26 апреля 2006 года исполняется 20 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Последствия катастрофы устраняли более 400 тысяч человек, из них 371 житель города Великие Луки и Великолукского района. Как живут ликвидаторы аварии города Великие Луки, в чем нуждаются, что думают о завтрашнем дне - об этом рассказал корреспонденту ИА REGNUM председатель Великолукской городской общественной организации "Союз Чернобыль" Борис Можайкин.

ИА REGNUM: Борис Николаевич, как вы оказались в Чернобыле?
В июне 1986 года меня вызвали в Партком Великолукского Локомотиворемонтного завода, где попросили придти в военкомат на военные сборы. В военкомате нам объяснили, что мы едем на специальные сборы, но не говорили, что мы едем в Чернобыль. Как позже оказалось, мы попали в трубопроводный батальон, и наша часть предполагается к отправке на ликвидацию последствий на Чернобыльскую АЭС. Наш батальон был укомплектован тремя эшелонами труб (150 км труб). Кадровый состав батальона состоял в основном из офицеров, прибывших из Афганистана. Военнослужащие были из Великих Лук, Пскова, Новгорода, Ленинграда. Я был призван как политический работник, на должность секретаря комитета комсомола батальона, а следовательно, имел дублера (то есть я мог отказаться ехать на место катастрофы). Но я поехал.

ИА REGNUM: Ваши впечатления после прибытия на место?
По прибытию в зараженную зону, сильнее всего запомнилась атмосфера единения людей. Тогда весь Советский Союз бросился помогать людям, выселенным с зараженных территорий. Мы видели целые поселки, растущие на глазах. Поражала отзывчивость нашего народа и обилие строительной техники. В поселке Старые Соколы на чистом поле наш батальон разбил лагерь и простоял там более двух месяцев. Батальон монтировал большие отрезки труб для того чтобы быстро перекачать водоемы охлаждения в могильник. Через неделю пребывания на зараженной территории весь личный состав нашего батальона захрипел, потому что воздух был насыщен изотопами радиоактивного йода. И только на третью неделю нам привезли йодистый калий, который мы должны были принять до прибытия в Чернобыль.

ИА REGNUM: Каковы последствия работы ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС?
Дело в том, что проблема Чернобыля до конца не изучена специалистами до сих пор. В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС участвовал 371 житель города Великие Луки и Великолукского района, из них 103 человека уже нет в живых. Практически все они не дожили до 60 лет. Это не проблема возраста. Чернобыльская катастрофа выявила так называемый "чернобыльский синдром", который действует на психологию мужчин. Когда мы ехали на ликвидацию аварии Чернобыльской АЭС, то не задумывались о последствиях, существовало такое понятие: "Надо!". А сейчас, я, например, задумываюсь над тем, что будет со здоровьем у моей дочери, которая родилась уже после трагедии. В Великих Луках сейчас живет 38 детей, рожденных от родителей-ликвидаторов последствий аварии.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, достаточно ли внимательно власти относятся к проблемам чернобыльцев?
Суть претензий чернобыльцев к государству - невыполнение ряда объявленных льгот. Если льготы есть, то они должны выполняться, льготы - это право чернобыльца, так как они выполнили свою обязанность перед государством, теперь дело за государством. Чернобыльцы борются за свои права. Суды всех уровней завалены исками и делами об индексации периодических платежей.

ИА REGNUM: Борис Николаевич, а за что борется Великолукская городская общественной организации "Союз Чернобыль"?
С 1991 года наша организация борется за права своих членов. "Союз Чернобыль" существует, для того, чтобы чиновникам еще раз напомнить о себе. Ведь более 130 великолучан, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС награждены правительственными наградами: "Орденом Мужества" или "Медалью за спасение погибавших". Знаменательное событие для нашей организации и для города в целом произойдет 26 апреля. В этот день в Великих Луках будет установлен памятный знак великолучанам, участвовавшим в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Памятный знак будет представлять собой плиту размером 1 метр 30 сантиметров, высотой 90 сантиметров. На плите будет сделана памятная надпись, а на обратной ее стороне предполагается высечь контур IV блока чернобыльской АЭС.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, нужно ли развивать атомную энергетику в России?
Конечно же, атомные электростанции нужны стране. Но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обращать внимание: на политическую ситуацию в стране, на человеческий фактор, вовремя обращать внимание на технические проблемы, на профессионализм работников атомных электростанций.