"Заявка на инвестиции".

(Время новостей. 15.05.06. Татьяна Алипова) Нижнее Приангарье претендует на государственные деньги для строительства инфраструктуры. В инвестиционный фонд России поступила первая заявка на 34 млрд руб. на финансирование инфраструктуры для реализации проекта развития Нижнего Приангарья. Он включает в себя достройку Богучанской ГЭС и строительство рядом с ней алюминиевого завода (реализуют на паритетной основе "дочка" РАО "ЕЭС России" - "ГидроОГК" - и структуры "Базового элемента"), а также возведение на берегу Ангары целлюлозно-бумажного комбината и цементного завода. На государственные деньги должны быть построены линии электропередачи от Богучанской ГЭС до алюминиевого завода, ЦБК и магистральных электросетей, железнодорожная ветка от Карабулы до Ярков, автомобильный мост в районе Ярков, а также реконструирована дорога Канск - Абан - Богучаны - Кодинск.

При этом организацией финансирования и привлечением инвестиций в строительство целлюлозно-бумажного комбината в Богучанском районе будут заниматься совместно Внешэкономбанк и созданное в начале мая ОАО "Корпорация развития Красноярского края". "Мы рассчитываем, что каждый рубль бюджетных вложений будет генерировать четыре-пять рублей частных инвестиций", - заявил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.

Замминистра экономразвития Кирилл Андросов сообщил, что заявка Красноярского края "является первой не только по счету, но и по масштабу и качеству проработки проекта". По его словам, к преимуществам представленной заявки относится и соотношение объема инвестиций государства и бизнеса: частные компании только на первом этапе планируют вложить в край 130 млрд руб. на 34 млрд госсредств. Г-н Андросов пообещал, что в ближайший месяц заявка будет изучена экспертами МЭРТ и уже 14 июня будет рассмотрена на заседании правительственной комиссии на Санкт-Петербургском инвестиционном форуме. На прошедшем в минувшую пятницу Красноярском экономическом форуме "Развитие Востока России" председатель ВЭБа Владимир Дмитриев и глава корпорации развития края Михаил Дягилев подписали соглашение о совместном привлечении инвестиций в строительство целлюлозно-бумажного комбината в регионе. Оно стало продолжением уже заключенного меморандума о сотрудничестве между ВЭБом и администрацией Красноярского края в области развития лесопромышленного комплекса Нижнего Приангарья и соглашения об общих принципах финансирования инвестиционных проектов на территории Красноярского края. Предполагается, что объем инвестиций в строительство ЦБК составит от 800 млн до 1 млрд долл. Комбинат будет строиться на основе частно-государственного партнерства: средства из инвестиционного фонда пойдут на строительство инфраструктуры - дорог и электросетей, а комбинат будет построен на частные деньги.

Частные инвесторы для участия в проекте будут выбираться на конкурсной основе. По словам главы ВЭБа, заявки уже поступили, как от российских, так и от иностранных компаний, но назвать их он отказался. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин уточнил только, что заявки на участие в этом проекте поступили от двух российских и четырех иностранных компаний. Кстати, как заявил г-н Дмитриев, ВЭБ претендует на создание национального центра государственно-частного партнерства: "Внешэкономбанк является одним из инициаторов этой идеи". По его словам, для реализации идеи государственно-частного партнерства и необходимо создать национальный центр, который обладал бы ноу-хау реализации такого партнерства. Открывая форум и выставку инвестиционных проектов, Александр Хлопонин признался, что форум проводится именно в поддержку представленной в правительство заявки на средства из инвестиционного фонда: "Красноярский край первым внес заявку и стоит на первом месте по качеству проработки проекта". В перерыве губернатор уточнил, что ВЭБ гарантирует реализацию почти половины проектов, представленных на выставке.

*** ОАО "Корпорация развития Красноярского края" с уставным капиталом 120 млн руб. создана в мае 2006 года с целью определения возможностей инвестиций в экономику Красноярского края, привлечения стратегических инвесторов, реализации проектов государственно-частного партнерства. В состав ее учредителей вошли ООО "Базовый элемент", администрация Красноярского края, ОАО "ГидроОГК" и Внешэкономбанк.

"Красноярск подал заявку на половину инвестфонда".

(Коммерсантъ. 15.05.06. А.Харченко)

Проект развития Приангарья передан правительству. В пятницу на третьем Красноярском экономическом форуме руководство Красноярского края передало в Минэкономразвития первую заявку на финансирование проекта из инвестиционного фонда-проект развития Нижнего Приангарья стоимостью 34 млрд руб. Как сообщают в МЭРТе, заявка, покрывающая более половины средств инвестфонда на 2006 год, будет рассмотрена в ближайшее время.

Решение МЭРТа по проекту будет объявлено 14 июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Хотя перспективным инвестпроектам в Сибири и на Дальнем Востоке в Красноярске была посвящена целая выставка, интерес именно к Богучанскому проекту, являющимся ключевым в программе развития Нижнего Приангарья, не скрывало большинство участников форума. Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов отметил "многосоставность" Богучанского проекта и то, что одна его часть "вытащит" за собой другие.

Еще больший оптимизм проявил в первый день работы форума заместитель гендиректора "Русского алюминия" Александр Лившиц. "Звезда нашей инвестпрограммы - Богучанская ГЭС", - воодушевленно заявил господин Лившиц, назвав проект "самым логичным в России на сегодняшний день". Объемы необходимого финансирования проекта Александр Лившиц оценил в $6 млрд в расчете на семь лет, пообещав, что план по запуску в 2009 г. ГЭС и первой очереди алюминиевого завода будет выполнен. В соблюдении сроков у заместителя гендиректора "Русала", как оказалось, есть свой личный интерес. "Пройдет несколько лет, и о нас будут писать книги и защищать диссертации, - мечтательно сказал господин Лившиц.- Что о нас вспомнят? То, что мы построили Богучанскую ГЭС и сумели сделать то, во что никто не верил".

Именно с Богучанским районом связана поданная в МЭРТ администрацией края заявка на финансирование из инвестфонда. О завершении работы над ней ЗАО "Корпорация развития Красноярского края", учрежденное краевой администрацией совместно с ВЭБ, Гидро-ОГК и "Базовым элементом", сообщило еще в апреле.

Как сообщил губернатор края Александр Хлопонин, запрашиваемая из федерального инвестиционного фонда сумма составляет 34 млрд руб. Потратить ее планируется на строительство системы передачи электроэнергии от Богучанской ГЭС, железнодорожную ветку протяженностью 43, 7 км из поселка Карабулак в деревню Ярки, сооружение моста через Ангару в Богучанском районе, а также реконструкцию участков автомобильной дороги Канск-Абан-Карабулак-Богучаны-Кодинск. Господин Хлопонин добавил, что в будущем Красноярский край готов предоставить и вторую заявку на финансирование из инвестфонда. "В крае достаточное количество инвестпроектов, чтобы это делать, "- заметил губернатор, так и не уточнив, о каких конкретно проектах идет речь. В положительном решении чиновников по поводу поданной заявки Александр Хлопонин не сомневается. По словам вице-губернатора Красноярского края Анатолия Тихонова, проект уже одобрен Минпромэнерго и МЭРТом, а также зарубежными инвестконсультантами. Судя по реакции заместителя министра главы МЭРТа Кирилла Андросова, ожидания администрации края вполне могут оправдаться. "Я расцениваю заявку как свидетельство заинтересованности и хотел бы отметить высокий уровень экспертизы проекта", - прокомментировал инициативу края господин Андросов. По словам заместителя главы МЭРТа, заявка руководства края будет рассмотрена в ближайшее время. Решение министерства планируется объявить 14 июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме - вряд ли после всех комплиментов, сделанных в адрес проекта "Русала" и РАО "ЕЭС России", оно будет отрицательным.

"Финансы идут на Восток".

(Российская газета. 15.05.06. Даниил Веснин)

Капиталу требуется капитан 12 МАЯ в Красноярске прошел III экономический форум "Развитие Востока России". Правительство России придает большое значение экономическому подъему Востока страны. В частности, была поставлена задача искать инновационные пути развития, эффективной интеграции региона как в экономику России, так и в международные рынки. Своими соображениями о программах и проектах, которые необходимо осуществить, чтобы превратить Сибирь и Дальний Восток в экономический оплот России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поделился с участниками форума председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Он также выступил с обновленной идеей создания Федерального банка внешнеэкономической деятельности и развития.

Можно отметить, что Внешэкономбанк уже участвует в проектах, которые российские регионы осуществляют на основе государственно-частного партнерства.

Так, в рамках создаваемой Корпорации развития Красноярского края реализуется программа развития Нижнего Приангарья. Планируемый объем инвестиций - около 25 миллиардов долларов только частных средств - делает ее одной из наиболее масштабных программ, в финансировании которых совместно участвуют государство и частный сектор.

Взаимодействие ВЭБ и восточных регионов России с финансовыми институтами Китая становится все более интенсивным. Так, в ближайшее время планируется заключить соглашение об инвестиционном сотрудничестве между ВЭБ, Госбанком развития Китая и администрацией Сахалинской области. Хорошие возможности для расширения и повышения качества товарооборота с Китаем может открыть реализация программы по восстановлению промышленных баз северо-востока Китая. В рамках этой программы КНР заинтересована как в приобретении российской продукции, так и передовых технологий.

Для государственно-частного партнерства есть место и в высокотехнологичных отраслях промышленности, которые представлены в регионах: например, так будет работать Объединенная авиастроительная корпорация, партнером которой является ВЭБ. Был поднят и вопрос о том, что инвестиционную привлекательность Востока России может повысить создание здесь особых экономических зон. Интересной представляется и идея создания в каждом регионе Сибири своей научно-производственной зоны. Это также позволит повысить вес наукоемкой составляющей в реальном секторе экономики.

Такие масштабные планы, очевидно, требуют единого координирующего центра, которым может стать Федеральный банк внешнеэкономической деятельности и развития, с проработанным предложением которого выступил на форуме председатель ВЭБ Владимир Дмитриев. "ВЭБ - единственный из всех банковских институтов, который и исторически, и потенциально, исходя из состояния текущего бизнеса, способен стать базой нового банка", - подчеркнул глава Внешэкономбанка. По мнению В. Дмитриева, банк развития должен формироваться как единая банковская структура путем слияния нескольких банков, а не как холдинг.

При создании такой структуры на базе ВЭБ активы нового банка могут составить сумму до 30 миллиардов долларов. Глава ВЭБ считает, что банк развития должен сохранить узнаваемость бренда Внешэкономбанка - в том числе и для работы на международном финансовом рынке. На внутреннем рынке самый важный для банка кредит - кредит доверия - завоеван уже давно и прочно. Например, обширные программы и проекты связывают ВЭБ с Красноярским краем во главе с Александром Хлопониным, на территории которого проводился форум. - Наши партнеры в Сибири и на Дальнем Востоке могут быть уверены: в лице банка они имеют надежную опору в работе по развитию экономики своих регионов, - подчеркнул Дмитриев.

"Бреющий полет".

(Новые Известия. 15.05.06. Алексей Киличев)

Похоже, эра нынешнего "Аэрофлота" и его главы Валерия Окулова подходит к концу

В конце минувшей недели на экономическом форуме в Красноярске замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов раскрыл планы ведомства по поводу дальнейшей судьбы "Аэрофлота". По словам чиновника, заставить его приносить прибыль можно лишь в условиях конкуренции, а значит, ему жизненно необходим достойный соперник.

Лепить крупного конкурента "Аэрофлоту" МЭРТ намеревается путем слияния пакетов акций государственных и частных авиакомпаний в одну корпорацию.

Причем, как отметил г-н Андросов, у государства уже есть кое-какие наметки по поводу "строительного материала" для будущего гиганта. В частности, рассматривается AirUnion, в который входят Красноярские, Домодедовские, Самарские авиалинии, "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Это объединение может стать базой для создания соперника "Аэрофлоту". Рассматриваются и другие варианты создания конкурирующей компании. Напомним, что в правительстве уже давно ломают голову, что делать с "Аэрофлотом". Накануне вступления в ВТО проблема приобрела особую остроту. Сначала рассматривалась возможность создания второго по величине перевозчика на базе компании KrasAir, Однако в Росимуществе посчитали, что госпакет и этого гиганта будет слишком большим. Через некоторое время появился новый план "спасения" национального перевозчика путем передачи под его контроль всех госактивов в авиации. В этом случае "Аэрофлот" получал бы примерно половину всего авиационного рынка страны. Понятно, что топменеджмент "Аэрофлота" горячо поддержал эту идею. Но против выступили авиакомпании, которым по проекту предстояло раствориться в недрах "Аэрофлота", резонно заявив, что нельзя отдавать работающие компании в руки менеджеров, неспособных обеспечить прибыльность собственной фирмы.

К ним присоединился и глава Минтранса Игорь Левитин, а МЭРТ посоветовало проект укрупнения "Аэрофлота" вообще забыть как "нерациональный".

В такой ситуации главе "Аэрофлота" Валерию Окулову не оставалось ничего иного, как влиться в общий хор, назвав проект создания единой авиакомпании в России "неразумным". Хотя менее года назад аэрофлотовский комитет по стратегии провозгласил, что основной его задачей является создание рынка с "одной регулярной компанией, под влиянием или контролем которой будут находиться все остальные компании", А сегодня г-н Окулов обеими руками проголосовал за противоположное решение. "И правильно сделал", - заявил "Новым Известиям" председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. - Любая конкуренция ничего кроме блага не приносит. Наши потребители наконец-то получат хорошее качество и приемлемые цены".

В каком виде будет в итоге создан конкурент "Аэрофлоту", пока не вполне понятно. Но ясно одно: позиции нынешнего главы "Аэрофлота" серьезно ослабли, и он уже не пользуется влиянием в коридорах власти. И скорее всего, после создания новой сильной авиакомпании ему придется оставить кресло руководителя "Аэрофлота".