ИА REGNUM: Г-н Дзиццойты, госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава на вопрос о том, поступит ли какая-либо реакция со стороны Грузии на принятие парламентом Южной Осетии Декларации о геноциде южных осетин в 1989-1992 гг. и политико-правовой оценке этих событий, сказал, что не знает такого органа на территории Грузии, как парламент Южной Осетии. Как бы Вы прокомментировали данное заявление?

Я всегда говорю о том, что для того, чтобы разоблачить Хаиндрава, не надо подключать аналитиков. Надо дать возможность высказаться Хаиндрава. Он обычно сам себя разоблачает. Что вы хотите от человека, который был одним из идеологов грузинского фашизма, человека, который был одним из горячих сторонников Звиада Гамсахурдиа (первый президент Грузии, который развязал грузино-осетинский конфликт - ред.). Следовательно, у него, в моральном плане, руки по локоть в крови. Естественно, он смотрит на Южную Осетию, но в упор ее не видит. Но, с другой стороны, он прав - в Грузии действительно нет Южной Осетии, в Грузии нет парламента Южной Осетии. Южная Осетия - это не Грузия, в этом я полностью согласен с г-ном Хаиндрава. Это независимое государство, следовательно, парламент Южной Осетии является парламентом независимого государства.

ИА REGNUM: Почему же со стороны Грузии, которую обвиняют в таком тягчайшем преступлении, нет никакой реакции?

Собственно говоря, мы и не рассчитывали на то, что Грузия признает свою вину в геноциде осетинского народа. Но не следует забывать - Грузия тоже неоднородна. Были по этому поводу и эмоциональные высказывания Шеварднадзе, который уже называл то, что было сделано по отношению к осетинам, геноцидом. Был и такой прокурор Размадзе, который в свое время завел уголовное дело на Гамсахурдиа. Одним из пунктов обвинения был как раз геноцид осетинского народа. То есть, в Грузии тоже есть люди со здравым умом. Другое дело - мы не рассчитываем, что руководство, которое сегодня находится в Грузии у власти, может дать объективную оценку тому, что произошло. Как я уже отметил, многие сегодняшние руководители Грузии были участниками тех событий, то есть участниками геноцида осетинского народа. Потому, не могут же они сами себя наказать?

ИА REGNUM: Ожидаете ли Вы какой-либо реакции со стороны международного сообщества? Так, например, глава миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив на этот вопрос ограничился сообщением, что он передал документы председателю ОБСЕ...

Большое ему за это спасибо. По этому поводу должен отметить, что Геноцид армянского народа тоже не всеми признан, а он произошел 91 год назад, но до сих пор ни Турция, ни многие другие государства официально этот геноцид не признали. Дело в том, что принимая декларацию о геноциде и его политико-правовую оценку, мы руководствуемся этими документами как базовыми. И в своих взаимоотношениях с Грузией мы отталкиваемся от того, что был геноцид - причем не единожды. За весь 20 век было 2 жесточайших геноцида со стороны Грузии по отношению к осетинскому народу. Поэтому когда международное сообщество зазывает нас в Грузию, мы говорим - мы не можем этого сделать. Все то, что произошло, достаточно для того, чтобы осетинский народ прозрел и увидел в руководстве Грузии, мягко говоря, своего оппонента.

ИА REGNUM: Вы проводите параллель между геноцидом армян и осетин?

В принципе, можно провести такую параллель. Но, любые исторические аналогии хромают на одну ногу. Ситуация была другая, эпоха была другая, масштабы не те. Ведь посмотрите, что произошло - в Южной Осетии в 90-годы было уничтожено 1000 человек, почти все они были осетинами. Конечно, среди погибших были и русские, и грузины, но 98% погибших - осетины. Учитывая тот факт, что на тот момент население Южной Осетии составляло 98 000 человек, то получается, уничтожен 1% всего населения. А если учесть, что 98% среди погибших - осетины, а осетины составляли 68% от общего числа жителей Южной Осетии, то можно сказать, что было уничтожено до 6% населения.