДЗНВА")
Кому выгодно представить несостоятельным ДЗНВА?
Пожалуй, никогда еще над ОАО "Дивногорский завод низковольтной аппаратуры" не нависала такая смертельная опасность. На начало ноября в арбитражном суде Красноярского края назначено слушание о признании предприятия банкротом. Так решил суд на своем очередном заседании 4 октября 2002 г., несмотря на постановление коллегии уполномоченных государственных представителей, в котором этот авторитетный орган просил отложить решение до согласования с Москвой отзыва из суда заявления. С такими же заявлениями - о нецелесообразности введения процедуры банкротства на предприятии - выступили начальник Красноярского регионального отделения Российского фонда федерального имущества, члены Федерального собрания РФ П. Романов, В. Зубов, В. Новиков, Законодательное Собрание края и другие авторитетные эксперты. Даже инициаторы рассмотрения в суде вопроса о несостоятельности ДЗНВА - Управление МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, глава г. Дивногорска - изменили свою позицию. Они приняли во внимание положительные тенденции, наметившиеся в последние месяцы в экономике предприятия, и не настаивают на признании его несостоятельным.
Только представители территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению активно настаивали в суде на немедленном введении процедуры банкротства. Будто оно - панацея от бед. На самом деле я не знаю других столь разрушительных для экономики России законодательных актов. Чаще всего законом пользуются для передела, иначе говоря, для легитимного захвата чужой собственности.
Об этом свидетельствует простая закономерность: как только предприятие начнет становиться на ноги, выбираться из кризиса, его банкротят.
Не раз писали газеты о подобных ситуациях. "Своевременно" забеспокоились и по поводу ДЗНВА.
Дело в том, что предприятием в Дивногорске вот уже более полугода руководит команда новых энергичных менеджеров во главе с генеральным директором Егором Олем. Новое руководство столкнулось с тяжелой кризисной ситуацией. Дивногорский завод НВА являлся единственным крупным предприятием отрасли в государстве, специально спроектированным и построенным для выпуска низковольтной аппаратуры. Общий экономический спад в годы перестройки, распад СССР, приватизация и конверсия привели к резкому снижению объема заказов. Кроме того, рост тарифов на перевозки и электроэнергию в несколько раз превышал прирост цен на выпускаемую продукцию. Галопирующие тарифы сплели прочную удавку на экономике предприятия. Эти и другие причины сделали ОАО "ДЗНВА" крупным должником государства по налогам и сборам.
Не обошлось, конечно, без ошибок менеджеров. Финансовые трудности акционерного общества возрастали еще и потому, что ДЗНВА является градообразующим предприятием г. Дивногорска. На нем сегодня занято 2350 человек. Практически вся прибыль тратилась на содержание социальной сферы (горнолыжная трасса, детский лагерь отдыха, детские сады, базы отдыха и др.). Продолжалось строительство жилья для сотрудников завода. Новая команда управленцев резко изменила финансово-экономическую политику акционерного общества. За два месяца была восстановлена текущая платежеспособность. Кардинально изменена структура управления. Принципиально переустроены сбытовые сети. Внедрена система автоматического контроля за потреблением электроэнергии, что дает 20 млн рублей экономии в год. Еще на 30 млн снижаются издержки благодаря применению системы других мер.
Но главное достижение нового менеджмента - погашение более чем восьмимесячной задолженности по зарплате. Уменьшены долги по налогам, подготовлена частичная их реструктуризация. Завод ожил, задышал полной грудью. На предприятии забыли про "усатики" - заменители денег (по имени прежнего генерального Владимира Усатова). В действиях новой команды отчетливо просматривается уверенная тенденция по выводу предприятия из кризиса.
Это не могли не заметить эксперты разных уровней, руководители ведомств, общественные деятели. Тем не менее третьего июля 2002 года представители ТО "ФСФО" настойчиво пытались склонить суд к решению начать процедуру банкротства ЗНВА. Кто же эти люди, которые хотят прибрать к рукам оказавшееся в трудном положении предприятие? Может быть, им известны неведомые нам пути в процветание? Похоже, их девиз - "Твои долги - мое богатство".
Наиболее вероятный способ, так сказать, "антикризисного оздоровления" - это продажа завода по частям или целиком. Генеральный директор Е. Е. Оль в своем письме заместителю губернатора края М. Г. Васильеву прямо говорит: "Негативный опыт введения процедур банкротства на предприятиях г. Дивногорска, как и по Красноярскому краю в целом, дает существенные основания для беспокойства и озабоченности. Работники завода опасаются, что предприятие станет очередной жертвой так называемого "заказного банкротства", что является существенным дестабилизирующим фактором для коллектива предприятия и всего города". Ответ Михаила Васильева на аналогичные опасения вице-спикера Законодательного Собрания края А. А. Ромашова внушал оптимизм: он похвалил менеджерские усилия команды Е. Оля и заверил, что никто не собирается банкротить завод. Однако развитие событий стерло радужные надежды. Остается надеяться на волю губернатора А. Г. Хлопонина и адекватное ситуации решение арбитражного суда. Тем более что в своем первом же заявлении для прессы Александр Геннадиевич выразил намерение прекратить банкротство предприятий на территории края.
"От кредита отказались".
("Сегодняшняя газета", 29.10.02)
Рабочая группа, созданная при совете директоров РАО "ЕЭС России", рекомендовала совету принять решение об отказе в получении кредита от компании "Русал" под залог акций Богучанской ГЭС. Об этом сообщает пресс-служба РАО. Напомним, энергетики планировали взять в долг у "Русала" 10 миллионов долларов в рамках меморандума о строительстве Богучанской ГЭС. Планировалось, что деньги будут выданы под залог акций ГЭС.
ОАО "Богучанская ГЭС" было зарегистрировано в марте 1993 года. Уставный капитал компании составляет 6,1 миллиарда рублей. РАО "ЕЭС России" принадлежит 66,12% уставного капитала. Стоимость реализации всего проекта - 65 миллиардов рублей. Строительные работы выполнены на 54% Необходимо освоить более 30 миллиардов рублей для окончания строительства и ввода ГЭС в эксплуатацию. В 2001 году было выделено около 800 миллионов, в 2002 году предполагается выделить около 600 миллионов рублей.