"Аэрофлот" берет Красноярск".

(Ведомости. 11.05.06. Ольга Коберник) "Аэрофлоту" удалось нарушить многолетнюю монополию KrasAir на маршруте Москва - Красноярск. С сегодняшнего дня национальный авиаперевозчик начинает выполнение регулярных рейсов на этом направлении, емкость которого оценивается в $90 млн в год. Эксперты отмечают, что успех "Аэрофлота" поможет открыть доступ к выгодному маршруту и другим перевозчикам. Красноярский аэропорт "Емельянова" входит в KrasAir. За 2005 г. аэропорт обслужил 1,123 млн пассажиров. Авиакомпания перевезла 1,8 млн человек.

Сегодня "Аэрофлот" начинает выполнение регулярных рейсов по маршруту Москва - Красноярск. По словам заместителя гендиректора компании Льва Кошлякова, "Аэрофлот" заключил договор с KrasAir на обслуживание своих рейсов и они включены в расписание "Емельяново" на весь летний период. С 15 мая рейсы "Аэрофлота" должны стать регулярными и выполняться на самолетах Ту-154 М трижды в неделю. Цены на билеты у "Аэрофлота" будут значительно ниже, чем у KrasAir, - 5000 руб. против 7500 руб. До сих пор этот маршрут обслуживался KrasAir и его партнером - авиакомпанией "Домодедовские авиалинии". Прийти в Красноярск давно пытались "Аэрофлот" и "Сибирь", но до сих пор все попытки были тщетны. Представитель "Сибири" Евгений Филянин отмечает, что в 2005 г. его авиакомпания дважды получала подтверждение Росавиации о наличии слотов в "Емельяново", но так и не добилась заключения договора на обслуживание. По его данным, пассажиропоток на линии Красноярск - Москва в 2005 г. составил 301 204 пассажира, а емкость направления - около $90 млн: "Это колоссальный рынок и наш единственный пробел в маршрутной сети за Уралом". "Монопольное положение KrasAir создавало проблемы с получением слотов", - признает и Кошляков. Раскрыть детали договоренностей с конкурентом он отказался. Пресс-секретарь KrasAir Ольга Трапезникова подтвердила заключение договора, отметив, что предложенное время вылета рейсов устроило "Аэрофлот".

До сих пор KrasAir удавалось не допускать конкурентов в Красноярск, ссылаясь на ремонт взлетно-посадочной полосы. Вот и вчера "Емельяново" объявило об очередном этапе реконструкции ВПП. С 10 мая аэропорт будет закрыт для приема и отправки самолетов 59 часов в неделю, в том числе полностью в среду и четверг, говорится на сайте KrasAir. Ремонт продлится до 28 октября. Впрочем, руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг говорит, что "Емельяново" заранее предупреждало перевозчика о реконструкции полосы.

Поэтому и график полетов, и график работ на аэродроме были полностью согласованы так, чтобы не мешать рейсам "Аэрофлота". Генеральный директор Infomost Борис Рыбак считает, что "Аэрофлот" вышел в Красноярск благодаря мощному административному ресурсу авиакомпании.

По его мнению, ремонт ВПП может доставить неудобства "Аэрофлоту", но в целом не помешает авиакомпании закрепиться на красноярском направлении.

С решающей ролью административного ресурса согласна аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Она говорит, что для "Аэрофлота" Красноярск может стать перспективным направлением, поскольку авиакомпания помимо дешевых билетов может предложить пассажирам удобную систему стыковок. Прорыв "Аэрофлота" сломает административный ресурс KrasAir, поэтому и "Сибири" будет легче зайти на красноярский рынок, считает Сахнова.

"Прогноз - хуже некуда!".

("Красноярский рабочий", 11.05.06, Владимир Несяев)

Главам муниципальных образований краевого юга пригрозили уголовной ответственностью, если на вверенных им территориях, не дай бог, кто-то погибнет во время весеннего паводка.

Об этом губернатор Александр Хлопонин предупредил участников совещания, прошедшего 7 мая в Курагине, где мэры районов докладывали о принятых мерах по защите сёл и деревень от возможного наводнения. Ведь если оно случится, то по тяжести и сложности будет сопоставимо с 2001 годом, когда на юге затопило десятки сёл и деревень. К сожалению, вероятность того, что стихия грянет, возрастает с каждым градусом суточного повышения температуры. Пока она редко зашкаливает за плюс 10, но в 20-х числах мая, согласно прогнозам синоптиков, столбики термометров могут подняться до 25, из тайги хлынет коренная вода, подпитанная к тому же обильными дождями циклона, который, как предсказывают, надвигается с юго-запада. И тогда жди беды. В Курагинском районе в наиболее опасной зоне находятся деревни Имисское и Бугуртак, в Каратузском это пойма нижнего течения Амыла, в Минусинском при резком повышении уровня Тубы подтопленными рискуют оказаться сёла Тесь, Притубинское, Шошино, Кавказское. При наихудшем варианте развития событий, как это было пять вёсен назад, тубинская вода в Шошине и Кочергино на метр с лишним зальёт асфальтовое шоссе, связывающее Минусинск с Курагинским и Каратузским районами, и почти напрочь отрежет население этих территорий от внешнего мира. В ту прошлую стихию у народа погибло немало живности на подворьях, пришла в негодность мебель в домах, были безнадёжно испорчены продуктовые запасы в подпольях и погребах. Кстати, о Шошине на совещании говорили особо - не исключено, что в будущем обитателей деревни придётся переселить в другое, более спокойное место, не то почти каждая весна для них превращается в пытку ожидания всяческих бед, связанных с очередным паводком на Тубе. Отдельно были упомянуты и Бугуртак с Имисским - в этих традиционно проблемных сёлах не мешало бы загодя развернуть хорошо оснащённые посты ГО и ЧС.

"Краснокаменск взывает о помощи...".

("Красноярский рабочий", 11.05.06)

ОАО "Краснокаменское рудоуправление" является градообразующим на территории Краснокаменска, в котором проживает более 5 тысяч человек. От деятельности предприятия зависит жизнь нашего посёлка, поддержание и развитие его инфраструктуры. Но рудник планируют закрыть, и это приведёт к катастрофе. В посёлке исчезнет школа, в которой обучаются более 500 человек, два детских сада (300 детей). Под угрозой сокращения окажется и лучшая в Курагинском районе больница. В посёлке проживает немало пенсионеров, которые в своё время строили рудник, а сейчас у них нет средств на приобретение жилья в другом месте. Впрочем, и у работающего населения тоже. Многие из нас в течение двух последних лет в полном объёме не получают заработную плату. Причиной столь катастрофического положения, на наш взгляд, стала хищническая политика финансово-промышленных групп, желающих получить сиюминутную прибыль.

Мы считаем, что ситуацию можно исправить. По мнению специалистов, содержание руды, добываемой шахтовым методом, отвечает высоким мировым стандартам. Добыча её возможна при условии достаточных финансовых вложений в завершение строительства и запуск шахты "Одиночная". Большие перспективы связаны также с дальнейшей разработкой Мульгинского месторождения. Галина КУЗНЕЦОВА, Валентина КРОХАЛЕВА, Виктор БАЛАДУРИН, ещё более 2000 подписей. п. Краснокаменск Курагинского района.

"Но властям пока дали фору".

("Красноярский рабочий", 11.05.06)

Совместная акция протеста коллектива рудоуправления и жителей горняцкого посёлка Краснокаменск временно отложена. Горнодобытчики планировали провести её 13 мая, намереваясь вывести на улицы большинство из шеститысячного населения таёжного городка, но в ситуацию вмешался губернатор Александр Хлопонин.

Побывав 7 мая в Курагинском районе, глава региона встретился с руководством предприятия и местных профсоюзов, пообещав, что задолженность по зарплате, составляющая на сегодняшний день 7,7 миллиона рублей, будет погашена в июне. Также на июнь намечено возобновление добычи открытым способом железной руды на Мульгинском месторождении. Для чего месяц назад требовалось 11 миллионов рублей, но сейчас ещё больше, поскольку мощности рудника поддерживаются в рабочем состоянии, на что ежедневно расходуются десятки тысяч рублей. В частности, поставлена на "сухую" консервацию шахта, из которой постоянно откачивают воду, дабы возобновить проходку в любой момент. Всё это увеличивает и без того отрицательный баланс предприятия, пребывающего в состоянии длительного банкротства.

После встречи с губернатором профсоюз горняков тоже решил повременить с массовым протестом, коль наконец-то удалось докричаться о бедственном положении проживающих в тайге тысяч людей до самого верха краевой властной пирамиды. Пока горнодобытчики вполне удовлетворились тем, что услышали из уст первого лица региона.

Критическая ситуация в ОАО "Краснокаменское рудоуправление" назревает уже не один год. Строительство шахты "Одиночная" началось ещё в 1982 году и не завершено по сей день. Запасы Мульгинского месторождения в контуре отработки составляют 17 миллионов тонн руды. К месторождению уже подведён мост через реку Кизир, отсутствие которого являлось главным препятствием для расширения производства в последние годы. И, тем не менее, предприятие, на котором работают высокопрофессиональные специалисты, от которого зависит не только судьба посёлка, но и промышленное развитие юга края, погибает.

"Восток - дело тонкое".

("Красноярский рабочий", 11.05.06)

Завтра в Красноярске открывается третий экономический форум "Развитие востока России". Организаторами представительного собрания выступили администрация Красноярского края и Министерство экономического развития и торговли РФ, а также целый ряд известных экспертных и общественных организаций. Ожидается, что с основным докладом выступит губернатор Александр Хлопонин.

По его мнению, руководителям страны сегодня "виден масштаб отставания регионов Сибири и Дальнего Востока от среднероссийского уровня и регионов европейской части страны по важнейшим показателям развития. Наиболее серьёзным является дефицит инфраструктуры. Очевидно, что именно это препятствует развитию огромного потенциала востока России".

России нужна новая, экономически эффективная региональная политика. Какая именно? Ответ на вопрос, в частности, будут искать и на нынешнем экономическом форуме. Сибиряков пока ещё удивляет, что федеральное правительство всё в большей степени проводит по отношению к восточным территориям колониальную политику, выкачивая ресурсы и успешно перераспределяя налоги в пользу Москвы. Современные финансово-промышленные группы также рассматривают технологии освоения Сибири исключительно вахтовыми методами. Средства на развитие социальной, да порой и производственной инфраструктуры не предусматриваются и, естественно, не вкладываются.

Между тем в прошлом году на форуме в Красноярске уже обсуждалась доктрина новой индустриализации Сибири через развитие, в частности, объединённого Красноярского края. Однако бросалось в глаза, что перспективы красноярцев мало интересовали наших соседей, кемеровчан или, к примеру, иркутян. Каждый регион пытается найти в Москве свою "нишу", свою выгоду и действует в одиночку, что приводит к тому, что представители федеральных структур относятся к ним, словно к младшим братьям, советуя не рассчитывать на серьёзные экономические проекты, а развивать больше экзотический туризм и учиться танцевать вприсядку вместе с дикими медведями перед московскими гостями.

Ожидается, что в этом году Институт региональной политики представит на берегах Енисея доклад о крупнейших инвестиционных предложениях востока России. Результаты исследования сенсационны: около ста крупнейших проектов, реализация которых возможна до 2015-2020 гг., в итоге привлекут в регионы до 230 миллиардов долларов. Потенциальные лидеры: Красноярский край, Иркутская область, Сахалин, Якутия.

По предварительным подсчётам, запуск только 20-25 крупных строек способен дать прирост ВВП России до 25-30 процентов. Однако что произойдёт на самом деле? Приведёт ли активизация экономической жизни к повышению уровня жизни сибиряков? Например, Богучанскую ГЭС планируют достраивать вахтовым методом, то есть несколько тысяч человек будут приезжать на Ангару на какой-то срок и уезжать обратно. Понятно, что такая рабочая сила сможет обойтись без комфортабельных городов, без театров и дворцов спорта, а может быть, даже и без тротуаров.

Сибиряки на самом деле всё реже вспоминают о перспективе собственного процветания по модели Арабских Эмиратов. На практике нам гораздо реальнее представляется венесуэльский вариант - в этой стране международные корпорации оставляли всего 18 процентов прибыли от добычи нефти, причём сами венесуэльцы не имели даже права определять цену на нефть и газ, платили за своё же сырьё больше, чем в Америке.

Потребовалась революция, чтобы изменить ситуацию. У нас этой цели пока служит экономический форум. В его программе - "круглые столы", брифинги, выставки, презентации, на которых и будут обсуждаться различные инфраструктурные проекты, а также возможные пути развития топливно-энергетического комплекса. Сибиряки к этому разговору готовы, наши губернаторы - тем более, есть что предложить и показать учёным-экономистам, но с каким настроем приедут в сибирскую "глушь" высокие московские гости? Ответ на этот вопрос мы получим совсем уже скоро. Хочется только напомнить, что восток при всём его добродушии и богатстве остаётся делом весьма тонким и сложным. Московским "мальчикам" срубать здесь деньги по-лёгкому удавалось до сих пор только потому, что они жировали на том потенциале, который был создан титаническими усилиями народа в советские годы. Сейчас же многие проекты нужно начинать с нуля, прокладывать дороги в тайге, бороться с холодом и вечной мерзлотой, рыть землю в поисках руды, нефти или золота. Готовы вы к этому, дорогие инвесторы, или позовёте на помощь красноармейца Сухова? Почему именно его? Да потому, что у него никогда никаких иллюзий не было и он всегда знал, что Восток - дело тонкое.