Надо возрождать традиции осетинского образования: интервью министра образования Южной Осетии
О системе образования, работе образовательных учреждений Южной Осетии, а также о новшествах, которые планируется ввести в этом году, рассказывает ИА REGNUM министр образования Южной Осетии Алла Джиоева.
ИА REGNUM: Г-жа Джиоева, каковы основные приоритеты работы министерства образования Южной Осетии?
Анализируя перспективные социально-демографические тенденции, образовавшиеся запросы населения, объективное кадровое и техническое состояние, мы пытаемся создать оптимальную образовательную среду, где есть место каждому юному жителю нашей республики, которому качественное образование гарантирует "Закон об образовании РЮО". Постепенно решаются такие вопросы, как обеспеченность школ учительскими кадрами, улучшение качества образования, работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, введение инноваций и технологий в образование, введение экспериментальной деятельности, улучшение методов и стиля работы органов образования.
ИА REGNUM: Как на сегодняшний день представлены образовательные учреждения республики?
В республике 96 образовательных учреждений, в том числе 22 дошкольных, 60 общеобразовательных школ, 2 школы-интерната, 4 средних специальных учебных заведения, 4 учреждения дополнительного образования, 5 спортивных школ и 2 вуза. В дошкольных учреждениях учится 1604 детей, в общеобразовательных школах - 5561, в средних профессиональных заведениях - 338. Из 444 выпускников 285 учатся в вузах, из них в вузах России - 82, 70 выпускников являются студентами средних специальных учебных заведений. Как известно, президент нашей республики проводит большую работу по выделению лимитов министерством образования РФ в российские вузы.
ИА REGNUM: Как сегодня обстоят дела с кадрами в югоосетинских школах и вузах?
Сегодня для нас вопрос номер один - дефицит педагогических кадров. Положительную роль в частичном разрешении этого вопроса, вне всякого сомнения, сыграло повышение заработной платы. Но тем не менее дефицит кадров ощущается. Прежде всего наблюдается острая нехватка квалифицированных преподавателей, в частности, естественно-математического цикла, для чего требуется законодательно закрепленная система льгот и гарантий работников образования. Не решен вопрос распределения выпускников ЮОГУ по заявкам ГорОНО и РайОНО, предоставления льгот сельским учителям. В настоящее время проводится определенная работа по закреплению педагогов на местах. Педагоги, выезжающие на работу из г. Цхинвала, обеспечены бесплатными проездными. Выпускникам сельских школ выделяются лимиты на педагогические факультеты в ЮОГУ. За отчетный период учебно-воспитательная работа была направлена на повышение уровня теоретических знаний и навыков учащихся, дальнейшее усовершенствование системы работы с кадрами и всех форм методической работы с ними, развитие их творческой активности в поисках наиболее эффективных методов работы. Качественная подготовка материалов коллегии, всесторонний анализ, содержательность проверок оказывали положительное влияние на работу районных и городского отделов образования. Руководители школ в определенной степени активизировали свою работу. Чаще и глубже обсуждается состояние преподавания отдельных учебных дисциплин на заседаниях педсоветов. Можно с уверенностью сказать о том, что наблюдается дальнейшее усовершенствование системы работы с кадрами и всех форм методической работы с ними. Работники министерства образования проводят постоянно действующие семинары с руководителями образовательных учреждений, учителями школ и воспитателями дошкольных учреждений. Большую помощь в этом оказывает деканат повышения квалификации работников образования ЮОГУ им. А.Тибилова. Однако, деканат не получает никакой методической литературы, поэтому курсы проводят по старым программам, да и сотрудники в течение ряда лет не имели возможности повышать свою квалификацию. Правда, два сотрудника министерства образования прошли краткосрочные курсы повышения квалификации в Москве, а отдельная категория учителей школ прошли курсы повышения квалификации в Ростове и Владикавказе. Пристального внимания требует к себе республиканская система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, не имеющая абсолютно никакого финансирования. Вместе с тем, есть серьезная необходимость возрождения института наставничества для приобщения молодых специалистов к истории и традициям осетинского образования. Пора ставить вопрос и о Доме учителя, который мог бы стать организатором культурно-массовых мероприятий типа "Учитель года", "Лидер в образовании", "Ветеран педагогического труда", "Самый лучший молодой учитель" и т.д.
ИА REGNUM: Как Вы оцениваете материально-техническую базу образовательных учреждений республики?
За последнее время наметилась тенденция к улучшению материально-технической базы. Программой социально-экономического развития МО РЮО на 2005 год был предусмотрен текущий ремонт 8 зданий дошкольных учреждений, но, несмотря на позитивные сдвиги, все еще много нерешенных проблем: требуется ремонт зданий, водо-канализационной системы и многое другое. Не решен вопрос сбалансированного питания, не утверждены нормы, нарушается закон "Об образовании", согласно которому периодически дети проходят бесплатное медосвидетельствование.
ИА REGNUM: Известно, что сегодня система дошкольного образования переживает переходный период, т.к. наряду с единой типовой программой используются и вариативные программы...
Правительство отнеслось к этому вопросу с большим пониманием и выделило средства на организации в я/с №№ 2, 8, 9 Цхинвала экспериментальных групп. Эти группы полностью обеспечены учебно-методическими наглядными пособиями и аудио- и видеотехникой. Учитель начальной школы универсален, поэтому он должен быть широко образованным, вооруженным педагогической теорией, способным работать по-новому. Для этого миобразования использует любые возможности, предоставленные со стороны (прошли курсы повышения квалификации группа учителей начальных классов в Ростове и Владикавказе). При существующих трудностях следует отметить, что учителя начальных классов не боятся осваивать новые подходы к обучению и развитию школьников младших классов. Ученики начальных классов обучаются по разным учебно-методическим комплектам: традиционная программа, "начальная школа 21 века" (гимназия " Рухс", лицей, школа №2). С нового учебного года перешли на новую программу "Гармония" 5 школ через создание экспериментальных площадок. Дети, которые обучаются по новым учебно-методическим комплектам, успешнее сверстников осваивают общеучебные умения и навыки, отличаются полным развитием творческих, интеллектуальных способностей, о чем свидетельствуют результаты тестирования и мониторинга. Этот проект, в первую очередь, направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение в школе.
ИА REGNUM: А как обстоят дела в школах?
Школы работают по утвержденному коллегией министерства образования базисному учебному плану, несколько часов которого отведены национально-региональному компоненту. В объем национально-регионального компонента включено ведение таких предметов, как традиционная культура Осетии, история Осетии, география Осетии, увеличены часы по осетинскому языку. Все это дало возможность реализовать один из важнейших принципов государственной политики - право на сохранение родного языка. Изучение состояния преподавания осетинского языка в школах республики позволило сделать следующие выводы: улучшилось преподавание данных предметов, сдвинулся с мертвой точки вопрос издания школьных учебников по осетинскому языку, повысилось качество знаний учащихся. Об этом свидетельствуют показатели предметных олимпиад, результаты итоговых аттестаций учащихся 9-11 классов. Увеличивается число внеклассных мероприятий, систематически проводятся встречи с писателями. Повышается профессиональное мастерство учителей осетинского языка и литературы. Нескольким учителям осетинского языка и литературы было присвоено звание "Заслуженный учитель РЮО", а некоторые стали лауреатами премии им. А. Колиева. Несмотря на позитивные сдвиги в изучении русского и иностранного языков, все еще имеются существенные недостатки. Трудности, которые испытывают учителя в работе, прежде всего, связаны с нехваткой методической литературы, со слабым техническим оснащением процесса обучения языку, т.е. сегодня в школах отсутствуют лингафонные кабинеты, видео и аудиоаппаратура, в связи с чем уменьшается количество тренировочных упражнений, языковой запас учащихся. Несколько лучше обстоит дело с преподаванием математики. На внеклассных и внешкольных мероприятиях большая часть детей показывает удовлетворительные знания. Стало традицией проведение Республиканской олимпиады по математике для младшеклассников в честь памяти замечательного учителя, основателя математического класса в школе №6 Э. Бекоева. Из года в год наблюдается тенденция снижения показателей по химии и физике. Из-за отсутствия специалистов в некоторых школах эти предметы не изучаются или же преподаются неспециалистами. Учебно-материальная база по этим предметам во время грузинской агрессии упала до нуля. В школах нет элементарных условий для проведения практических и лабораторных работ. Учитывая это положение, министерство образования приобрело для коллективного пользования кабинеты физики, химии, биологии и компьютерный класс, организованные в Республиканской станции юных техников. Кроме того, школы получили частично мини-лаборатории по химии и частично ТСО для кабинетов физики и биологии. Президент республики неоднократно обращал внимание на необходимость приоритетного развития физической культуры и спорта, призванных обеспечить здоровье детей. Мы пытаемся уделять особое внимание этому направлению, но полное отсутствие спортинвентаря и кадровый дефицит делали наши попытки малоэффективными. Редкие школы вводят в учебные планы дополнительные часы физической культуры за счет школьного компонента, большая часть спортивных залов не используется в субботние и воскресные дни для физкультурно-оздоровительных занятий.
ИА REGNUM: Находят ли понимание и поддержку в югоосетинском обществе трудные подростки? И как решается вопрос занятости детей?
В правоохранительных органах за различные правонарушения состоят на учете 29 детей. С сожалением приходится констатировать то, что на поведение детей оказывает влияние сложная экономическая обстановка, последствия вооруженной грузинской агрессии. Среди подростков продолжает расти агрессивность, ненормативная лексика стала определяющей для большого количества наших учащихся. Взять решение этих проблем в свои руки - наша святая обязанность. Для этого необходимо активизировать психологическую службу, которая практически пробуксовывает. Преодоление школьной и социальной дезадаптации, психолого-педагогическая помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, требуют развитие сети специальных общеобразовательных учреждений для детей с девиантным поведением, школы полного дня, учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Между тем, в республике функционируют две школы-интерната (312 детей), условия содержания и обучения в которых оставляют желать лучшего. Возникает серьезная необходимость создания государственной программы поддержки детей-сирот, что являлось бы показателем гуманности нашего общества. Вопросы образовательной политики, обучения и воспитания волнуют сегодня всех. Ведь именно школа, от которой зависит будущее нашей страны, является мощным инструментом социализации подрастающего поколения. В школу часто приходят дети, уже имеющие негативный опыт отношении с внешним миром. Очень много детей, "выброшенных из общества". Наряду с возродившейся беспризорностью появилась и новая проблема - безнадзорность, растет количество детей, внешне благополучных, но предоставленных самим себе. Все это заставляет усилить внимание к воспитательным проблемам образования, при этом важно найти соответствующие современным условиям способы организации воспитательной работы. В системе образования есть учреждения дополнительного образования, в которых решаются задачи социального, интеллектуального, эмоционального развития ребенка - работают различные кружки и секции по интересам учащихся. В 62 кружках занимается около 1490 учащихся от 6 до 16 лет. Кружки и секции организованы и на базе общеобразовательных школ. В школах работают 128 предметных кружков с охватом более 2000 детей, а в 30 спортивных секциях занимаются 1850 детей. Всего во внеурочное время в школах занято 77% учащихся.
ИА REGNUM: Как обстоит дело с функционирование средних специальных учебных заведений?
Контингент в них с каждым годом уменьшается. Выпускники ССУЗов не могут найти себе работу. За неимением учреждений начального профессионального образования, не можем решить вопрос подготовки рабочих кадров широкого спектра профессий: строителей, токарей, слесарей, с/х и т.д. Пора от постановки вопроса переходить к делу. К 1 сентября этого года надо открыть широкопрофильный, разноотраслевой колледж.