"Сибирь в программы не укладывается".

(Российская Бизнес-Газета. 03.05.06. Юрий Прокопьев)

Власти так и не решили, нужна ли региону еще одна ФЦП.

СОВЕЩАНИЕ по вопросам социально-экономического развития сибирских регионов в Томске так и не дало ответа на вопрос: готово ли правительство принять новую федеральную программу развития Сибири? Прийти к конкретному решению по этой проблеме не помогло даже участие в нем президента Владимира Путина, прибывшего в Томск для проведения российско-германского саммита. Совещание имело свою непростую предысторию: 29 марта в Иркутске на совместном заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" был рассмотрен проект концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сибири" на 2008 - 2020 годы. За последние восемь лет это уже четвертый документ, определяющий основные направления развития Сибирского региона. До этого уже были приняты ФЦП "Сибирь" (финансирование которой было заморожено) и "Стратегия экономического развития Сибири", разработанная по поручению президента Владимира Путина и утвержденная в июне 2002 года правительством Михаила Касьянова. Поскольку конкретного наполнения стратегия не имела, вместо нее появился проект новой стратегии развития Сибири с характерным подзаголовком "Партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста".

Чтобы и этот документ не остался простой декларацией о намерениях, руководство Сибирского федерального округа выступило с инициативой разработки новой ФЦП. Согласно предложению разработчиков концепции новой программы, финансирование ФЦП из федерального бюджета должно составить 821 миллиард рублей, но это не более 10 процентов от общего объема требуемых инвестиций, большую часть которых регионы должны привлечь за счет внебюджетных источников. Обычно совещания, подобные тому, что прошло в Томске, начинались и кончались критикой в адрес руководителей федерального уровня по поводу государственной региональной политики, приводящей к существенному отставанию Сибири от других регионов страны. Однако на этот раз инициативу с ходу взял в свои руки Владимир Путин, первым заговоривший о сибирских проблемах. Президент начал с заявления о том, что стратегия экономического развития Сибири "не привела к серьезному подъему региона, на что мы рассчитывали".

Несмотря на естественные конкурентные преимущества, Сибирский округ по-прежнему "привязан" к федеральной помощи. Ее доля в общих расходах региональных бюджетов в среднем по округу составляет 19 процентов, а в некоторых субъектах Федерации превышает и 50 процентов.

Президент упомянул о том, что "при росте среднероссийских темпов увеличения валового регионального продукта на душу населения в Сибирском округе они уже второй год подряд снижаются" и что "крайне неравномерно развиваются внутри округа и сами субъекты Федерации - их базовые социально-экономические показатели разнятся в десятки раз". Особо была отмечена демографическая проблема, которая, по словам президента, "в Сибири стоит особенно остро" и причины которой "лежат в социально-экономической плоскости". Так, доходы населения в их реальном выражении составляют 85 процентов от общероссийского уровня, а стоимость жизни в округе выше, чем в среднем по России. При этом здесь реализуются десятки ведомственных и региональных программ. Однако они чаще всего приводят лишь к распылению средств и, как следствие, к фрагментарным, несущественным результатам. Министр регионального развития Владимир Яковлев выразил мнение, что возможным вариантом дальнейшего развития Сибири может стать ФЦП на 2008 - 2015 годы.

Проект концепции программы уже рассмотрен в минрегион, он требует доработки, но уже может быть использован как опорный образец. Основными реперными точками концепции являются развитие производственной инфраструктуры, научно-инновационного направления (путем создании технопарков, венчурных фондов, юридических и патентных групп), модернизация инфраструктуры регионов и городов и реализация крупных межрегиональных инвестиционных проектов. В свою очередь, министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил против принятия новой ФЦП, убеждая участников совещания в том, что правительство все равно не сможет выделить на нее большие деньги. По мнению главы Минэкономразвития, регионам целесообразнее получать дополнительное финансирование в рамках федеральных отраслевых программ. А для комплексного развития сибирских территорий им необходимо провести кластерный анализ своей экономики и определить приоритеты своего социально-экономического развития. В частности, Герман Греф отметил большой потенциал Алтайского края, Республики Алтай, Иркутской области и Республики Бурятия в развитии сферы туризма и заявил о предстоящем конкурсе на создание особых экономических зон рекреационного типа, участие в котором будет сопровождаться финансированием из федерального бюджета на раз-, работку бизнес-планов и создание инфраструктуры для привлечения инвесторов. Министр также согласился с тем, что в Сибири необходимо создавать новые энергетические мощности и призвал вернуться к проектам, разрабатывавшимся еще в советское время.

Германа Грефа поддержал министр финансов Алексей Кудрин, который считает, что в отличие от отраслевых программ региональные целевые программы неэффективны и по большому счету являются бюрократическими. - Когда мы говорим о целевой программе, о необходимости создать преференции тем точкам развития, в которые уже начато инвестирование, это не значит, что мы бегаем по министерствам с протянутой рукой, мы в состоянии сами зарабатывать, просто нужны благоприятные условия, которые надо оформить документально, - возразил министрам председатель Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Однако Алексей Кудрин остался при своем мнении, заявив, что, на его взгляд, "новый подход" к развитию Сибири требует не столько новой федеральной программы, сколько организации в Сибирском федеральном округе координационного центра или совета по поддержке эффективных инвестиционных проектов и программ. "Улетают от "Аэрофлота".

(Ведомости. 04.05.06. Елена Мазнева, Александр Беккер)

Путин одобрил создание авиаперевозчика на базе KrasAir Как стало известно "Ведомостям", на днях президент страны одобрил план создания второго национального авиаперевозчика на базе авиакомпании KrasAir. Для ее совладельца и руководителя Бориса Абрамовича это счастливый шанс уберечь KrasAir от поглощения со стороны "Аэрофлота". Альянс AiRUnion создан в конце 2004 г. на базе пяти авиакомпаний: KrasAir, "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ), "Омскавиа", "Самары" и "Сибавиатранса".

За 2005 г. вместе они перевезли 4, 3 млн пассажиров, получив около $700 млн выручки. Государству принадлежат 51 % акций KrasAir, 50 % ДАЛ, 46, 5 % "Самары". Гендиректору KrasAir Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам - около 40 % KrasAir, 48, 6 % ДАЛ, около 40 % "Самары", около 70 % "Омскавиа" и 100 % "Сибавиатранса".

О том, что Владимир Путин на днях одобрил создание холдинга на базе пяти авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion, "Ведомостям" рассказали два сотрудника Минтранса и чиновник Росимущества. "О [положительной] резолюции президента уже говорят во всех коридорах", - замечает один из них. Правда, официально этот документ ни до одного из ведомств еще не дошел, уверяют все трое, и самой резолюции никто из них не видел. Но другой госслужащий, видевший этот документ, рассказал, что слово "согласен" президент написал на обращении двух министров - Германа Грефа (Минэкономразвития) и Игоря Левитина (Минтранс). Они просили Путина одобрить их действия по созданию на базе авиакомпании KrasAir холдинга без сохранения госконтроля над этой компанией, уточнил чиновник Настоящий автор этой идеи -гендиректор и совладелец KrasAir Борис Абрамович. Красноярский предприниматель в 1998 г. возглавил KrasAir и начал скупать ее акции, а с 2004 г. добавил к своим активам акции ДАЛ, "Самары" и "Омскавиа".

К 2005 г. все пять компаний стали координировать цены и маршруты, а Абрамович начал уговаривать чиновников одобрить и формальное объединение. "Госпакет мы не размоем", - обещал тогда в интервью "Ведомостям" Абрамович. Но, по расчетам Росбанка, доля государства в объединенной компании сократилась бы до 32 % и стоила бы $79 млн. А нанятый KrasAir оценщик - аудиторская компания "Пачоли" - оценил госпакет в 42, 2 %, а его стоимость - в $110 млн. Росимущество выступило против этой схемы, но Минэкономразвития и Минтранс поддержали Абрамовича. Полгода назад они подготовили проект указа президента о создании нового авиахолдинга. "Объединение приведет к удорожанию госпакета" - такое мнение замминистра транспорта Александра Мишарина передали "Ведомостям" его представители. В KrasAir пока не спешат радоваться и от комментариев по поводу резолюции Путина отказались. С самим Абрамовичем "Ведомостям" связаться не удалось.

Сотрудник Минтранса уверен, что положительная резолюция президента решит все проблемы с проектом указа о создании AiRUnion. Но чиновник Росимущества говорит, что агентство будет настаивать на передаче госпакета акций KrasAir в капитал "Аэрофлота". Эта компания тоже хочет укрупниться за счет пяти крупнейших авиакомпаний, включая KrasAir. В "Аэрофлоте" о президентской поддержке создания AiRUnion ничего не слышали, уверяет директор по стратегическому развитию "Аэрофлота" Сергей Харитонов. "Оценивать саму идею [создания холдинга AiRUnion] мы не можем, потому что она близка нашей, - добавляет он. - Но, по нашим данным, объективной синергии у AiRUnion нет".

Эксперты тоже разделились на тех, кто за укрупнение "Аэрофлота", и тех, кто поддерживает KrasAir. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова уверена, что ставку стоит делать на "Аэрофлот". Весь российский рынок авиаперевозок - это лишь 35 млн пассажиров в год и на таком рынке могут работать максимум два-три игрока, рассуждает она. Поэтому "Аэрофлот" должен стать основным международным перевозчиком, а внутренние рейсы могут поделить более динамичные "Сибирь" и UTair, резюмирует Сахнова. AiRUnion действительно терял пассажиров в 2005 г., признает Михаил Ганелин из "Центринвест Груп": KrasAir снизила перевозки на 5, 8 %, ДАЛ - на 7, 3 %, "Самара" - на 6, 8 %. Но отрасль от их объединения только выиграет, считает аналитик. "С такой конкуренцией выигрывает и пассажир", - вторит его коллега из Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков.

Впрочем, AiRUnion будет далеко отставать от "Аэрофлота" по финансовым показателям. С парком из 130 самолетов (против 83 лайнеров "Аэрофлота") выручка нового холдинга вряд ли превысит $800 млн в 2006 г., полагает Ганелин. Даже у "Сибири" прогноз выше - около $900 млн, а у "Аэрофлота" - $2, 5 млрд. Судаков уверен, что доходы AiRUnion составят около $700 млн, EBITDA - $15-20 млн. А сама компания будет стоить не дороже $300 млн (вчера капитализация "Аэрофлота" достигла $2, 4 млрд).

"Бюджет единого края".

("Красноярский рабочий", 04.05.06)

Сегодня губернатор Александр Хлопонин откроет расширенное заседание коллегии департамента финансов администрации нашего региона. Более шестисот руководителей финансовых органов края и финансовых работников муниципальных образований обсудят итоги 2005 года и новые принципы финансовой политики в регионе. Дело в том, что на этот раз состоится обсуждение первого бюджета объединённого Красноярского края. Работа над важнейшим документом уже началась.

"Предложение, от которого трудно отказаться".

("Красноярский рабочий", 04.05.06)

Губернатор Александр Хлопонин встретился со студентами Финансовой академии при правительстве России. Делегация из сорока человек - наиболее активных членов клуба политического диалога Финансовой академии - приехала в Красноярск по приглашению самого Александра Геннадиевича, который рассказал им о крупнейших инвестиционных проектах региона. Впрочем, составить собственное представление о крае московские студенты смогут во время экскурсий по наиболее известным и популярным нашим туристическим маршрутами, а также в непосредственном общении с красноярскими студентами. Губернатор же сделал гостям предложение приехать в Сибирь уже в качестве квалифицированных специалистов: "У нас сейчас интересней, чем где-либо в России, а, может быть, даже в мире".

"Жильё для ликвидаторов".

("Красноярский рабочий", 04.05.06)

Губернатор Александр Хлопонин встретился с активистами Красноярского отделения Общероссийской общественной организации инвалидов-чернобыльцев. Администрация края совместно с депутатами Законодательного Собрания взяла на себя обязательство получить дополнительное финансирование из федерального бюджета на приобретение жилья для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 2005 году из краевого бюджета для решения этой задачи уже было выделено больше средств (10 миллионов рублей), чем из федерального (7,7). Однако этих денег хватило только на приобретение квартир для 34 семей. Между тем в очереди на получение жилья - 312 чернобыльцев.

Причём по федеральным стандартам цена одного квадратного метра жилья составляет чуть больше 15 тысяч рублей. Исходя из этих расчётов и выдаются жилищные сертификаты. Для Иланского района - это приличная сумма. Для Красноярска, где стоимость квадратного метра - 22-23 тысячи, как заявили сами чернобыльцы, - это "издевательство". Александр Хлопонин готов за счёт средств краевого бюджета компенсировать разницу между реальной рыночной ценой и федеральными стандартами. Решено также разработать краевой закон о 50-процентной компенсации затрат на жилищно-коммунальные услуги членам семей участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Они пользовались этими льготами только до 1 января 2005 года, когда вступили в силу новые федеральные законы. Губернатор считает, что это несправедливо. Всего в нашем крае проживает 2887 членов семей участников аварии на Чернобыльской АЭС. По предварительным расчётам, новый закон обойдётся краевому бюджету в 12,3 миллиона рублей.

"Верить не торопись во всякую летопись".

("Сегодняшняя газета", 04.05.06, Людмила Винская)

ВЧЕРА журналистка Елена Деньгина, как это время от времени бывает с сотрудниками "Красноярского рабочего", что называется, ударилась в религию. А как же: Великий праздник, охота же приобщиться, показать, что и ты кое-что в этом соображаешь, порассуждать про светлые дни, про перезвон, не особо задумываясь, отличается ли он от трезвона, благовеста. Ну и так далее. Но не это главное. В "Красноярской неделе" (это дочка "Красраба", который теперь по средам не выходит) Деньгина "пасхальной" заметкой "Благодатный огонь" сообщила весть, которую, надо полагать, с изумлением воспримут прихожане лесосибирского Крестовоздвиженского храма и сам благочинный Андрей Юревич, фамилию которого автор почему-то ни разу не упомянула. Сдается мне, она ее и не знает. А это все равно, что публикацию в газете подписать просто - Елена. Так вот та самая Елена и оповестила читателей, будто собор в Лесосибирске был построен по проекту отца Андрея. Сударыня, соврамши! Целая архитектурная мастерская "Архитектон" под руководством Александра Банникова семь лет трудилась над проектом этой великолепной церкви, а Деньгина этого и не заметила. Слышала звон, что отец Андрей - в прошлом архитектор, мечтавший построить храм в городе, с которым связал свою судьбу. И тут же приписала ему авторство. Обула проектировщиков. Вот такую Сибириаду сочиняют иные летописцы. И хоть бы хны.

Тематику, связанную с Красноярским краем, отразила 2 мая и "Российская газета" ("Мариинская Сибириада"). И тоже с помощью Елены. Но другой - Чишковская у нее фамилия. Теперь вся Россия узнала, как в Красноярске любят вердиевскую оперу "Набукко". "Я даже подумывал, не повторить ли мне ее "на бис", так проникновенно она прозвучала и так замечательно была принята залом", - заявил Валерий Гергиев после представления. Гергиев такими словами бросаться зря не станет. Потому что это - Гергиев. "Понравился спектакль и присутствовавшему в театре главе РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу, приехавшему в Сибирь для участия в совещании по строительству Богучанской ГЭС. "Такой колоссальный проект хотелось начать на высокой ноте, - объяснил г-н Чубайс. - А что может быть выше, чем то, что происходило здесь сегодня, с таким накалом ассирийских страстей?"

Понимаете теперь, где мы живем? О "высокой ноте", которую хочет взять Чубайс, написала и "Независимая газета" (№28, Игорь Наумов "Чубайс нацелился на Инвестфонд"). Там черным по белому значится: "10-12 мая в правительство поступит запрос о выделении более одного миллиарда долларов на достройку Богучанской ГЭС. Анатолий Чубайс рассчитывает на помощь Инвестфонда в достройке Богучанской ГЭС".

Далее читаем: "Срок пуска первого агрегата - 2009 год, - заявил Анатолий Чубайс. - Это крупнейшая стройка в современной России, я не знаю другого проекта такого масштаба в экономике". Правда, столичный автор навеличивает Кежемский район Кежимским, но это уже чепуха. Хорошо хоть не перепутал наш край с Краснодарским. И на том спасибо.

Обосновывая необходимость выделения инвестиций, Анатолий Чубайс напомнил, что строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода является основным элементом программы комплексного развития Нижнего Приангарья. Деньги, конечно, требуются огромаднейшие. Дадут ли? Проникнутся ли просьбой Чубайса? Но, как заявил "РГ" губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, "по качеству и глубине проработки аналогов такой заявки еще не было". Ответ будет дан скоро. Гадать не будем - дадут или не дадут: чтоб не сглазить. Но каков размах, а! Соображаете, где живем? То-то!