"Парадокс Хлопонина".

("Комок", 17.05.06, Андрей Агафонов)

Удастся ли красноярскому губернатору сделать "Единую Россию" оппозиционной партией?

Небо падает

серым пророчеством:

Будут заморозки настоящие.

Воздух резок, как стекла

визжащие.

Трудно дышать, но хочется.

Прошедший в Красноярске на той неделе Экономический форум был замечателен в первую очередь докладом губернатора. Все остальное, включая официальную подачу проекта освоения Нижнего Приангарья в Инвестиционный фонд, носило, скажем так, процедурный характер.

Доклад же замечателен не столько тем, что сказал губернатор, сколько тем, чего он не сказал. Однако по порядку.

ОДИН К ЧЕТЫРЕМ ИЛИ НОЛЬ?

Вот о чем говорил Хлопонин: "Инвестиции в странах Азии и Океании составляют более 1 триллиона 700 миллиардов долларов в год. Из них 800 миллиардов долларов, то есть почти половина, - это инвестиции в Китай. Средний темп роста инвестиций в регионе - более 10% в год. Как мы выглядим на этом фоне? Мы отстаем даже не кратно, мы отстаем на два порядка. Суммарные инвестиции на востоке России составляют 20 миллиардов 300 миллионов долларов в год, из них 12 миллиардов долларов в Сибири и более 8 миллиардов на Дальнем Востоке.

Это надо четко понимать: восток России, имея сопоставимую территорию и сопоставимый потенциал, отстает сегодня по ежегодным инвестициям от Азии и Океании в целом - в 85 раз, от Китая - в 40 раз. Это невероятно большое отставание. С такими масштабами инвестиций мы не сможем ничего противопоставить азиатской экономической экспансии...

Восток - это точка, которая может стать или территорией значительного риска для страны, или гигантской точкой опережающего роста". Что нужно для того, чтобы осуществился второй вариант? Согласно Хлопонину, частные инвесторы готовы вкладывать деньги в восток страны. Только сто крупнейших отечественных проектов, будучи реализованы до 2015 года, принесут инвестиций на сумму 230 млрд долларов. Дело за государством. Оно должно вложиться в развитие инфраструктуры, которой правее Новосибирска в России грубо нет. Нет коммуникаций, нет мегаполисов. Нет политики.

Сколько нужно денег? Если считать по соотношению один к четырем (34 млрд рублей должно и обещало вложить государство в Нижнее Приангарье, ожидаемый от бизнеса резонанс - 130 млрд инвестиций уже на первом этапе), то на весь восток России нужно где-то 80 млрд из федеральной казны. Ну сто. Это большие деньги, конечно. Это, например, вдвое больше, чем долги, которые за последние несколько лет Россия простила своим недоразвитым "партнерам".

НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Представим невероятное-в Инвестиционном фонде нашу заявку "завернули". Или, того хуже, решили помариновать. Это сигнал всем остальным бизнесменам с их сотней проектов - до свидания, мальчики. Не будет вам инфраструктуры, не будет вам железных и каменных дорог, не будет вам ничего.

Представить такое развитие событий несложно по одной-единственной причине: мы НЕ ЗНАЕМ, какие вообще планы у руководства страны касательно Сибири и Дальнего Востока. Оно нас забыло об этом поставить в известность. Более того, есть подозрение, что такие планы-среднесрочные, долгосрочные - отсутствуют в принципе. И вот тут мы переходим к тому, чего Хлопонин в своем докладе не сказал. Не сказал в докладе - не значит не сказал вообще.

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Иногда, чтобы правильно поняли, Хочется стать иероглифом. Совершенно не случайно в качестве одного из организаторов Экономического форума анонсировалась партия "Единая Россия". У Александра Геннадиевича на эту партию свои планы. Он считает, что ЕР должна развязать дискуссию о долгосрочном развитии страны (хотя бы на 20-30 лет вперед), стать в этой дискуссии лидером и таким образом превратиться в реальную политическую силу. На сегодня ЕР таковой не является. Это - форма без содержания. Собственно, она такой и создавалась.

Естественно, возникает вопрос: "Если Хлопонин считает нужным (и возможным) наполнить эту до сих пор пустую форму конкретным содержанием, то что это будет за содержание?". Возникают и другие вопросы, которые мы рассмотрим ниже, а пока ответим на этот. Итак, Хлопонин видит будущее России как "рыночного демократического государства" (то есть либерального экономически и политически). Для этого нужны, в общем-то, понятные вещи: всемерное расширение экономических (и, соответственно, политических) свобод, ограничение динамики доходов населения динамикой роста ВВП (проще говоря, правило "жить по средствам"), снижение налогов, максимальное устранение государства из хозяйственной деятельности страны, его невмешательство в бизнес, и - ставка на молодежь, а не на пожилых. Потому что тому поколению, которое сегодня входит в жизнь, завтра придется содержать пиковое количество нетрудоспособного населения.

Почва для дискуссии действительно есть. Например, возвращаясь все к тому же форуму - почему Институт региональной политики, считавший проекты, ограничился только отечественными инвесторами? Директор ИРП Булат Столяров на этот вопрос ответил так: потому-де, что в первую очередь хотелось дать разгуляться согражданам. А ничего, что в тот же Китай ежегодно идет 60 млрд долларов прямых иностранных инвестиций? Что там иностранные инвесторы со своими деньгами в очереди стоят? Вот бы разобраться, почему у нас наоборот.

Другой вопрос, не менее актуальный: "А с кем, собственно, будет вести дискуссию "Единая Россия?". После того, как покосили все, что не есть она...

ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

Мы давно уже

не под вопросами - Под обломками и осколками. Голосами больными,

скользкими

Дискутируя с утконосами, Шевеля потускневшими

крыльями, Мы не птицами были -

мошками! И смахнут нас сухими

крошками,

И сожрут кувшинными рылами.

Легче всего упрекать Александра Геннадиевича в том, что "умная мысля приходит опосля". Был, был последовательным сторонником президентской власти - и вдруг региональная политика Кремля ему представляется неэффективной, и политической воли не видать... Не говоря уже о свободе.

О единственном позитивном для России сценарии развития - в качестве либерального, а не авторитарного государства, - говорили до Хлопонина многие. Не буду перечислять - иных уж нет, а те далече. Новизна принципиальная заключается в том, что сейчас это говорит человек, который входит в правящую элиту страны и покидать ее вроде бы не собирается. Более того, он всерьез рассчитывает в осуществлении своих планов на "Единую Россию". Может быть, мы чего-то не знаем? Если ЕР примет тезисы Хлопонина хотя бы за основу, это значит, что ЕР перестает быть ЕР и становится чем-то другим. Чтобы такие планы стали реальностью, там надо сталинские чистки проводить. Я уж не говорю о президенте. Его планы касательно развития страны мы знаем из недавнего Послания: это, в двух словах, дальнейшая ее милитаризация, дружба с арабами против США и раздача слонов до 2008 года. Ни о каком востоке России, ни о каких новых индустриализациях Сибири там речи не шло. Брать в расчет преисполненные туманной торжественности фразы о бурном развитии нанотехнологий и строительстве технопарков - наверное, не стоит все-таки. С другой стороны, Хлопонин же и говорит, что "Единая Россия" должна перестать быть партией одного человека...

"Чекисты помогут единороссам вычистить партийные ряды".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 17.05.06, Виктор Басков)

Поднялась новая волна скандала вокруг довыборов депутата Заксобрания по Березовскому одномандатному округу. "Пятеро "оппозиционеров" из крайизбиркома обратились в прокуратуру края и Центризбирком с просьбой проверить законность проведения голосования. Стал известен и другой любопытный факт - нарушения в ходе выборов выявляло РУ ФСБ. Напомним, 5 из 14 членов крайизбиркома поставили под сомнение законность выборов 12 марта, на которых победил кандидат от "Единой России", глава Березовского района Сергей Хруль. По их мнению, явка была искусственно завышена путем изменения списков избирателей вдень голосования (утром значилось 95225 человек, а вечером - на 4299 меньше). Неясна судьба и 280 бюллетеней, не дошедших от окружной комиссии до участковых. Большинство членов крайизбиркома во главе с председателем уверены, что нарушений не было, поэтому "оппозиционеры" предлагают разобраться в спорных вопросах прокуратуре края и председателю Центризбиркома Александру Вешнякову.

Подтверждения обоснованности претензий пятерых избиркомовцев найдены сотрудниками ФСБ. Подозрения о наличии нарушений избирательного законодательства возникли у чекистов как "побочный эффект" - при проведении оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного дела, возбужденного против главы администрации Березовского района Владимира Зальцмана ("МК" №9, "По этапу служебного положения"), В письме, направленном ФСБ в прокуратуру фая (достоверность письма чекисты пока не подтвердили, но и не опровергли), сообщается, что руководители Березовского и Емельяновского. районов вмешивались в работу избирательных комиссий, давали указания сократить списки избирателей. Такие действия предусмотрены ст. 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий"). Чекисты обнаружили, судя по письму, и факты вмешательства некоторых чиновников краевой администрации вход избирательной кампании, оказания всяческой помощи и агитации за Сергея Хруля. Работа ФСБ по делу Зальцмана и по нарушениям при избрании Хруля настраивает на определенные размышления. Владимир Райнгольдович возглавляет районное отделение "Единой России". Сергей Алексеевич участвовал в выборах, как "единоросс". Такой интерес чекистов к представителям "партии власти", конечно же, может быть обусловлен строгим следованием принципу всеобщего равенства перед законом. Но бытует и другая версия. Федеральное руководство "Единой России" развернуло в последнее время борьбу за чистоту рядов, которая может натолкнуться на стену непонимания со стороны верхушки регионального отделения партии: не хочется сдавать "своих". Ну а ФСБ - пожалуй, самая независимая от региональной власти силовая структура. И кто, как не ее сотрудники могут наиболее эффективно способствовать проведению новой "линии партии".