Диакон Андрей Кураев: В отношении к миграции нельзя капитулировать, подобно Европе
13 мая во Владимирской области побывал профессор Московской духовной академии, диакон
REGNUM: Отец Андрей, как вы относитесь к национализму в современной России?
У слова "национализм" нет общепризнанного научного определения - так как, например, у слова "фанатик". Фанатик - это тот, кто относится к религии чуть серьезнее, чем я сам. "Антисемит" - что это такое? Я однажды купил книгу "Антисемитизм в русской литературе". Понятно, что можно написать про антисемитизм Гоголя, антисемитизм Достоевского. Открываю книгу. Глава "Антисемитизм в творчестве Пушкина". Прочитал и оказалось, что антисемитизм Пушкина заключается в том, что он не создал ни одного положительного образа еврея. Формулировки расплывчаты.
REGNUM: Как Вы относитесь к межнациональным конфликтам внутри России?
Безусловно, не замечать этих конфликтов нельзя. Не надо делать вид, что все хорошо. Различие между нациями - это различия в культурных сценариях. Когда люди с разными культурными сценариями сталкиваются в мегаполисах, начинаются проблемы. В Дании по закону нельзя в одном доме селить больше одной семьи мигрантов, иначе начинается разруха. А в Москве у меня под окнами работает летняя кафешка. Хозяин - выходец с Кавказа, музыка соответствующая, громкая и глубоко ночью. Подхожу к нему и говорю: "Здесь Москва, есть закон об охране тишины". Он в ответ: "Мое кафе - это не Москва". Проблемы есть. Но нельзя идти по пути Европы, по пути капитуляции. Там тоже были иллюзии, что мы передадим мигрантам наш образ жизни. На самом деле не получается.
REGNUM: Какие внешние угрозы для России вы видите?
Перечислять все угрозы смысла не имеет. Для больного организма угроза - любой сквозняк. Надо нам самим окрепнуть - "дохлого льва, кто ж не ударит". Меня, честно говоря, коробит, что фактически главным праздником России объявлено 4 ноября - день изгнания поляков из Москвы. В истории России было много других серьезных событий. Коробит меня потому, что по роли в мировой истории, культуры, мы все-таки не вполне соотносимы (при всем уважении к Шопену). Выбирая в качестве главного праздника день 4 ноября, мы, мне кажется, принижаем собственную роль в мировой истории.