Мышьяк из водопровода: Архангельские СМИ за 15-16 мая
Архангельск - город ветхий (Бизнес-класс.Архангельск)
Архангельск - один из лидеров среди российских городов по количеству ветхого и аварийного жилого фонда. Однако пока к ветхим домам относят, пожалуй, лишь деревянные строения. Тем временем все чаще поднимается вопрос о сроке эксплуатации пятиэтажек, построенных еще в 60-х годах прошлого века. В Москве и Санкт-Петербурге давно приняты программы по сносу и расселению пятиэтажных панельных домов или их реконструкции. Год назад в Ростове-на-Дону из-за ветхости обрушилась часть пятиэтажного жилого дома 1956 года постройки, и в стране уже всерьез заговорили о безопасности типовых советских пятиэтажек. По счастливой случайности, тогда обрушилась нежилая часть здания, что позволило избежать человеческих жертв...
"Срок эксплуатации "хрущевок" подходит к концу. Фактически ни одной экспертизы, позволяющей оценить безопасность этих зданий, проведено не было, при этом государство автоматически продлило их срок службы на 50 лет", - заявил на III региональном форуме "Стройиндустрия-2006" начальник управления ЖКХ и энергетики мэрии Архангельска Виктор Чурносов.
По его словам, сегодня город с 1,7 млрд бюджетом на капремонт тратит 9,3 млн рублей. "Это капля! Понятно, что Архангельск нуждается в софинансировании по этой статье расходов. За годы наметилась тенденция сокращения федерального финансирования, а самостоятельно заниматься ремонтом жилфонда муниципальным образованиям тяжело. Нужно констатировать тот факт, что практически мы не ремонтируем ветхое жилье, а только успеваем "подхватывать" 70-80 ежегодно сходящих со свай домов", - сказал Виктор Павлович.
Подтвердить или опровергнуть плачевное состояние архангельских пятиэтажек могут только специалисты. Но заказывать проведение экспертизы в Архангельске пока не собираются. "Мы понимаем, что вопрос с пятиэтажками назрел. Но все-таки деревянного ветхого жилфонда в Архангельске очень много. Сначала надо решать эту проблему, а до сноса и расселения пятиэтажек нам еще лет 10-15", - считает директор департамента градостроительства мэрии Архангельска Андрей РЕМИНСКИЙ. По его мнению, с такими темпами, какими в областном центре ведется "борьба" с ветхим жилфондом, на его полную ликвидацию потребуется 10-12 лет. "Если обратиться к опыту Москвы и Петербурга, то работать с пятиэтажками они начали тогда, когда с деревянным фондом разобрались", - говорит Реминский. Информацию о возможной небезопасности некоторых "хрущевок" подтвердил декан строительного факультета АГТУ, кандидат технических наук Виктор Раковский. "Никто не может сказать, сколько еще прослужат эти дома, потому что техническое состояние жилого фонда Архангельска - и деревянных, и панельных домов - неудовлетворительное", - считает Виктор Раковский.
Один из вариантов решения проблемы пятиэтажек - их санация. Такая практика применяется в Питере. За счет бюджетных средств проводится восстановление домов, которые еще не обветшали и пригодны для эксплуатации. Метод санации включает замену кровли, утепление наружных конструкций, установку новых оконных блоков, модернизацию системы отопления, ремонт лестничных площадок. При этом вопрос о сносе или санации "хрущевок" в каждом случае рассматривается индивидуально. Перенести опыт северной столицы на Архангельск вряд ли удастся - пока городские власти разбираются с деревянным жилфондом, пятиэтажки придут в такое состояние, что их придется уже сносить, тем более если реконструкция панельных домов потребует значительных финансовых затрат...
"Вологодку" могут закрыть (Архангельск)
Деньги уходят на ямочный ремонт, а дороги как не было, так и нет
Федеральная автомобильная трасса М-8 в аварийном состоянии. Выход один - обратиться за помощью к Росавтодору. В противном случае не исключено, что дорогу закроют для большегрузного транспорта и крупногабаритных автобусов. Такая информация прозвучала на недавнем совещании при заместителе главы администрации Архангельской области по экономическому развитию и финансам Юрии Шевелеве.
М-8, или, как ее называют Вологодская дорога, давно стала головной болью архангельских автомобилистов. Строили ее в начале восьмидесятых, когда к трассам предъявлялись другие требования, да и нагрузки были не те. Но времена изменились, и латаное-перелатаное покрытие дороги утюжат многочисленные лесовозы весом 12 - 19 тонн. Для восстановления дорожного полотна требуется и соответствующий ремонт. Но, как прозвучало на совещании, мы уже который год закатываем деньги в асфальт, специализируясь на так называемом ямочном ремонте. Правда, как отметил начальник Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Михаил Дорофеев, качество дороги и ее безопасность от подобного ремонта улучшаются ненамного.
"Дорога в аварийном состоянии" - таков вердикт, вынесенный после проверки состояния трассы. А это ставит под угрозу летнюю оздоровительную кампанию. Ведь в лагеря отдыха детей отвозят на автобусах, что при многочисленных ямах дело отнюдь не безопасное. Брать на себя ответственность за такую перевозку никому не хочется.
Ситуация складывается патовая: деньги, которые выделяет Росавтодор на ямочный ремонт, по словам директора управления дорогами "Холмогоры" (именно оно осуществляет ремонт)
По словам Александра Макарова, чтобы сделать капитальный ремонт, который подразумевает не только выравнивание дорожного покрытия и укладку нового асфальта, но и расширение дороги с заменой старых дорожных знаков, потребуется не менее 1,5 млрд. рублей. В недрах самого управления дорогами "Холмогоры" разработано несколько программ, согласно которым предполагается отремонтировать участок федеральной трассы М-8 вплоть до границ Вологодской области. При этом сроки гарантии качества - более 20 лет. Средства на такой ремонт предполагается бросить немалые - 20 млн. рублей на каждый километр против 4 млн., которые федеральный бюджет выделяет сегодня. Согласится ли Росавтодор на столь значительные траты? Наши дорожники в этом сомневаются. Аргумент: эксплуатация трассы М-8 гораздо менее выгодна, чем использование любой автодороги в Московской области, где проходимость автомобилей в сутки составляет десятки тысяч на один километр. Поэтому в Москве считают, что средства на ремонт и обслуживание лучше направить на нужды Московской области, что же касается вологодской дороги, то ежегодно требуется приводить в порядок примерно 95-100 километров дорожного покрытия. Однако все работы из центра стабильно финансируются на 30-35 процентов. А денежки, как мы уже упомянули, с завидным постоянством закапываются в землю. Что рядовые автомобилисты, выплачивающие налог на пользование дорогами в среднем по 500 рублей в год, уже не прощают дорожникам. Недавно родственники нашего уважаемого директора молодежного театра подали иск в суд о возмещении ущерба, который был нанесен автомобилю, пострадавшему из-за плохой дороги. А если все налогоплательщики-автолюбители кинутся в суды? Во время заседания прозвучала такая фраза: "Если капитального ремонта дороги не будет, то в скором времени мы можем попросту лишиться ее". Так что сейчас все зависит от того, будет ли достигнута договоренность между администрацией Архангельской области и Росавтодором.
ВВП не существует (Волна)
Говоря о достоинствах или недостатках послания президента Путина,
Если переложить античную мудрость на лад последнего президентского послания, то получается следующее. Экономического роста в действительности в стране нет, даже наблюдается регресс в отдельных отраслях промышленности. А если согласиться, что экономисты по обыкновению все выдумывают, и рост имеется, то отдельному российскому простому гражданину ощутить его на своем кошельке очень трудно - инфляция не дремлет. Но даже если согласиться с тем, что в России и в нашем регионе в целом и происходит некое улучшение экономики, то, по крайней мере, в Архангельской области передавать эти благие вести, разъяснять близким и дальним успехи скоро будет невозможно.
О бедственном положении СМИ в нашем регионе, возможно, говорить надо чаще. Хотя бы потому, что проекты, связанные с их финансированием не имеют должной поддержки в стенах областного Собрания. В конце прошлого года депутаты окончательно "зарубили" проект создания областного телевидения, и теперь эта тема превратилась в предмет первоапрельских шуток. А вот в Красноборском районе жители жаловались
Что касается газет, то здесь проблем гораздо больше. Существуют важные факторы, снижающие интерес к печатным изданиям: это и бурное развитие оперативнейшего Интернета, способного рассказать о новости через пять десять минут после ее рождения, и чуть более медлительное телевидение, облекающее новость в форму зрительного восприятия. Здесь и проблемы с распространением газет через киоски "Роспечати", и высокие почтовые расценки на доставку подписчикам, и цены за аренду помещений для редакций.
Нельзя сказать, что ничего не предпринимается. Руководство регионального отделения Союза журналистов совместно с мэром Северодвинска
Но есть еще и особые проблемы, присущие государственным печатным СМИ в Архангельской области, в том числе и "Волне". Если в двух словах, то проблема состоит в том, что необходимо раскрывать социальнополезную и нужную учредителям информацию, но, к сожалению, эта информация не оченьто интересна широкому кругу читателей. Вместе с тем, необходимо обуздывать жестокую стихию рынка и както зарабатывать на жизнь. Конечно, выделяются и денежные средства в виде субсидии, но принципы финансирования государственных СМИ до конца не уточнены. Когда я рассказывал американскому политологу о том, как финансируется "Волна", тот задал мне неожиданный вопрос: "Но почему вы говорите, что вы - государственное СМИ? Вы же лишь частично финансируетесь государством. Это нормальная практика и в нашей стране".
Возможно, в США с финансированием дела обстоят проще. Там четко разведена власть муниципальная и государственная, и там нет практики совместного муниципальногосударственного учредительства, как у нас в области с "районками". Быть может, поэтому печатных изданий, пребывающих на грани и за гранью выживания там значительно меньше, а доверие к СМИ и к власти очень высокое. Возможно, проблемы дальнейшего развития государственных изданий давно уже пора обсудить в формате "круглого стола" в департаменте информации и общественных связей, располагающим, кстати говоря, солидным бюджетом в 2006 году. В январе на встрече главных редакторов с губернатором
Быть может, департамент информации был чересчур увлечен благим делом созидания нового сайта областной администрации. Беспокоит лишь одно: на обновившемся сайте нет никакой информации о СМИ Архангельской области, что было в старой, менее изысканной версии. И потому - то я нисколько не удивлюсь, если в 2006 году Архангельская область добьется хороших результатов, а "простой" зритель и читатель об этом ничего не узнает.
Мышьяк из... водопровода (Правда Севера)
Даже так называемая очищенная вода Северной Двины опасна для здоровья
На днях в интервью "Российской газете" главный специалист территориального управления
Конечно, мы и так давно знаем, что водичка в наших кранах не достойна носить громкого звания питьевой, но предприятия и организации, обслуживающие очистные сооружения и распределительные сети, до недавних пор отбивали атаки экологов. Дескать, да, Двина безнадежно загажена, но содержание химических веществ в воде на выходе ее к потребителю ниже предельно допустимых концентраций.
Специалисты Роспотребнадзора проверяют источники и сети четырежды в год. Так вот, по их оценкам, токсической агрессии "со стороны" водовода мы подвергаемся постоянно. У жителей Архангельска и Северодвинска (в том числе у детей) страдают преимущественно сердечно-сосудистая и нервная системы, слизистые оболочки и кожа. Наибольший вклад в это угнетающее воздействие вносит имеющийся в питьевой воде мышьяк. Новодвинцам тоже достается "по нервам", токсины ударяют вдобавок по желудочно-кишечному тракту и кровеносной системе: здесь в главных ролях алюминий и железо.
По самым осторожным данным
А предприятиям зачем лишний раз стараться приводить в порядок свои стоки, если, в отличие от коллег из стран Запада, им разрешено сливать отходы ниже по течению, а воду брать выше? Только заденешь какой-нибудь комбинат - он сразу шлет гневное письмо в газету. Предприятиям есть на что ссылаться - на совершенно дурацкую с обывательской точки зрения формулировку в законе - "условно чистая вода".
Кое-что в направлении совершенствования законодательной базы все же предпринимается. На прошедшей в конце апреля сессии областного Собрания депутатов был-таки принят в первом чтении проект целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы". По словам Татьяны Долгощеловой, председателя комитета по экологии обладминистрации, на предупреждение ЧС и экологический мониторинг за три года будет направлено 60 миллионов рублей. Еще почти 250 миллионов - на предотвращение загрязнения окружающей среды. Львиная доля второй суммы должна пойти как раз на ремонт и строительство очистных сооружений. Здесь и полная реконструкция канализационных коллекторов в Новодвинске, возведение нового коллектора в Северодвинске, ремонт водозабора в Савинске.
Однако Архангельску на реконструкцию канализационных очистных сооружений в программе пока не предусмотрено ни рубля. Потому что город едва соглашается на паях участвовать в финансировании работ. А это условие обязательное. По тем же причинам из программы фактически выпали Шенкурский, Ленский и няндомский районы.
Между тем многие наши экологи придерживаются того мнения, что вода Северной Двины вообще не подлежит очистке для питьевых нужд. Но покупать бутилированную воду для большинства из нас слишком дорого. А надежд на скорое строительство водовода от подземных источников до того же Архангельска давно уже никто не питает. Похоже, нам просто вешали на уши политическую лапшу.
"Дебютное" постановление о строительстве водовода на Пермиловском месторождении было привезено из Москвы еще в 1998 году. Тогда там "закопали" 70 миллионов рублей.
Потом переключились на Архангельское - оно ближе (а раньше чем думали?). Сейчас очередную бумагу ждут из министерства природных ресурсов: обещали, самое позднее, к концу июня. Пока же все происходящее вокруг воды, которую мы пьем, тянет на настоящее экологическое преступление.