Азербайджан в цугцванге: интервью Сардара Джалалоглу
25 апреля начался визит президента Азербайджана
ИА REGNUM: Каковы, по-вашему, причины приглашения президента Ильхама Алиева в США именно сейчас, а не год или два назад?
На сегодняшний момент у США в Азербайджане имеются несколько приоритетов. Первым из них является контроль над углеводородами азербайджанского сектора Каспия и, по возможности, всего каспийского бассейна. Вторым - скорейшее урегулирование карабахского конфликта для обеспечения безопасной и бесперебойной транспортировки каспийской нефти. Решение карабахского конфликта в этом году имеет для США важность и в свете, возможно, предстоящих следующей весной действий против Ирана, по-прежнему, игнорирующего призывы международного сообщества. Третий приоритет - постоянно декларируемые Вашингтоном распространение демократии в мире и обеспечение гражданских свобод.
Именно в силу отставания Азербайджана в последнем вопросе, массовых фальсификаций, допущенных властями в ходе президентских и парламентских выборов, преследований оппозиции и разгона ее мероприятий не оставляли администрации Белого дома возможности пригласить в США Ильхама Алиева. А сейчас руководитель Азербайджана приглашен в США исключительно из-за обострения обстановки вокруг Ирана, скорейшего урегулирования карабахского конфликта и скорого ввода в действие "большой трубы"
ИА REGNUM: Может ли Азербайджан при том или ином геополитическом раскладе принять прямое или косвенное участие в сколачиваемой, по некоторым сведениям, Вашингтоном антииранской коалиции?
Я считаю, что степень участия в атииранской коалиции является ключевым вопросом предстоящей встречи глав США и Азербайджана. Именно этот вопрос заставил Буша закрыть глаза на антидемократическую сущность азербайджанских властей и, скрепя сердце, встретиться с Алиевым. Создавшаяся ситуация для Азербайджана похожа на положение, именуемое в шахматной терминологии "цугцвангом", при котором любые возможные ходы ведут к проигрышу. Но, у страны есть единственный шанс удержаться на узкой тропе, одинаково дистанцироваться от США и Ирана, и хочется надеяться, что Алиев сумеет это сделать.
ИА REGNUM: Подвергнется ли президент Азербайджана в Вашингтоне давлению по карабахской проблеме?
Должен отметить, что карабахская проблема не может быть урегулирована без согласия России. Даже если Алиев поддастся гипотетическому давлению и уступит, это никак не может считаться решением указанной проблемы. Конечно, про Карабах говорить будут, но я не верю в возможность серьезного прорыва без учета интересов и позиции Москвы. Сомневаюсь также в оказании Вашингтоном на Баку сколь-нибудь значимого давления в данном вопросе.
ИА REGNUM: Будут ли обсуждаться другие вопросы, и какие могут быть заключены договоренности?
Мне кажется, что американский президент в беседе с азербайджанским коллегой обязательно затронет вопросы прав человека, справедливых выборов, политических и экономических реформ и развития демократии в Азербайджане. Наверняка, Ильхам Алиев, как в свое время его отец, даст устное согласие американскому президенту. Но этим дело, как это не раз происходило раньше, и ограничится. Да и сама прагматичная вашингтонская администрация не ставит среди своих приоритетов в Азербайджане главным развитие в этой стране демократии, что наглядно продемонстрировали как парламентские выборы, прошедшие прошлой осенью, так и поствыборный период, включая неоправданно жестокий разгон митинга 26 ноября. А письменные соглашения, даже если таковые два руководителя и подпишут, окажутся больше декларативными и не будут наполнены конкретным содержанием.
ИА REGNUM: По мнению ряда экспертов, Алиев старший в свое время дал Вашингтону ряд обещаний, которые сейчас приходится выполнять нынешнему президенту. Соответствует ли это утверждение действительности?
Еще когда у власти был Клинтон, Алиев старший во всеуслышание заявил в Вашингтоне, что непременно будет развивать демократию в Азербайджане. Как помните, вскоре после этого были подписаны "Контракт века" и другие нефтяные договора. Такие же векселя Гейдар Алиев охотно выдавал в ООН и других международных организациях. А когда у него спрашивали результаты, он хитроумно находил тысячи причин, убедительно объясняющих пробуксовывание демократических процессов в Азербайджане. Ильхам Алиев, несмотря на свои многочисленные заявления о продолжении курса отца, фактически дезавуировал все его обещания. В качестве примера достаточно показать переговоры по Карабаху, которые он предложил начать с нуля. Как мне видится, он начал строить с нуля также и отношения с Западом и Россией.
Многих вводит в заблуждение внешний антураж - переименование в честь его отца школ, возведение памятников... Но на деле у нынешнего президента все совершенно другое и даже более жесткие способы удержания власти. Так что, не думаю, что с него можно что-то спросить по старым счетам, каковыми бы они ни были.
ИА REGNUM: Что принесет Азербайджану и всему Южному Кавказу вашингтонский вояж Ильхама Алиева?
Как это ни парадоксально звучит, нынешнее приглашение из Вашингтона является для Алиева, два года добивающегося этого, самым нежеланным. В столь сложной международной обстановке и скопившемся напряжении в обществе руководителю Азербайджана ничего хорошего "не светит". Что же касается региона, то он слишком неоднороден, чтобы можно было рассуждать о воздействии на него в целом. В Грузии, где произошла "розовая" революция, у власти демократы. В Азербайджане и Армении - нелегитимные антинародные режимы. Последняя, придавая неоправданно большое значение военному союзу с Россией, пока не осознает, что является частью региона со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому от визита Алиева в Вашингтон ничего как в регионе, так в Азербайджане не изменится. Хотя нельзя полностью отбрасывать возможность его серьезного провала, в случае которого нашей стране придется туго.
ИА REGNUM: Случайны ли, по-вашему, участившиеся в последнее время визиты руководителей Ирана в Азербайджан?
Конечно, нет. Иран был очень обеспокоен намечавшимся визитом руководителя Азербайджана в США. В Тегеране прекрасно понимали, о чем там будет идти речь и делали все, чтобы заранее нейтрализовать Баку. Именно поэтому в Азербайджан приезжал военный министр Ирана, предлагавший стране все блага вплоть до построения оборонного комплекса. Именно этой политике служит предстоящий визит иранского президента, каковы бы ни были его видимые причины. Повторяю, Азербайджан находится перед очень серьезными угрозами в случае военных действий США в Иране. Это и ракетные удары (когда терпящей поражение стороне уже терять нечего) по городам, нефтепроводу, промышленным объектам. Это и армия беженцев - иранских азербайджанцев. Это и масса других, уже второстепенных проблем.